Светлана Чеботаренко
Консультация для педагогов «Экспериментирование летом»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольники — прирожденные исследователи. И тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Наша задача, как педагогов, не пресекать эту деятельность, а наоборот активно помогать. Познавательно-исследовательская деятельность представляет собой активность ребенка, впрямую направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
Большие возможности для организации поисково-исследовательской,
экспериментальной деятельности имеет огород на участке детского сада.
Публикация «Консультация для педагогов „Экспериментирование летом“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Лето
- Лето. Летние консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты в летний период
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
На огородном участке каждая группа имеет свои грядки, на которых вместе с детьми выращиваются овощные культуры. Наблюдение за ростом и развитием которых, помогают прийти ребенку к определенным выводам, установить зависимость роста и развития от условий среды.
Наблюдение, эксперименты и опыты на огороде могут быть как индивидуальными, так и групповыми, однократными или циклическими в зависимости от цели эксперимента или наблюдения. Так, например, цикл наблюдений за ростом растений на протяжении длительного времени (от посева, до появления всходов, роста и получения урожая).
По характеру мыслительных операций они могут быть: констатирующие (позволяющие увидеть динамику процесса) и обобщающие (позволяющие прослеживать закономерности процесса, изучаемого ранее по определенным этапам).
Во время посева овощных культур можно предложить рассмотреть семена
моркови, помидор, огурцов, кабачков, гороха. Поставить перед детьми проблемный вопрос: «Как вы думаете, какие растения вырастут
из маленьких семян, какие из больших?». Затем, посеяв на рассаду в ящики помидоры и огурцы, наблюдать за всходами, предложить зарисовать появление всходов. Высадив рассаду на огород, наблюдать за дальнейшим развитием.
И дети в конце делают выводы: что не всегда размер семени определяет величину растения — из маленького семечка помидора развилось высокое, сильное растение, а из большого семечка (например, гороха) не такое крупное растение.
При проведении любых опытов и экспериментов на огороде необходимо
придерживаться следующей структуры:
1) постановка проблемы;
2) поиск путей решения проблемы;
3) проведение наблюдения;
4) обсуждение увиденных результатов;
5) формулировка выводов.
В жаркий день можно наблюдать, как выглядят овощные культуры: листья поникли, скрутились. Спросить ребят, почему так происходит? Выслушать их мнения, догадки.
Вечером полить растения и на следующий день утром опять провести наблюдение. Дети самостоятельно приходят к выводу, что растениям необходима вода, их нужно поливать.
Можно провести сравнительный эксперимент : одну грядку с кабачками регулярно подкармливать органическими удобрениями, другую нет.
Понаблюдать в течение месяца как развиваются растения. Дети увидят наглядно результат и приходят к выводу.
Аналогично можно провести эксперимент с сорняками. Одну грядку регулярно вместе с детьми пропалывать, другую нет. Результат эксперимента наведет детей на мысль о необходимости прополки для нормального развития растения.
На огороде можно наблюдать и изучать особенности строения растения, его приспособляемость к условиям роста.
Так сравнить стебли разных овощных культур: помидора и гороха, как себя чувствуют вьющиеся растения с опорой и без нее (горох, фасоль, огурец).
С детьми старших, подготовительных групп можно провести сравнительное
исследование «Кабачок и огурец».
Сравнить семена растений: чем похожи, в чем отличие, выслушать предположения детей какими будут растения, плоды из небольшого семечка огурца и из большого – кабачка, в течение вегетативного периода наблюдать за растениями, делать зарисовки, сравнить величину листьев, цветов, сделать вместе с детьми предположения о величине плодов.
Осуществлять вместе с детьми уход за растениями, прополку, рыхление, полив, подкормку. В конце сравнить плоды по внешнему виду, размеру.
Проводя эксперименты и опыты на огороде, воспитателю необходимо учитывать, что категорически запрещаются опыты, наносящие вред растениям и животным.
Особое внимание нужно уделять правилам безопасности и гигиены.
При получении результатов экспериментов необходимо учитывать право ребенка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу, особенно нужно учитывать индивидуальные способности ребенка.
Нужно учитывать особенности экспериментирования и исследовательской
деятельности на огороде в разных возрастных группах.
Детям второй младшей группы надо стараться по возможности не сообщать знания в готовом виде, а помочь получить их самостоятельно, проведя для этого несложный опыт.
У детей средней группы появляются первые попытки работать самостоятельно, но необходим визуальный контроль со стороны взрослого для обеспечения безопасности и моральной поддержки.
Детям старшей группы становятся доступными более сложные цепочки причинно-следственных связей. Им надо чаще задавать вопрос «Почему?», да и сами они задают его чаще. В этой группе можно проводить более длительные опыты, они знакомятся с влиянием факторов окружающей среды на живые организмы.
В подготовительной группе дети стараются выдвигать какие-либо гипотезы, делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений, самостоятельно делают выводы, знакомятся с приспособлением организмов к среде обитания, изучают влияние человека на природу.
Таким образом, организация исследовательской экспериментальной деятельности с детьми на огороде помогает пробудить умственные способности детей, ввести их в мир познания окружающего мира, приобщить их к красоте природы.