Мария Сопронюк
Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация
– это приспособительная реакция, основанная на инстинкте самосохранения, предполагает избегание опасных, неблагоприятных для индивидуума ситуаций.
Отрыв от семьи, помещение в изолированную детскую среду, в совершенно незнакомую обстановку, оказывается для ребенка именно такой неблагоприятной ситуацией. Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В привычную, сложившуюся жизнь в семье буквально врываются изменения: чёткий режим дня, отсутствие родных и близких, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, резко уменьшается количество персонального внимания.
Публикация «Консультация для родителей „Адаптация детей раннего возраста в детском саду“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Темочки
Ребёнку необходимо время, чтобы адаптироваться к этой новой жизни в детскому саду.
В процессе адаптации поведение и реакции на многое у ребенка могут резко поменяться:
- эмоциональное состояние (ребенок плачет, раздражается);
- нарушается аппетит (ребенок ест меньше и реже);
- нарушается сон (сон кратковременный, прерывистый);
-утрачиваются приобретенные навыки (малыш может вернуться к соске или перестать проситься на горшок, речь может затормозиться);
- дети нередко заболевают (это связано с психическим напряжением и с тем, что ребенок сталкивается с новыми вирусами).
Но эти изменения являются естественной реакцией на новые условия жизни, поэтому к ним нужно отнестись с пониманием. Не беспокойтесь: когда ребенок привыкнет к садику, всё «станет на круги своя».
Адаптация детей раннего возраста к дошкольному учреждению проходит 4 этапа.
На 1 этапе у всех детей наблюдаются признаки неблагополучия в эмоциональной сфере. Малыши отказываются от общения с другими людьми, от игрушек, болезненно реагируют на расставание с родителями, в группе ведут себя беспокойно, часто капризничают, плачут, постоянно спрашивают про маму, просятся домой. К сверстникам и воспитателю относятся равнодушно или сторонятся их.
На 2 этапе дети из множества незнакомых людей выделяют для себя воспитателя. Они начинают откликаться на его обращение по имени, реагировать на ласку и предложения поиграть, обращаться к нему за помощью, если возникают затруднения при соблюдении режимных процедур и если что-нибудь не получается. Малыши пытаются найти у воспитателя утешение в своей тоске по дому и разлуке с мамой.
На 3 этапе дети начинают активно пользоваться игрушками, которые есть в группе, исследовать незнакомые предметы и окружающую обстановку группы.
На 4 этапе у малышей наблюдается интерес к другим детям, потребность в общении с ними. Дети стремятся привлечь к себе внимание товарища, улыбаются, смеются при встрече с ровесником, заглядывают в глаза, предлагают игрушки стремясь удержать его внимание. Дети начинают интересоваться совместными играми со сверстниками, появляются избирательные симпатии к некоторым детям.
Данные этапы привыкания проходят все малыши, пришедшие в детский сад, но их продолжительность у всех детей разная. Этим и определяются особенности адаптации.
Задача педагога – постараться провести процесс привыкания ребенка наиболее легко и быстро.
Но родителям тоже следует придерживаться следующих советов:
1. Не растягивайте момент прощания с ребёнком. Не показывайте ему своё волнение.
2. Рассказывайте, что будете делать, пока ребёнок находится в садике.
3. Рассказывайте, что ребёнок может делать в садике, объясняйте, что с ним поиграют, погуляют, помогут и т. д.
4. Первое время берите в садик любимую игрушку, книжку.
5. Говорите уверенно с ребёнком. Когда вы говорите несчастным тоном, он думает, что может вас переубедить и будет плакать ещё больше.
6. Помните, не вы первые, не вы последние. Вы не одиноки. Все родители переживают то же самое каждый день.
7. Не скупитесь на похвалу.
8. Постарайтесь создать в семье спокойную дружескую атмосферу.
9. Компенсируйте недостаток внимания дома, больше играйте, лепите и рисуйте. Чаще обнимайте ребенка.