Марина Мельничук
Консультация для родителей «Формирование самостоятельности у старших дошкольников как основы успешного обучения в школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей «Формирование самостоятельности у
детей старшего дошкольного возраста, как основы успешного обучения в школе»
Цель: познакомить родителей с проблемой формирования самостоятельности, показать способы решения данной проблемы через игровую деятельность.
Публикация «Консультация для родителей „Формирование самостоятельности у старших дошкольников как основы успешного обучения в школе“» размещена в разделах
- Воспитание самостоятельности у детей
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- Старшая группа
- Темочки
Воспитывать стремление и интерес к занятиям, играм и общению с ребенком для его развития.
Если спросить родителей, хотят ли они, чтобы их дети были самостоятельными, ответ будет только положительным. Если задать этот же вопрос детям, они также ответят утвердительно. Но часто, по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка – родители стремятся сделать все за ребенка сами. Но действительно ли так они оказывают ребенку помощь? Может ли ребенок быть самостоятельным? Для начала необходимо понять, что же такое самостоятельность. Самостоятельность - это независимость, способность и стремление совершать действия или поступки без помощи других; это охотное принятие ребенком предложения что – либо сделать, умение самому найти себе полезные дела и создать условия для игры, занятия, работы.
Рассмотрим характеристику такого качества, как самостоятельность.
По мнению ряда авторов, проявление самостоятельности это:
- выполнение задания при отсутствии помощи и контроля со стороны взрослого;
-умение преодолевать трудности и достигать результаты;
-умение проявлять собственную инициативу;
-умение контролировать свое поведение;
-умение оценивать свои действия и поступки;
-умение учитывать интересы сверстников, проявлять взаимопомощь, делиться с товарищами своими знаниями, научить тому, что умеешь сам;
-Умение следить за внешним видом;
-моральное удовлетворение от самостоятельно – выполненного действия.
В развитии самостоятельности могут быть намечены четыре ступени:
1. Первая ступень – когда ребенок действует в обычных для него условиях, в которых вырабатывались основные привычки, без напоминания, побуждений и помощи со стороны взрослого (сам убирает после игры строительный материал; сам идет мыть руки, когда его зовут к столу; сам говорит «пожалуйста» и «спасибо», когда просит о чем-то или благодарит за помощь).
2. Вторая ступень – ребенок самостоятельно использует привычные способы действия в новых, необычных, но близких и однородных ситуациях.
3. На третьей ступени возможен уже более далекий перенос. Освоенное правило приобретает обобщенный характер и становится критерием для определения ребенком своего поведения в любых условиях.
4. Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Активная самостоятельная работа дошкольников необходима на всех этапах деятельности, а эффективность ее обусловлена активной мыслительной деятельностью ребенка.
На какой ступени развития находится ваш ребенок?
Особенности формирования самостоятельности у старших дошкольников
Переход в подготовительную группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Такие мотивы как: мы можем научить малышей тому, что умеем; мы – помощники воспитателя; мы хотим узнать новое и многому научиться; мы готовимся к школе, – охотно принимаются старшими дошкольниками и направляют их активность
Стать самостоятельным - необходимость и естественная потребность ребёнка. По мнению В. А. Сухомлинского, ребёнок, более чем кто-либо другой стремится проявить своё «Я», утвердиться в своих знаниях, убеждая взрослого, что может сделать что-то не хуже других, доказывая, что может обойтись без их помощи. Следовательно, воспитательное воздействие взрослого дети пропускают через призму своего жизненного опыта, отвергают или принимают его и в зависимости от этого строят своё поведение.
Отличительной особенностью самостоятельности детей старшей группы является ее организованность. Инициатива ребят направляется уже на то, чтобы действовать по-своему, т. е. вопреки требованиям взрослых. Дети старшего дошкольного возраста могут и умеют направлять свою инициативу на то, чтобы лучше и быстрее выполнять порученное им или задуманное ими дело в соответствии с требованиями старших. Самостоятельность дошкольника характеризуется известной критичностью ума, способностью высказывать свою собственную точку зрения, независимую от суждения других.
Старших дошкольников начинает особенно интересовать личность другого человека. Дети стремятся вместе со взрослыми обсуждать достоинства и поступки друг друга, окружающих людей, оценивать их с точки зрения соответствия социальным нормам. В этих случаях самостоятельность ребенка приобретает нравственную направленность.
В чем проявляет самостоятельность ваш ребенок?
Как воспитать самостоятельность?
Воспитание у ребенка самостоятельности во многом зависит от того, насколько заинтересовывает его содержание предлагаемых заданий. В свою очередь, активное участие в учебном процессе ведет к развитию нравственно – волевых качеств: настойчивости, старательности, целеустремленности.
Если же при встрече с очередным детским «почему» вы, правильно оценив возможности своего ребенка, наводящими вопросами, рассуждениями помогаете ему самому что – то припомнить, сравнить, приложить усилия, подумать, то вместе с поиском правильного решения уребенка формируется настойчивость, самостоятельность мышления.
Найденный самостоятельно ответ доставляет ребенку радость победы. Он убеждается в своих возможностях, а это делает его более уверенным, самостоятельным в решении учебных задач.
Важное место в обучении дошкольников занимает игровой метод. Создание игровых ситуаций позволяет привлечь непроизвольное внимание детей.
В процессе интересных игровых действий (прятания, поиска, подражания и пр., формирование у ребенка знаний и умений осуществляется эффективнее, чем при прямом обучении.
В старшем дошкольном возрасте на базе игровых интересов у детей формируется умение самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки, сравнивать, группировать, классифицировать предметы, делать правильные выводы и обобщения. Это открывает широкие возможности для развития познавательной активности, так как ребенок в играх не просто выполняет требования взрослого, а старается самостоятельно найти решение поставленной задачи.
Полноценное развитие ребенка осуществляется в результате его самопроявления и самоутверждения в деятельности, через активность, самостоятельные пробы и ошибки. Успешность ребенка в разных видах деятельности и общении во многом зависит от способности действовать самостоятельно.