Добровольская Анна
Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация ребенка в детском саду
Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду. Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В привычную, сложившуюся жизнь в семье буквально врываются изменения: чёткий режим дня, отсутствие родных и близких, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, резко уменьшается количество персонального внимания. Ребёнку необходимо время, чтобы адаптироваться к этой новой жизни в детскому саду.
Публикация «Консультация для родителей „Адаптация ребенка в детском саду“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Темочки
Что такое адаптация?
Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке.
Процесс адаптации ребёнка в детском саду может протекать по-разному. Одни ребятишки скорее привыкают к изменившейся обстановке, другие же надолго беспокоят родителей негативными поведенческими реакциями.
Психологи выделяют несколько степеней адаптационного процесса.
Лёгкая адаптация
В этом случае малыш вливается в детский коллектив за 2 — 4 недели. Подобный вариант адаптации характерен для большинства детей и отличается ускоренным исчезновением негативных поведенческих реакций. Судить о том, что малыш с лёгкостью привыкает к садику, можно по следующим особенностям:
1. он без слёз и истерик заходит и остаётся в групповом помещении;
2. при обращении глядит в глаза педагогам; способен озвучить просьбу о помощи;
3. первым идёт на контакт с ровесниками; способен занять себя на короткий промежуток времени;
4. с лёгкостью подстраивается под дневной распорядок;
5. адекватно реагирует на воспитательские одобрительные или неодобрительные реплики;
6. рассказывает родителям, как проходили занятия в саду.
Средняя адаптация
Не менее 1,5 месяцев. При этом ребёнок частенько болеет, демонстрирует выраженные негативные реакции.
При наблюдении за ребёнком можно отметить, что он:
1. с трудом расстаётся с матерью, плачет немного после разлуки;
2. при отвлечении забывает о расставании и включается в игру;
3. общается со сверстниками и воспитателем;
4. придерживается озвученных правил и распорядка;
5. адекватно реагирует на замечания;
6. редко становится зачинщиком конфликтных ситуаций.
Тяжёлая адаптация
Малыши с тяжёлым типом адаптационного процесса встречаются довольно редко, однако их легко можно обнаружить в детском коллективе.
Основные особенности ребёнка с тяжёлой степенью адаптации:
1. нежелание контактировать с ровесниками и взрослыми;
2. слёзы, истерики, ступор при расставании с родителями в течение долго времени;
3. отказ заходить из раздевалки в игровое помещение;
4. нежелание играть, принимать пищу, ложиться в кроватку;
5. агрессивность либо замкнутость;
6. неадекватное реагирование на обращение к нему воспитателя (слёзы или испуг).
Обычно адаптация проходит за 3-4 недели, но случается, что она растягивается на 3-4 месяца.
Стрессовое состояние, в котором находится ребёнок, пытаясь приспособиться к изменившимся условиям, выражается следующими состояниями:
1. нарушенный сон – ребёнок просыпается со слёзками и отказывается засыпать;
2. сниженный аппетит (или его полное отсутствие) – ребёнок не желает пробовать незнакомые блюда;
3. регрессия психологических умений – ребёнок, прежде говорящий, умеющий одеваться, использовать столовые приборы, ходить в горшок, «теряет» подобные навыки;
4. снижение познавательного интереса – малыши не интересуются новыми игровыми принадлежностями и ровесниками;
5. агрессия или апатия – деятельные дети внезапно снижают активность, а прежде спокойные малыши выказывают агрессивность;
6. понижение иммунитета – в период адаптации маленького ребёнка к детскому саду снижается устойчивость к инфекционным заболеваниям.
Трудности адаптационного периода, степень выраженности адаптационных нарушений связывают, прежде всего:
1. с предшествующими условиями воспитания, под влиянием которых формируется система высшей нервной деятельности ребенка;
2. со своеобразием межличностных взаимоотношений взрослых и детей, с уровнем привязанности ребенка к матери;
3. с организацией учебно-воспитательного процесса в дошкольных учреждениях, социальными условиями;
4. с индивидуальными особенностями ребенка: возрастными, психологическими, психофизиологическими, нейрофизиологическими, психогенетическими.
Кому адаптироваться легче?
