Анна Кашенина
Консультация для родителей «Кризис трех лет: что это такое?»
▼ Скачать + Заказать документы
Кризис трех лет : что это такое?
Кризисы в развитии представляют собой относительно короткие (от нескольких месяцев до одного-двух лет) этапы жизни, на которых человек претерпевает значительные изменения и переходит на новую ступень. Эти кризисы могут возникать не только в детстве (например, в 1, 3, 7 и 13 лет, но и в зрелом возрасте, поскольку развитие личности продолжается на протяжении всей жизни.
Публикация «Консультация для родителей „Кризис трех лет: что это такое?“» размещена в разделах
Привыкание к детскому саду часто совпадает с кризисом в психическом развитии ребенка. Родители начинают замечать изменения в поведении своих детей к трем годам: они становятся более упрямыми, капризными и раздражительными. Улыбки и умиление родителей сменяются недоумением и легким раздражением. Многие не осознают, что в этот период происходит важный психический процесс: ребенок впервые активно выражает свое «Я», пытается дистанцироваться от матери, удлиняя психологическую «пуповину», стремится к самостоятельности и решению собственных задач.
При приближении к кризису наблюдаются определенные признаки:
- выраженный интерес к своему отражению в зеркале;
- ребенок начинает задумываться о своей внешности и том, как его воспринимают окружающие. У девочек это проявляется в интересе к одежде, а у мальчиков — в озабоченности успехами в играх, особенно в строительстве. Они остро реагируют на неудачи.
Кризис трех лет считается острым. В этот период ребенок может стать неуправляемым и впадать в ярость, его поведение трудно поддается коррекции. Этот этап является сложным как для ребенка, так и для его родителей.
Симптомы кризиса трех лет можно обозначить семью ключевыми характеристиками:
1. Негативизм — ребенок реагирует не на содержание слов взрослых, а на то, что они исходят от них, стремясь поступать наоборот, даже против собственных желаний.
2. Упрямство — ребенок настаивает на чем-то не из желания, а из приверженности своему первоначальному решению, требуя, чтобы его мнение учитывали.
3. Строптивость — она проявляется как противодействие установленным нормам воспитания и образу жизни, сложившемуся до трех лет.
4. Своеволие — стремление делать всё самостоятельно. Если это желание подавить, у ребенка могут возникнуть сомнения в своих силах.
5. Протест и бунт — ребенок оказывается в состоянии постоянного конфликта с окружающими.
6. Обесценивание — проявляется в том, что ребенок начинает дразнить и обзывать родителей.
7. Деспотизм — ребенок требует, чтобы родители выполняли все его желания, проявляя множество способов для утверждения своего влияния. Это стремление вернуть ту безмятежность младенчества, когда каждое желание исполнялось. По отношению к младшим братьям и сестрам деспотизм может проявляться в виде ревности.
Родителям не следует пугаться интенсивности кризиса, это не является негативным признаком. Напротив, яркие проявления самоутверждения ребенка в новом возрасте говорят о том, что его психика уже сформировала необходимые новообразования для дальнейшего развития и адаптации. В то же время отсутствие кризисных проявлений может быть обманчивым и сигнализировать о том, что ребенок не достиг соответствующих возрастных изменений.
Таким образом, не стоит бояться кризисных ситуаций, гораздо опаснее недопонимание, которое может возникнуть между родителями и детьми в этот период. Можно ли смягчить проявления кризиса, если действовать правильно? Как помочь ребенку пройти через этот этап, не закрепив негативные качества? Упрямство — это крайняя степень проявления воли, а воля необходима для ребенка; капризность — способ продемонстрировать свою значимость; эгоизм — это здоровое чувство собственного достоинства; агрессивность — форма самозащиты; замкнутость — неадекватная реакция на необходимую осторожность. Важно, чтобы ребенок вышел из кризиса с позитивными качествами. Задача родителей и педагогов — не допустить закрепления крайних проявлений.
Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности?
- Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.
- Обычно эта фаза завершается к 3,5–4 годам. Эпизоды упрямства в более старшем возрасте — это нормальное явление.
- Пик упрямства приходится на 2,5–3 года.
- Мальчики чаще проявляют упрямство сильнее, чем девочки.
- Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
- В кризисный период приступы упрямства и капризности могут происходить до 5 раз в день, а у некоторых детей — до 19 раз!
- Если у детей старше 4 лет упрямство и капризность продолжаются, это может свидетельствовать о «фиксированном» упрямстве, как способе манипуляции родителями. Чаще всего это результат уступок родителей, стремящихся к спокойствию.
- Непонятно, кто упрямее — родители, которые постоянно подчеркивают обязанности, или ребенок, который протестует против этих требований, так как не готов их выполнять.
Что могут сделать родители?
- Не придавайте чрезмерного значения упрямству и капризам. Признайте эпизод, но не беспокойтесь слишком сильно о ребенке.
- Будьте рядом во время приступа, дайте ему понять, что вы его понимаете.
- Не пытайтесь в это время что-либо внушать — это бесполезно. Крики и наказания только усугубят ситуацию.
- Будьте настойчивы в своих решениях. Если вы сказали «нет», оставайтесь при этом мнении.
- Не сдавайтесь, даже если приступ происходит в общественном месте. Чаще всего помогает просто взять ребенка за руку и уйти.
- Истерики требуют зрителей; не прибегайте к помощи окружающих, не привлекайте их внимание к «плохому» поведению.
- Попробуйте отвлечь ребенка: «У меня есть интересная игрушка (книжка и т. д.)», или «Смотри, что там за окном!» — такие маневры могут успокоить капризного малыша.
Искусство общения с ребенком требует практики, здесь пригодится ваша фантазия, чувство юмора и терпение. Не позволяйте гневу овладеть вами. Гнев лишает разума. Преодолейте его один раз, и в следующий раз вам будет легче сдерживать его, а потом вы сможете испытывать только сочувствие и желание поддержать своего малыша в этот непростой период его жизни.