Albina Velmisova
Консультация для родителей «Роль речевого этикета в дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль речевого этикета в дошкольном возрасте»
Уважаемые мамы и папы! Хотите воспитать своего ребенка счастливым человеком, уверенным в себе, приятным в общении, богатым дружескими и деловыми связями, любимым близкими людьми, друзьями, коллегами по работе? Тогда с раннего детства необходимо терпеливо и доброжелательно обучать его правилам культурного поведения, объяснять разумность и необходимость их соблюдения, приучать радоваться своим хорошим поступкам и огорчаться из-за неправильных, ошибочных.
Публикация «Консультация для родителей „Роль речевого этикета в дошкольном возрасте“» размещена в разделах
Сегодня мы поговорим о том, какие факторы способствуют правильному нравственному воспитанию наших детей. Немаловажную роль в этом играет этикет
Этикет (в пер. с франц. - ярлык, этикетка) - свод правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения человека к людям. Здесь имеются ввиду обхождения с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда.
Первые уроки основ этикета малыш получает дома.
Если семье свойственны соблюдение правил приличия и искренние отношения, то беспокоиться не о чем. У таких родителей не возникнет вопрос : «А как же научить ребёнка здороваться?»
Нужно помнить о том, что ребёнка воспитывают не слова родителей, а обычные семейные будни. Показывайте детям примеры настоящей доброжелательности. Наблюдая ежедневно в родном доме случаи искренней симпатии к окружающим, ребёнок сам захочет радовать всех встречных добрыми словами. Ориентируясь на родителей как на образец, он научиться всем необходимым нормам поведения.
Культура речи ребенка обеспечивается обогащением словаря, развитием грамматического строя, четким звукопроизношением, грамматикой, образностью и интонационной выразительностью речи. Детей нужно учить говорить громко, отчетливо, соответствующим тоном, а также принимать соответствующую позу во время разговора - стоять прямо, не размахивать руками, смотреть в глаза, не скрещивать ноги и т. п. Целесообразно также обратить внимание на мимику и жесты во время разговора, которые должны соответствовать его содержанию, быть простыми и выразительными, целесообразными и упорядоченными. Дети не должны быть назойливыми в своих притязаниях, вмешиваться в разговор взрослых, перебивать, а должны уметь своевременно вступить в разговор, называть взрослых по имени и отчеству.
ЧТО ТАКОЕ РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ.
1. Четкая дикция и правильное произнесение слова.
2. Выразительность речи, в которой присутствуют интонационное и темповое разнообразие, а также разная степень громкости.
3. Большой словарный запас и употребление слов соответственно их значениям.
4. Отсутствие слов, нежелательных в общении (слова-паразиты, грубость, мат и т. п.) .
5. Употребление в речи не только односложных, но и многосложных предложений.
6. Умение вести диалог, т. е. задавать собеседнику вопросы и отвечать на вопросы.
7. Умение пересказывать текст, а также составлять собственные рассказы.
8. Умение доказательно обосновывать свои утверждения.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА
1. Говорить людям при встрече слова приветствия : здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер и другие.
2. При окончании встречи говорить людям слова расставания: до свидания, до скорого свидания, до новой встречи.
3. Благодарить добрым словом спасибо или благодарю людей, которые сделали для тебя что-то хорошее или оказали помощь.
4. Обязательно говорить слово пожалуйста, когда просишь людей о помощи, о том, чтобы тебе дали нужную вещь, купили игрушку или книжку.
5. В ответ на слово спасибо можно сказать слово пожалуйста.
7. Говорить людям комплименты – добрые слова, в которых отмечаются их хорошие качества, достоинства, умения.
8. Стараться не обижать людей злыми словами: ты – плохой; ты – злой; я тебя не люблю. О своей обиде лучше сказать: мне не нравится, что ты пожадничал; я не хочу, чтобы ты говорил неправду; мне не хочется сейчас с тобой играть.
9. Не говорить обидных прозвищ, они уничтожают дружеские отношения.
10. Надо обращаться к людям, называя их по именам. Так мы выделяем среди всех того человека, с которым говорим.
Ещё В. А. Сухомлинский говорил, что
" Речевая культура человека - это зеркало его духовной культуры"
Воспитатель: Вельмисова Альбина Гусейновна