1. детям, чьи родители готовили их к посещению сада заранее, за несколько месяцев до этого события. Эта подготовка могла заключаться в том, что родители читали сказочные истории о посещении садика, играли «в садик» с игрушками, гуляли возле него, рассказывая малышу, что ему предстоит туда ходить;
2. детям, физически здоровым, т. е. не имеющим ни хронических заболеваний, ни предрасположенности к частым простудным заболеваниям. В адаптационный период все силы организма напряжены, и когда можно направить их на привыкание к новому, не тратя еще и на борьбу с болезнью, это хороший «старт»;
3. детям, имеющим навыки самостоятельности. Это одевание (хотя бы в небольшом объеме, культурно-гигиенические навыки, самостоятельное принятие пищи;
4. детям, чей режим близок к режиму сада. За месяц до посещения сада родителям лучше начать приводить режим ребенка к тому, какой его ждет в саду. Для того, чтобы легко встать утром, ложиться нужно не позже 20:30.
Что влияет на адаптацию ребёнка?
1. Возраст. Нередко родительницы, стремясь пораньше выйти на рабочее место, отдают малыша в детский сад в два года, а то и раньше. Однако чаще всего подобный шаг не приносит особой пользы, поскольку ребёнок раннего возраста ещё не способен взаимодействовать с ровесниками. Оптимальный возрастной промежуток, который более всего подходит для привыкания к детскому саду – 3 года.
В возрасте 1 — 3 лет происходит формирование детско-родительских отношений и привязанности к матери. Именно поэтому продолжительная разлука вызывает у малыша нервный срыв и нарушает базовое доверие к миру.
2. Состояние здоровья. Дети с серьёзными хроническими заболеваниями (астма, диабет и пр.) достаточно часто испытывают сложности с привыканием в силу особенностей организма и повышенной психологической связи с родителями.
3. Степень психологического развития. Ещё один момент, который может воспрепятствовать успешному привыканию к ДОУ – отклонение от усреднённых показателей познавательного развития. Причём привести к дезадаптации может как задержанное психическое развитие, так и одарённость.
4. Уровень социализации. Адаптация ребёнка к детскому саду предполагает рост контактов с ровесниками и с незнакомыми взрослыми. При этом существует определённая закономерность – скорее привыкают к новому обществу те малыши, чей социальный круг не ограничивался родителями и бабушками.
Каждый родитель, видя, насколько ребенку непросто, желает помочь ему быстрее адаптироваться. Комплекс мер состоит в том, чтобы создать дома бережную обстановку, щадящую нервную систему малыша:
В выходные дни не меняйте режим дня ребенка. Можно позволить поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять «отсыпаться» слишком долго, что существенно сдвигает распорядок дня.
Не перегружайте малыша в период адаптации.
Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте малыша, гладьте по головке, говорите ласковые слова. Больше хвалите, чем ругайте.
Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите ребёнка, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру).
Согласовав предварительно с воспитателем, дайте в сад небольшую мягкую игрушку. Малыши этого возраста могут нуждаться в игрушке — заместителе мамы, – которая является частичкой дома, ребенку будет гораздо спокойнее.
Призовите на помощь сказку или игру. Придумайте свою сказку о том, как маленький мишка впервые пошел в садик, и как ему сначала было неуютно и немного страшно, и как потом он подружился с детьми и воспитателями. "Проиграйте" эту сказку с игрушками. И в сказке, и в игре ключевым моментом является возвращение мамы за ребенком, поэтому ни в коем случае не прерывайте повествования, пока не настанет этот момент.
Больше всего родитель и ребенок расстраиваются при расставании. Как нужно организовать утро, чтобы день и у мамы, и у малыша прошел спокойно?
Главное правило таково: спокойна мама — спокоен малыш. Он «считывает» вашу неуверенность и еще больше расстраивается.
И дома, и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно. Проявляйте доброжелательную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду — раздевании. Разговаривайте с ребенком не слишком громким, но уверенным голосом, озвучивая все, что вы делаете. Иногда хорошим помощником при пробуждении и сборах является та самая игрушка, которую ребёнок берет с собой в садик. Видя, что зайчик "так хочет в сад", малыш заразится его уверенностью и хорошим настроением.
Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться.
Обязательно скажите, что вы придете, и обозначьте, когда (после прогулки, обеда, или после того, как он поспит и покушает). Малышу легче знать, что мама придет после какого-то события, чем ждать ее каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания!
Придумайте свой ритуал прощания (например, поцеловать, помахать рукой, сказать «пока»). После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчитесь в нерешительности, тем сильнее переживает малыш.