Зухра Шафеева
Консультация для родителей «Методика Марии Монтессори»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Светлячок».
Консультация для родителей на тему :
«Методика Марии Монтессори».
Воспитатель: Шафеева З. Ф.
Сегодня в любой газете и на любом сайте можно встретить объявления: «Обучаем чтению с младшего дошкольного возраста» или «Раскрываем творческий потенциал дошкольника». Открываются новые детские сады и группы подготовки к школе, которые предлагают оригинальные методики обучения - как отечественные, так и зарубежные. Родители, как правило, готовы на все ради любимых детишек, ведь все давно знают, как важно не упустить момент и вовремя заняться развитием способностей малыша. Ребенка отдают в садик, работающий по системе Монтессори, и он начинает удивлять родителей и других родственников: в три года знает все буквы и цифры, в четыре уже читает и считает до ста, а в пять рисует пейзажи и натюрморты.
Публикация «Консультация для родителей „Методика Марии Монтессори“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- Темочки
Ну а в семь-восемь лет, к сожалению, ребенок «вдруг» начинает обходить книжки за километр, а то и вовсе возмущается: «Как же меня это всё достало!». Удивлены? А вы интересовались, нравится ли ребёнку постоянно учиться в столь нежном возрасте? Дети не терпят насилия и отвечают на него раздражительностью и нервозом.
Есть ли выход в этой ситуации? Да, конечно, выход есть. Нужен такой подход к образованию ребёнка, такая система раннего развития, которая позволит и научит, и до стресса не доведет.
Основное правило в Монтессори-педагогике : подвигнуть ребенка к самовоспитанию, к самообучению, к саморазвитию. А как подтолкнуть его к этому? Создать такую развивающую среду, чтобы ребенок, попадая в нее, начинал учиться самостоятельно.
Воспитание независимости от окружающих - еще один важный момент в системе Монтессори. Мария Монтессори постоянно подчеркивала, что ребенок - другой и не надо считать его маленьким взрослым. Все его существо, психика отличаются от существа и психики взрослого. И тот и другой совершенно по - разному познают мир, например: взрослый – читая, воспринимает информацию на слух, ребенок - пробуя все, как говорится, на зуб, то есть, с помощью органов чувств. Взрослый обычно получает удовольствие от результата своих действий, ребёнок - от того, что он делает что-то самостоятельно. Ребенок копирует взрослого и в то же время стремится быть независимым от него, то есть самостоятельным.
Домашняя школа Монтессори.
Занятия по методу Монтессори можно организовать и дома. Во-первых, вы уже познакомились с основными принципами воспитания по Монтессори, во-вторых, ни один педагог не знает вашего малыша лучше, чем вы сами.
Для маленького ребенка родители - образец, которому он подражает в процессе жизни. Он копирует действия взрослых и их взаимоотношения, а также запоминает многое из того, что видит, и это позже использует в своей взрослой жизни.
Ваша главная задача - создать развивающую среду и научиться грамотно, использовать подготовленные материалы. Вам не понадобится специально оборудованная комната. Для эффективной работы вполне достаточно выделить небольшой шкаф или этажерку. Что у вас должно быть?
• Предметы, которыми мы пользуемся в нашей повседневной жизни (кувшинчики, тарелки, губки, тазики, ведёрки, щётки, мыло и т. п.).
• Специальные развивающие игрушки, которые можно купить почти в любом магазине. А еще лучше - сделать их своими руками.
Как играть.
Любая игра начинается с презентации. Вам нужно показать и назвать все предметы, которые участвуют в игре, и рассказать, что вы будете с ними делать. Например: «Это стакан воды, а это кувшин. В кувшине вода. Воду можно перелить из кувшина в стакан, и обратно».
Одновременно вы должны показать, как это делается. Не спешите, делайте все аккуратно, ведь ребёнок будет копировать ваши действия.
После презентации предоставьте ему возможность поиграть самому. И вот тут уже не вмешивайтесь, пусть он делает все сам.
Заканчивается игра уборкой. Покажите малышу, как вытереть пролитую воду, собрать и убрать на место игрушки и те материалы, которыми он играл. Имейте в виду, что ребёнок не должен устать к концу игры и началу уборки. Помните: порядок - это обязательный элемент в системе Монтессори, и не стоит его игнорировать.
Сочиняйте сказки.
Игры с предметами, особенно в младшем возрасте, увлекут любого ребёнка.
Но, так как все игрушки, могут наскучить, если будут однообразными, поэтому ваша задача - не только приготовить весь необходимый материал, но и продумать, как можно разнообразить игру.
Некоторые ходы мы подскажем вам, когда будем рассказывать об играх. Но и вам предстоит потрудиться. Вот один совет: превращайте любую игру в сказку. Придумывайте маленькие рассказики про приключения животных или детей, про волшебные предметы, которые помогают им преодолевать все препятствия. Например, малыш разлил воду, а вы говорите: «Вот на пути у наших героев озеро. Как же им через него переплыть? Позовём - ка на помощь волшебную губку и тряпку», - и так далее.
