Лариса Никитченко
Консультация для родителей «Мелкая моторика — это интересно»
▼ Скачать + Заказать документы
«Мелкая моторика – это интересно»
Уважаемые родители все вы знаете, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Я вас сегодня расскажу, какие занятия, игры и упражнения можно проводить с детьми дома.
Дошкольный возраст – это, прежде всего, возраст игры, возраст развития творчества, воображения, любознательности. Если будут развиваться пальцы рук, то будет развиваться речь и мышление ребёнка. Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста.
Публикация «Консультация для родителей „Мелкая моторика — это интересно“» размещена в разделах
1. Пальчиковые игры.
- способствуют овладению навыками мелкой моторики;
- помогает развивать речь;
- повышает работоспособность головного мозга;
- развивают психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
- развивает тактильную чувствительность;
- снимает тревожность.
Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Детям нравиться играть в эти игры в любом возрасте, если с маленькими мы играем в простые игры: «Сорока-белобока», «Пальчик-мальчик»., с детьми по старше мы учим их уже самих выполнять движения руками и пальчиками, к примеру, показываем: «Цветок», «Птичку», «Дерево», далее объединяем все в один не большой сюжет: «Птички летели, крыльями махали, на деревья сели, тихо отдыхали». В интернете можно найти массу пальчиковых игр.
Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами.
2. Игры с крышками от бутылок
Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:
Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы.
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
3. Сухой бассейн из крышек от бутылок
4. Игры с прищепками
Снимать и прицеплять на край коробочки, чередовать по цвету, сделать солнышку лучики (основа солнышка может быть старая пластинка виниловая или диск, можно сделать ёжика. В интернете очень много шаблонов для игр с прищепками.
5. ИГРЫ с крупой.
Крупа – очень полезный и приятный материал для занятий с ребенком. Для игр с крупами подойдет все, что есть в доме: гречка, фасоль, семечки, горох и даже обычная соль, ну и конечно различные емкости, ложечки и сито.
Прячем ручки
Возьмите большую миску, высыпьте в нее крупу – гречку, рис или пшено, опустите в нее руки и пошевелите пальцами. Ребенок непременно захочет присоединиться. Можно играть в прятки с ручками: «Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем!». Можно потереть ладошкой о ладошку: «Так приятно!».
Ищем секрет
Спрятать можно не только ручки, но и игрушки, различные предметы, крупную фасоль.
Предложите ребенку отыскать их. А если мисок будет больше и в каждой будет свой секрет, то без сомнения интерес возрастет еще больше!
Пересыпаем крупу
Пересыпайте крупу при помощи стакана, ложки, совочка, а может даже ладошек из одной ёмкости в другую. Пересыпайте над миской крупу из руки в руку. Используйте разные крупы – рис, горох, манка.
Покормим птичек
Возьмите на улицу с собой пшено, семечки и покормите птиц.
Игра «Золушка»
Перемешайте семена гороха, фасоли и киндер – игрушки. Предложите ребенку рассортировать. Когда ребенок научится делать это достаточно быстро, можно усложнить задание: например, завязать ему глаза.
Еще можно предложить разложить фасоль в ячейки из под яиц, усложнение задания, брать фасоль пинцетом.
6. Игры с бусинами, макаронами, пуговицами
Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п.
Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме. Ребенка можно увлечь выкладыванием камешков «Марблс», пуговиц по заданным линиям, используя шаблоны.
Шаблоны можно найти и скачать в интернете на сайте- https://www.youtube.com/watch?v=ylMUZ0OqNUw
7. Игры с водой.
Такими играми можно занять ребенка на длительное время. Переливание воды с помощью ложки (столовой, чайной, пипеткой, шприцом без иголки, с помощью резиновой груши, губкой, отжимая ее.
Если подкрасить воду и добавить немного Фери, дать ребенку венчиком взбивать, у него получиться цветная пена. Дети обычно приходят в восторг от этого, а если менять руки, левая, правая, хорошо развиваются межполушарные связи.
