Ольга Овчарова
Консультация для родителей «Игра в жизни ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
"Игра в жизни ребенка "
1. Игра – это, пожалуй, самое интересное в мире занятие. Принято считать, что это понятие относится к детскому периоду жизни человека. Но это не так. Достаточно вспомнить несколько распространенных выражений «взрослого» языка. Например, «играть на бирже», «поднимать тяжести играючи», «игривый характер», «играть чувствами» и т. д. Кроме того, существует множество «взрослых» игр. К ним можно отнести различные викторины и интеллектуальные игры, которые в изобилии присутствуют на телеэкранах. Существуют компьютерные игры, рассчитанные не только на детей, но и на взрослых игроков. Некоторые люди объединяются в команды, чтобы принять участие в ролевых играх в стиле фэнтези или повторяющих какое либо историческое событие. И, конечно, не стоит забывать о разнообразных спортивных играх и состязаниях.
Публикация «Консультация для родителей „Игра в жизни ребенка“» размещена в разделах
Игра – это разновидность физической и интеллектуальной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Игровая деятельность является ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста, подготавливая детей к следующему виду деятельности, к учебной.
Некоторые современные родители забывают о том, что ребенок должен играть и стараются как можно быстрее перейти к учебе, тем самым вторгаясь в природный процесс развития и нарушая права ребенка. В Конвенции ООН о правах ребёнка закреплено право ребёнка участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной и творческой жизни и заниматься искусством (ст. 31, п. 1) Право ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27, п. 1, 3)
Игра не только развлекает человека, дарит ему радость и веселье, но и развивает его. С раннего детства родители покупают своему ребенку разные игрушки. Это могут быть и погремушки, и маленькие мячики, которые ребенок пытается схватить, разные разноцветные вертушки, которые заставляют ребенка смотреть на них и радоваться красоте блестящих цветочков.
Посредством игры человек уже с малых лет начинает воспринимать этот мир: слышать его, осязать, смотреть. Наверное, сам ребенок еще не представляет, что с игры начинается его развитие, его становление в этом мире, для него игра – это радость, приятное и беспечное времяпрепровождение.
Согласно самой общей классификации, все игры можно отнести к одной из двух больших групп. Фактором различия в них являются формы детской активности и участие взрослого.
К 1 группе, название которой - "Самостоятельные игры", относится такая игровая деятельность ребенка, в подготовке и проведении которой взрослый не принимает непосредственного участия. На первом плане – активность детей. Они должны поставить цель игры, развить ее и решить самостоятельно. Дети в таких играх проявляют инициативу, что говорит об определенном уровне их интеллектуального развития. В эту группу можно отнести познавательные игры и сюжетные, функция которых - развивать мышление ребенка.
2-я группа – игры обучающие, которые предусматривают присутствие взрослого. Он создает правила и координирует работу детей до достижения ими результата. Используются эти игры с целью обучения, развития, воспитания. К данной группе можно отнести игры-развлечения, игры-драматизации, музыкальные, дидактические, подвижные игры. От игры обучающего типа можно плавно перенаправлять деятельность ребенка на этап обучения. Эти виды игровой деятельности обобщают ее, в них можно выделить еще много подвидов с разным сценарием и различными целями.
Существует множество видов игр. Среди них можно выделить спортивные, настольные, командные, индивидуальные, уличные, логические, азартные, интеллектуальные, деловые, компьютерные, ролевые и т. д.
Сюжетно-ролевая игра – это игра, направленная на активное усвоение новых социальных ролей, самореализацию, приобретение нового социального опыта. Игра увлекает и включает ребенка в новые для него отношения. Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.
Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Театрализованная игра - это творческая игра. Она представляет собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказок, рассказов, инсценировок).
Подвижные игры - это сложная, двигательная, эмоционально окрашенная деятельность, обусловленная правилами. Подвижная игра оказывает большое оздоровительное влияние на организм ребенка. В процессе игры двигательная активность детей вызывает деятельное состояние всего организма, усиливает процессы обмена веществ, повышает жизненный тонус. Оздоровительный эффект подвижных игр объясняется также положительными эмоциями детей, возникающими в процессе игровой деятельности и благотворно влияющими на психику ребенка.
2. А теперь давайте вместе попробуем определить к какому виду относятся следующие игры:
• "Дочки-матери", "Повар" - сюжетно-ролевые.
• Прыжки на скакалке, "Жмурки", "горячая картошка" - подвижные игры.
• пальчиковый театр, инсценировка сказки "Буратино" - театрализованные.
• лото, матрешка - дидактические игры.
3. В наших магазинах огромный выбор игрушек. Но многие из них одноразовые, узкоспециализированные. А есть такие игрушки, которые не выходят "из моды" и всегда остаются востребованными. Как вы думаете, что это за игрушки? Одной из таких игрушек является мяч. Это универсальная, разновозрастная игрушка, которая способна увлечь и заинтересовать и одного непоседу, и целую компанию от 0 до 99. Давайте попробуем вспомнить игры с мячом. Кто больше?
4. Мы все хотим, чтобы наши дети, играя не только получали удовольствие, но и развивались, приобретали какие-то полезные навыки и умения. Сейчас очень много развивающих игр и игрушек, но не всегда они доступны по цене, да и не всегда нужно тратить деньги. Многие игры можно придумать и сделать самим из того, что есть под рукой.
Уважаемые родители, перед вами на столе различные предметы, которые у каждого есть дома (пуговицы, одноразовая посуда, камешки, шнурки, прищепки и т. п.). А теперь попробуйте сами придумать игры, в которые вы смогли бы поиграть со своим ребенком дома. (Родители придумывают и озвучивают варианты игр из подручного материала.)
Большое спасибо за внимание и сотрудничество!