Татьяна Бороданенко
Консультация для педагогов «Воспитание сенсомоторной культуры дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание сенсомоторной культуры дошкольников
В своей работе с детьми с ОНР мы опираемся на известное положение о том, что для полноценного формирования у ребенка навыков устной речи важно развивать у него мелкую моторику рук.
Мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. При формировании мелкой моторики развивается пространственное восприятие, произвольное внимание, память, мышление, речь, т. е. активизируется вся психическая деятельность ребенка.
Публикация «Консультация для педагогов „Воспитание сенсомоторной культуры дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, отвечающие за движение органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность.
Мы предлагаем детям разные задания для развития мелкой моторики: застежки, шнуровки, нанизывание бус, пальчиковую гимнастику и т. д.
Используя мяч в играх с детьми, мы обратили внимание на то, что он может быть прекрасным инструментом в коррекционной работе, поскольку игры с мячом:
Отвлекают внимание детей от речевого дефекта;
Освобождают детей от утомительной неподвижности во время НОД;
Развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве;
Регулируют силу и точность движений;
Развивают глазомер, ловкость, быстроту реакции;
Развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей.
Мы просмотрели соответствующую литературу. Много информации об использовании игр в коррекционной работе нашли в интернете.
Сейчас в продаже огромный выбор мячей:
• пластмассовые
• резиновые
• надувные
• из папье-маше и т. д.
Сделали выборку игр, закупили мячи и шарики разного размера, цвета, сделанных из разных материалов, своими руками сделали пособия.
Конечно же, много игр мы проводим с использованием больших мячей.
Это игр, направленные на:
развитие ориентировки в пространстве,т. к. для детей с нарушениями в развитии характерно нарушение пространственного восприятия, что создает сложности в ориентации в пространстве, а в дальнейшем приводит к дисграфии. Эти игры не требуют большого пространства и их можно проводить как со всей группой, так и с подгруппой детей.
«Если все мы встанем в круг, мяч тебе я брошу, друг»
Цель: закрепление умения ориентирования (справа-слева, развитие ловкости, внимания, словесного обозначения действия.
Ход. Дети становятся в круг на некотором расстоянии друг от друга и перекидывают мяч, говоря при этом: «Мяч бросаю вправо, Лене. Лена, лови!»
«Вдоль цепочки из колец ходит ловкий молодец»
Цель: развитие ловкости, координации движений, ориентации в пространстве.
Ход. На пол кладется дорожка из 3-5 мячей. Дети выстраиваются в колонну напротив дорожки из обручей. Детям предлагают пройти дорожку, ударяя мячом в каждый обруч. ( возможны варианты: начать с первого обруча, начать с последнего, пройти дорожку туда и обратно, пройти дорожку ударяя мячом справа (слева) от себя.
Игры на обобщение и расширение словарного запаса. Развитие грамматического строя речи.
Эти игры удобны тем, что не требуют сложной атрибутики, длительной подготовки к ним, больших временных затрат.
«Ловко мне мяч бросай и животных называй»
Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания, памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
Вариант 1.
Ход. Педагог называет обобщающее понятие и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч. Называет относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.
Вариант 2.
Взрослый называет видовые понятия, а дети, обобщающие слова.
«Животные и их детеныши»
Цель: закрепление в речи названии детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.
«Кто как разговаривает»
Мяч лови, да поскорей
Назови язык зверей.
Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.
«Кто где живет?»
Кто в берлоге, кто в норе?
Назови-ка поскорей!
Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «В».
«Скажи ласково»
Мячик маленький поймай,
Да словечком приласкай.
Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.
«Кто как передвигается?»
Кто ползет, а кто плывет,
Кто ползет, а кто идет.
Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, ловкости
По такому же принципу строим игры:
• «Подскажи словечко»
• «Составь предложение»
• «Горячий – холодный» (антонимы)
• «Из чего сделано»
• «Лови да бросай – цвета называй»
• «Третий лишний»
• «Какой по форме»
• «Один – много» (множественное число)
Вспомнили и давно забытые игры с мячами из детства. Дети отбивают мяч о пол и проговаривают, например, «Я знаю названия трех домашних животных (цветов, мебели и т. д.)» и на каждый удар мяча произносят по одному названию из предложенной темы.
Цель: обобщение словарного запаса, закрепление правильного звукопроизношения, фонематических процессов.
Данные игры можно использовать при прохождении с детьми разных лексических тем.
Игры, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов.
«Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук»
Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.
