Тельнова Елена Семеновна
Консультация для родителей «Развитие детского словаря»
Консультация для родителей «Развитие детского словаря»
Тельнова Елена Семеновна
Консультация для родителей «Развитие детского словаря»
Развитие детского словаря
Учитель - логопед Тельнова Е. С.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие детского словаря“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
Одна из самых важных работ по развитию речи – это словарная работа. Главный пункт в развитии лексической стороны речи в том, что она связана со всей образовательной работой, так как пополняется словарь ребенка лишь знакомясь с окружающим, в разных видах детской деятельности.
Очень часто педагоги отодвигают на второй план, работу по развитию словаря. Работа идет только по обговариванию того, что видит ребенок. Важно знать то, что обогащение словаря усваивается не только путем воспроизведения, а в условиях решения мыслительных задач. В силу этого нарушается принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.
Чтобы не нарушать этот принцип, нужно включать в систему работы методы непосредственного ознакомления с окружающим и обогащение словаря (рассматривание и обследование предметов, наблюдение и осмотры, целевые прогулки и экскурсии). И методы опосредованного знакомства с окружающим (рассматривание картин, чтение книг, игрушек, дидактических игр, загадывание загадок) внимание нужно уделять названиям предметов и явлений, их свойств, рассказывать об этих свойствах. В процессе игры и предметной деятельности, развивать способность к сравнению.
Нужно уделить время решению речевых задач. Обычно задаются вопросы: можно ли так сказать? Почему? Как сказать по-другому?
Говоря о содержании словарной работы необходимо особо подчеркнуть, что словарь дошкольника нуждается не только в количественном росте, но и в качественном совершенствовании (уточнение значений слов, семантическая точность употребления синонимов, антонимов, многозначных слов, семантически переносных слов, понимание переносных значений, в развитии образной стороны речи.
Проводите больше лексических игр и упражнений на подбор смысловых оттенков, антонимов, синонимов, многозначных слов, игры на словоизменение и словообразование.
Подбор синонимов к многозначным словам и словам с переносным значением ( например: вода бежит, лошадь бежит).
Главное помнить, что когда проводите речевые игры и упражнения, необходимо стремиться к тому, чтобы они были не продолжительными, вызывали интерес, развивали реакцию на речевую ситуацию, и формировали навыки контроля за своей речью.