Калинина Кристина
Консультация для педагогов «Экологическое воспитание через игру»
▼ Скачать + Заказать документы
Особую роль в экологическом образовании и воспитании занимает период дошкольного детства, когда закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру. В дошкольном возрасте происходят значимые изменения в познавательной сфере ребенка. Образный характер мышления, специфичный для дошкольного возраста, определяется тем, что ребенок устанавливает связи и отношения между предметами, прежде всего, на основе непосредственных впечатлений.
Публикация «Консультация для педагогов „Экологическое воспитание через игру“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Очень важно, чтобы к моменту поступления в школу ребенок был зрелым не только в физическом и социальном отношении, но и достиг определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. На этой основе должна формироваться экологическая культура.
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. «Игра - это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Эффективность ознакомления с природой в большой степени зависит от их эмоционального отношения к воспитателю, который обучает, даёт задания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными. Поэтому первый момент, который объединяет два аспекта педагогики (игру и ознакомление с природой, заключается в том, чтобы «погрузить детей в любимую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия «природного» содержания». Второй момент, игра экологического содержания оказывает влияние на формирование бережного отношения к природе
Среди многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм. Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Дидактические игры экологического содержания разнообразны в зависимости от решаемых при их использовании задач.
Использовать дидактические игры для расширения и углубления экологических представлений следует с учетом тех представлений, которые могут быть сформированы у детей старшего дошкольного возраста:
• о многообразии и разнообразии природных объектов, о растениях и животных как живых организмах;
• о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе (между неживой и живой природой, между объектами живой природы);
• о человеке как части природы;
• о культуре поведения в природе.
Пониманию детьми содержащихся в дидактической игре задач, созданию особого эмоционального игрового настроения содействует включение в её ход куклы, сказочного персонажа, который объясняет правила игры, следит за их соблюдением, поощряет ребят.
Повышению интереса к дидактической игре и природным объектам, которые обыгрываются, способствует также введение элемента соревнования, как индивидуального, так и командного, а также проблемных ситуаций.
Само по себе наличие экологических представлений не гарантирует экологически целесообразного поведения личности. Для этого необходимо ещё и соответствующие отношения к природе. Оно определяет характер целей взаимодействия с природой, его мотивов, готовность поступать с точки зрения экологической целесообразности.
Серия дидактических игр для воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе включает игры:
1) для развития эстетического восприятия природы (чувства прекрасного в природе, эмоционального отношения к ней);
2) для формирования нравственно-оценочного опыта поведения дошкольников в природе.
Суть дидактических игр для развития эстетического восприятия природы состоит в том, что дошкольники при непосредственном контакте с природными объектами (наблюдении или более близком контакте; прикосновении к растению, животному, поглаживание ствола, листьев и т. д.) должны рассказывать что-либо интересное об объекте природы. Это могут быть особенности внешнего вида, особенности роста, развития, ухода или случаи бережного (жестокого) отношения людей к растениям, животным
В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируется умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости; понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе. Необходимо подчеркнуть, что в играх, направленных на развитие эстетического восприятия природы, ранее накопленные знания, умственные действия особенно обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний, придают им осмысленность.
Основу дидактических игр для формирования нравственно-оценочного опыта поведения в природе составляют определенные ситуации. В ходе игр обсуждаются последствия хороших и сверстников, идёт поиск собственных решений в трудных ситуациях, дети учатся мотивировать свои решения.
Особенностью дидактических игр этого блока является то, что они не дают детям готовый рецепт поведения в готовом виде, а постепенно подводят их к собственных выводам и заключениям. Это более ценно, нежели простое предложение запретов и предписаний, в соответствии с которыми дети должны действовать.
Эффективность дидактических игр экологического содержания целиком зависит от создания условий и правильного их использования. Необходимым условием для успешной реализации дидактической игры экологического содержания является наличие игрового материала: комплекты игрушек, куклы, изображающие персонажей известных сказок, разнообразный раздаточный материал, комплекты настольно-печатных игр.
Дидактические игры экологического содержания целесообразно проводить с небольшой подгруппой детей, использовать их вариативно в зависимости от уровня сформированности экологических представлений и возрастных особенностей дошкольников.
Эффективность игры зависит от действий и подготовки воспитателя. Он продумывает, организует игру, готовит необходимую атрибутику, насыщает игру действиями, диалогами, через которые и осуществляется дидактическая цель.
Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. Проведение дидактических игр в естественных условиях имеет свои сложности: дети легко отвлекаются, переключают свое внимание на посторонние предметы, на людей и т. д. Поэтому в таких играх целесообразно применять наглядный художественно оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи. В своей практике воспитатели прибегали к помощи сказочного героя. При помощи сказочного героя можно провести любую игру, например "Лесная полянка", "Весенний лес", "Построй домик животному", "Приготовь лекарство" и т. д. Игру можно оформить и музыкальным сопровождением. Детям очень нравятся игры, участвуя в которых они могут выиграть, опираясь на свои знания.
В процессе экологического образования дошкольников используются следующие виды дидактических игр:
– предметные;
– настольно-печатные;
– словесные.
Предметные игры. Это игры с использованием различных предметов природы (листья, шишки, семена, камешки и т. д.) Предметные игры рекомендуется использовать с целью уточнения и конкретизации знаний детей о качествах и свойствах объектов природы. Предметные игры учат детей обследовать, развивают сенсорику ребенка. Как пример предметных игр можно привести – «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки, «С чьей ветки детки», «Узнай по вкусу» и т. д. Предметные игры можно использовать во всех возрастных группах, как в коллективных занятиях, так и индивидуальных, усложняя содержание игры в зависимости от возрастных и индивидуальных возможностей детей.
Настольно – печатные игры. Это игры типа лото, домино, разрезных картинок («Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Ягоды и фрукты» «Грибы» и пр.). Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы. Большое влияние они оказывают на развитие логического мышления дошкольников, развивают способность быстро, мобильно использовать имеющиеся знания в новой ситуации. Настольно-печатные игры целесообразно использовать в работе с небольшой подгруппой детей. Эффективны они и при организации индивидуальной коррекционной работы.
Словесные игры. Это игры, не требующие никакого наглядного материала. Их содержанием являются устные вопросы относительно уже имеющихся у детей представлений о мире природы. Примером словесных игр могут быть ответы на различные вопросы: «Кто летает, кто бегает, а кто прыгает?», «Когда это бывает?», «Кто живет в воде, кто летает в воздухе, кто живет на земле?» и пр. Словесные игры проводятся с целью закрепления, обобщения, систематизации имеющихся у детей представлений о мире природы. Они являются эффективным средством развития внимания. Памяти, сообразительности дошкольников, хорошо развивают речь детей. Данный вид игр не требует специальных условий, его можно организовать как в помещении, так и на прогулке.
Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. Это игры типа «Наседка с цыплятами», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Волки и овцы» и т. д. Подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания; получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе.
Большое значение для развития детей имеют творческие игры, связанные с природой. В них дошкольники отражают впечатления, полученные в процессе занятий и повседневной жизни. Основная особенность творческих игр: они организуются и проводятся по инициативе самих детей, которые действуют самостоятельно. Во время игр дети усваивают знания о труде взрослых в природе, идет процесс осознания значения труда взрослых, формируется положительное отношение к нему самостоятельный характер творческих игр не дает возможность воспитателю использовать их как метод обучения детей новым знаниям, навыкам и умениям, но они помогают выявить степень усвоения детьми тех или иных знаний, отношений.
Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом (песок, снег, глина, камешки, шишки и т. д.). В этих играх дети познают свойства и качества материалов, совершенствуют свой чувственный опыт. Воспитатель, руководя такой игрой, которые организуются с целью разрешения возникающих вопросов: почему в одних условиях снег лепится, а в других – нет и т. д. в каждой возрастной группе должны быть созданы условия для игр с природным материалом во все времена года. Это песочные дворики и столы, резиновые фигурки людей и животных, фанерные силуэты домов и деревьев, шишки, веточки, желуди, репейник, металлические каркасы, с помощью которых лепят снежные фигурки, печатки для создания «картин» на снегу, оборудование для поделки цветного льда и т. д.
Ценность природного материала – в возможности его разнообразного использования, что помогает детям открывать все новые и новые свойства и качества предметов. Педагог должен помочь воспитанникам в отборе и использовании природного материала.
При проведении дидактических игр необходимо опираться на следующие принципы: системности, развивающего обучения, доступности, принцип опоры на ведущую деятельность детей.
Специфика дидактики, предполагает постепенное усложнение игр от группы к группе, подразумевает их вариативность. Если младшей группе знакомство с дикими и домашними животными происходит в таких дидактических играх, как «назови, кто это?», «изобрази животного», «узнай по голосу», и других, то в средней группе – в играх типа «угадай, кто где живет?», «помоги животному», «большие и маленькие» и т. д. Дети старшего дошкольного возраста успешно справляются со следующими играми: «Зоопарк», «Логические цепочки», «Придумай про животную загадку», «Путешествие в Африку». Старшие дети разгадывают кроссворды, решают ребусы, проводят эксперименты, длительные наблюдения за животными и растениями, с удовольствием отвечают на вопросы разнообразных викторин. Часто игры экологического содержания возникают по инициативе самих детей, что говорит об их заинтересованности.