То, что для нас, взрослых, кажется таким простым и неинтересным, увлекает ребенка и, вместе с тем, развивает его моторику.
8. Игры – шнуровки
Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий. Плетение кос, очень нравится как девочкам, так и мальчикам.
8. Рисование манкой, песком.
Манка по текстуре очень похожа на песок. Поднос можно просто прикрепить к детскому столику на двухсторонний скотч и играть в свободном доступе. Высыпаем манку на 3-4 мм на поднос и начинаем творить! Предварительно можно подстелить покрывало, чтобы минимизировать процесс уборки после рисования.
Манкография (рисование манкой или на самой манке) принесет вам массу положительных эмоций!
Манкография - занятие для детей любого возраста. Помимо обычного хаотичного рисования и свободной игры для ребенка можно еще вместе с мамой рисовать цветочки, солнышко и лучики, тучки и дождик, домик и заборчик и т. д. В манкографии можно рисовать пальцами, с помощью предметов - трубочки для коктейля, кисточки, стеклянных камней, которыми можно выкладывать рисунки на манке. Выкладывание мелких предметов способствует развитию мелкой моторики.
Игра 9. «Рисование пластилином».
Работа с пластилином очень полезна для развития силы кисти, особенно приёмы отщипывания, раскатывания между ладонями, вдавливание и другие.
Если на бумагу прикрепить пластилин и выкладывать на него фасоль,гречку, делая фигурки (солнышко, дерево, цветы)
Игра с бумагой.
Контакт с бумагой очень важен, ребенок должен бумагу мять. Складывать, резать. Работа с ножницами помогает развивать силу мышц кисти, которые помогают в дальнейшем овладеть навыками письма в школе. Очень полезно рвать бумагу. Если положить в большую емкость кусочки бумаги, а потом поиграть с ребенком, спрятав игрушку от киндера, и искать.
Когда рвешь бумагу хорошо работают мышцы пальцев.
Можно поиграть с ребенком в снежки. Смять бумагу в комок и устроить соревнование дома, кто попадет в корзину. Детям обычно это очень нравиться.
В настоящее время в продаже существует большое разнообразие игрушек, направленных на развитие мелкой моторики : копилки, мозаики, пазлы, шнуровки, конструкторы, наборы для рукоделия.
Можно найти дома еще, очень много игр и занятий с ребенком без лишних трат:
• Собрать с пола рассыпавшиеся пуговицы, бусины, пазлы…;
• Очищать фисташки
• Открывать дверь ключом;
• Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки;
• Чистить вареные яйца, картофель в мундире, мандарины;
• Сматывать нитки или веревку в клубок;
• Вешать белье;
• Искать край скотча;
• Перелистывать страницы;
• Отклеивать, приклеивать наклейки;
• Точить карандаши, стирать нарисованное ластиком;
• Мять бумагу, а потом разглаживать руками;
• Закручивать шурупы, гайки, крышки;
• Завязывать, развязывать узлы и т. д.
Важные правила в процессе развития мелкой моторики детей :
1. Занятия должны напоминать игру.
2. Выбираем игры подходящие по возрасту и развитию именно вашего ребенка
3. Важно, чтобы ребенку нравились игрушки, и сам процесс
4. Не переутомляйте ребенка
5. Не занимайтесь всем сразу!
6. Хвалите ребёнка!
7. Право выбора. Возможно ребенок хочет рисовать, а не лепить. Прислушивайтесь к его пожеланиям.
Помните, что любой процесс обучения требует массу терпения и труда.
Дорогие Родители!
Вызывайте положительные эмоции у ребенка! Употребляйте слова и фразы, например: «Как интересно!», «Какой ты молодец, у тебя все получается!» «Давай помогу!», «Красота!»…
Будьте мудрыми, внимательными и любящими родителями.