Запрещенные приемы игры.
Ни в коем случае нельзя ругать малыша за то, что он что-то пролил, уронил, испачкал. Не рекомендуется даже обращать на это внимание. Нужно только предложить ребенку все убрать и показать ему, как это делается. Ни в коем случае нельзя критиковать!
Нельзя вмешиваться в ход игры со словами: «Дай я тебе помогу, у меня получится аккуратней и быстрей». Будьте терпеливы, иначе вы сформируете ненужный и очень опасный комплекс. Помогать можно только тогда, когда малыш просит вас об этом.
Не переделывайте при ребенке его работу. Очевидно, что на первых порах он не сможет качественно убрать за собой и вам придется наводить порядок еще раз. Постарайтесь, чтобы ваш малыш не видел, как вы это делаете. Ведь если он поймет, что сделал все плохо, то больше не захочет играть.
Готовим напиток (чай, кофе).
Игра развивает аккуратность, обучает бытовым навыкам, знакомит с окружающим миром.
Необходимые материалы. Прозрачный сосуд (стакан, кружка, широкая банка, столовая или чайная ложка, пищевые красители, соль, сахар (как песок, так и в кусочках, растворимый кофе.
Дети любят размешивать ложкой, например сахар в чае. Однако это не всегда получается: движения у ребенка еще резкие, ложка бьется о чашку, чай (кофе) выплескивается. Помогите ребёнку, двигая вначале его рукой. Учтите, что ребёнку намного интереснее размешивать в воде вещества, которые, растворяясь окрашивают ее. Проследите, чтобы ребёнок правильно держал ложку. К этому упражнению можно придумать много игр: приготовление лекарств, еды и т. п. Чтобы ребенок хорошо освоил действия с ложкой, совмещайте это упражнение с пересыпанием. Пусть малыш наполнит сахарницу с помощью чайной ложки.
Слушаем тишину.
Это одно из важных упражнений, придуманных Марией Монтессори. Уроки тишины ежедневно проходили в ее школе. Они учат малыша владеть собой, развивают наблюдательность, слух, терпение.
Предупреждение. Эти упражнения полезны только тогда, когда дети делают их абсолютно добровольно и ровно столько, сколько хотят. Иначе они воспринимаются как наказание или нежелание взрослых обращать внимание на детей.
Игрушки. Любые предметы в комнате. Лучше, если комната немного затемнена.
Предложите ребенку внимательно посмотреть вокруг, прислушаться к тишине.
После того как ребенок сам нарушит тишину, спросите у него, что он слышал, что заметил. Поощряйте его наблюдательность. Устройте соревнование, кто больше заметит и услышит. Подсказывайте, если нужно, например: «Послушай, как тикают часы, как капает дождь».
Раз застежка, два застежка.
Игра развивает мелкую моторику.
Необходимые материалы. Ремешки, пуговицы разных размеров и петли к ним, шнурки, кнопки, крючки.
Возьмите несколько кусочков плотной ткани (подойдет ткань от старого пальто или плаща) и вырежьте из них парные фигурки - заяц и морковка (еж и грибок и т. д.). глаза, рот и нос можно нарисовать простым фломастером или гелиевой ручкой, можно вышить или приклеить.
На фигурку зайчика пришейте большие и маленькие пуговицы, одну часть кнопки, на морковке сделайте петли и пришейте к ней вторую половину кнопки. Первая игрушка готова! Теперь на следующих заготовках - грибок и ежик, проделайте дырочки для шнурка. Чтобы дырочки не растрепались, обмотайте их суровой ниткой. В дырочки вденьте шнурок. Вот и вторая игрушка готова. А дальше фантазируйте. Сделайте игрушки с бантиками, крючками и петлями, ремешками, «липучками».
Как играть. С такими игрушками можно придумать множество игр. Самые простые - «Покорми зайчика морковкой», «Помоги ежику принести домой грибок». Только помните, сначала вы сами должны показать ребенку, как «работает» ваша замечательная игрушка: прошнуруйте грибок, пристегните морковку.
Каждое действие, например завязывание шнурков, рекомендуется проделывать медленно и старательно, чтобы ребенок имел возможность внимательно посмотреть, как это делается.
При желании вы можете придумать сказку о ежике и зайце, которые отправились в лес за волшебными ягодами (сделайте их из «липучки»). И пока они шли, зацепились за елочки - крючочки, попали в паутину из веревочек и т. д. Ваша фантазия подскажет вам остальные приключения.
Помните ли вы, какое удовольствие испытывали, когда, научившись что- либо делать, повторяли это действие снова и снова? Повторение - важный процесс, благодаря которому ваш ребенок накрепко усваивает определенное действие. Он повторяет его еще и потому, что оно не совсем знакомо ему, а потому интересно.