Дидактические игры экологического содержания необходимо проводить и во время экскурсий и целевых прогулок, при ознакомлении детей с трудом взрослых при обучении их трудовой деятельности в природе, а также в экспериментальной деятельности дошкольников.
Игра, являясь ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, обогащает и развивает личность, поэтому она широко используется нами в практике. Игра доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней, проходящие на её фоне, будут особенно эффективны; игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения.
Игра, как метод экологического воспитания, это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней. Игра помогает детям усвоить качество предметов и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения в природе. Формирует у детей мотивацию к познанию, учитывая возрастные особенности детей, создаёт условия эмоционального комфорта, способствует формированию отзывчивости, как одно из необходимых нравственных качеств дошкольников.
Экологические игры
Существует множество игр, которые помогают детям расширить и уточнить свои представления о животных. В процессе таких игр дошкольники не просто получают определенные знания, но у них формируется эмоциональное отношение к животным, восприятие их именно как живых существ.
В свете требований к организации образовательного процесса особое значение приобретают многофункциональные игры с выраженным образовательным содержанием.
Предлагаемые игры отвечают именно таким характеристикам и позволяют решать несколько образовательных задач.
Игры с ящиком ощущений.
В ящик ощущений кладутся шишки, ягоды или другая пища того или иного животного; материал для постройки гнезда (веточки, мох); перо, кусочек меха («одежда» животного) или другие предметы, так или иначе связанные с жизнью определенных животных.
• Первый вариант
Ребенок на ощупь определяет лежащий в ящике предмет и рассказывает, с каким животным и как он связан.
• Второй вариант
На столе лежат карточки с изображением разных животных. Ребенок на ощупь определяет лежащий в ящике предмет и выбирает карточку с изображением животного, с которым этот предмет связан, объясняет свой выбор.
• Третий вариант
Ребенок на ощупь определяет лежащий в ящике предмет и рассказывает детям о его особенностях (этот предмет легкий, шершавый, теплый и т. п.). дети отгадывают предмет по описанию, а затем называют связанное с ним животное.
• Четвертый вариант
Ребенок трогает руками предмет, но ничего при этом не рассказывает. Дети отгадывают, что лежит в ящике ощущений. Для этого они задают наводящие вопросы: этот предмет легкий или тяжелый? Холодный или горячий?
• Пятый вариант
Ребенок трогает руками предмет, но ничего при этом не рассказывает. Дети отгадывают, к какому животному этот предмет имеет отношение, задавая разные вопросы, например: это животное живет в лесу? Это животное ест рыбу? И т. п.
• Шестой вариант
Педагог передает ящик ощущений по кругу. Каждый ребенок опускает руки в ящик ощущений и называет одну из характеристик предмета. Например, первый ребенок говорит: «Этот предмет гладкий». Второй ребенок добавляет: «Этот предмет тяжелый» и т. д. в заключение взрослый помогает детям перечислить все характеристики лежащего в ящике ощущений предмета и назвать сам предмет и обсудить, как он связан с миром животных.
Использование прищепок стимулирует работу пальчиков. Задания на пересчет прищепок (сколько всего, сколько прищепок одного цвета, сколько прищепок другого цвета, на сколько прищепок одного цвета меньше (больше, чем другого и т. п.) позволяют усложнить игры элементами тренировки первоначальных арифметических навыков.
Игра «Разноцветные прищепки»
Игровое поле разделено на две части. На первой из них изображены объекты, к которым нужно подобрать правильный ответ. Картинки помещают в разноцветные рамки или помечают цветным кружком. На второй части игрового поля изображены варианты ответов (рисунки). Ребенок находит соответствующую заданию (парную) картинку и отмечает ее прищепкой, цвет которой совпадает с цветом рамки картинки-задания.
Игра «Солнышко»
Для игры потребуются: набор карточек-заданий и прищепки разного цвета. Карточка-задание – это круг, разделенный на 6-8 секторов. В каждом секторе – картинка. В центре круга находится основной символ, который определяет тему игры. Символ помогает детям понять задание без помощи взрослого. Например, если в центре изображена капелька, ребенок должен найти животных, для которых вода является «домом», местом обитания. Содержание нескольких картинок в секторах связано с темой игры, остальные не имеют к ней отношения. Выполняя задания, ребенок отмечает нужные (то есть относящиеся к данной теме) сектора, к примеру, синими прищепками, а не относящиеся к ней – красными. Карточка с выполненным заданием благодаря прищепкам становится похожей на солнышко. Также можно изготовить карточки по темам «Пустыня», «Горы», «Льдина» и др.