Ход. Педагог называет цепочку из гласных звуков или слова с определенным звуком.
Если услышите звук «А», стукните об пол.
«Нужный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»
Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, выделение заданного гласного из ряда других.
Ход. Педагог называет цепочку гласных звуков или слова с определенным звуком, нужно подбросить мяч на заданный звук.
Игры и упражнения с мячом как средство развития мелкой моторик
Можно:
использовать маленькие мячики или шарики из пластмассы, резины, дерева, каучука,подбирать их по цвету,вводить с их использованием элементы самомассажа.
Упражнения:
сжимание мячика,
обхват пальцами,
прокатывание,
прокатывание между пальцами,
разминание между ладонями.
Игры:
1. «Фокусник».Игра совмещает в себе развитие мелкой моторики и практическое употребление предлогов и предложных слов.
За рукой и под рукой
Из-под кисти на покой.
Между пальцев подержу
И в ладошку положу.
Мяч снаружи, мяч внутри,
По руке скачу – смотри!
Вдоль ладони, через палец
И вокруг запястья танец.
Мяч с одной рукой играет
И к другой перебегает.
Дружит мяч с моей рукой –
Вот я фокусник какой!
2. «С мячиком – ежиком». Движения соответствуют тексту.
Я мячом круги катаю (между ладоней,
Взад – вперед его гоняю (смена рук).
Им поглажу я ладошку (поглаживание,
Будто я сметаю крошку (смена рук).
Я сожму его немножко (сжимание,
Как сжимает лапу кошка (смена рук).
Каждым пальцем мяч прижму (прижимание,
И с другой руки начну (смена рук).
А теперь последний трюк:
Мяч летает между рук (перебрасывание мяча с руки на руку!
3. «Попади в цель».Попасть мячиком (красным, синим и т. п.) в цель (игрушку) правой (левой) рукой.
4. «Поймай шарик». Прокатить шарик по столу, подтолкнув его правой рукой и поймав левой».
5. «Футбол». Левая ладонь, лежащая ребром на столе, полусогнута, это ворота. Пальца правой руки поочередно «забивают гол» - подталкивают шарик к левой ладони.
Для следующих игр используем специальные пособия.
6. «Спираль»
Не ползет и не бежит,
Над цветком она кружит,
За витком идет виток
Вот и села на цветок.
Цель: развитие мелкой моторики рук.
Ход. Ребенок прокатывает мяч по спиральной дорожке.
7. «Путешествие колобка»
Цель:
- закрепление изученных грамматических форм;
- правильное конструирование фразы;
- умение ориентироваться в пространстве;
- развитие мелкой моторики рук.
Ход. Дети составляют веселые рассказы о приключениях колобка, сопровождая речь движениями. На панно можно выставить различные фигурки животных, мелкие игрушки и сочинять диалоги между собой.
8. «Веселые буквы»
Цель: развитие мелкой моторики, составление прямых и обратных слогов.
Ход. Дети прокатывают разными пальцами правой и левой руки шарик и читают прямые и обратные слоги, составляют слово, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
9. «Запомни звук»
Цель: развитие мелкой моторики, закрепление гласных звуков.
Ход. Дети прокатывают разными пальцами правой и левой руки шарик по дорожкам от гриба к звуку, названному воспитателем.
10. «Снежная фантазия»
Цель: развитие мелкой моторики, развитие четкой дикции.
Ход. Дети прокатывают шарик по панно, сопровождая движения стихотворным текстом.
Мы снежинки! Это мы
Парашютики зимы.
Это мы над вами кружим,
Это мы с ветрами дружим.
Мы танцуем дни и ночи
Даже несколько недель.
Наши танцы, между прочим,
Называются метель.
11. «Разноцветные шары»
Цель: развитие мелкой моторики рук и тактильных ощущений, закрепление основных цветов, закрепление гласных звуков, составление слогов.
Ход. Дети прокатывают мяч снизу вверх разными пальцами левой и правой руки, проговаривая слоги. Движениям пальцев предшествуют слова:
Шарик, шарик не грусти,
Что тебя я отпустил.
Но ты так хотел на небо-
Ты ж еще на небе не был.
Игры включаем в НОД, в совместную работу с детьми и индивидуальную работу. Организация игр групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Еще раз хотим отметить, что игры с мячом универсальны и их разнообразие и наполнение содержанием зависит только от вашей фантазии и желания работать с детьми весело, интересно, облекая коррекционную работу в нетрадиционные формы.