Получи документы

Консультация для педагогов «Воспитание сенсомоторной культуры дошкольников»

Татьяна Бороданенко
Консультация для педагогов «Воспитание сенсомоторной культуры дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитание сенсомоторной культуры дошкольников

В своей работе с детьми с ОНР мы опираемся на известное положение о том, что для полноценного формирования у ребенка навыков устной речи важно развивать у него мелкую моторику рук.

Мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. При формировании мелкой моторики развивается пространственное восприятие, произвольное внимание, память, мышление, речь, т. е. активизируется вся психическая деятельность ребенка.

Публикация «Консультация для педагогов „Воспитание сенсомоторной культуры дошкольников“» размещена в разделах

Современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, отвечающие за движение органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность.

Мы предлагаем детям разные задания для развития мелкой моторики: застежки, шнуровки, нанизывание бус, пальчиковую гимнастику и т. д.

Используя мяч в играх с детьми, мы обратили внимание на то, что он может быть прекрасным инструментом в коррекционной работе, поскольку игры с мячом:

Отвлекают внимание детей от речевого дефекта;

Освобождают детей от утомительной неподвижности во время НОД;

Развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве;

Регулируют силу и точность движений;

Развивают глазомер, ловкость, быстроту реакции;

Развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей.

Мы просмотрели соответствующую литературу. Много информации об использовании игр в коррекционной работе нашли в интернете.

Сейчас в продаже огромный выбор мячей:

• пластмассовые

• резиновые

• надувные

• из папье-маше и т. д.

Сделали выборку игр, закупили мячи и шарики разного размера, цвета, сделанных из разных материалов, своими руками сделали пособия.

Конечно же, много игр мы проводим с использованием больших мячей.

Это игр, направленные на:

развитие ориентировки в пространстве,т. к. для детей с нарушениями в развитии характерно нарушение пространственного восприятия, что создает сложности в ориентации в пространстве, а в дальнейшем приводит к дисграфии. Эти игры не требуют большого пространства и их можно проводить как со всей группой, так и с подгруппой детей.

«Если все мы встанем в круг, мяч тебе я брошу, друг»

Цель: закрепление умения ориентирования (справа-слева, развитие ловкости, внимания, словесного обозначения действия.

Ход. Дети становятся в круг на некотором расстоянии друг от друга и перекидывают мяч, говоря при этом: «Мяч бросаю вправо, Лене. Лена, лови!»

«Вдоль цепочки из колец ходит ловкий молодец»

Цель: развитие ловкости, координации движений, ориентации в пространстве.

Ход. На пол кладется дорожка из 3-5 мячей. Дети выстраиваются в колонну напротив дорожки из обручей. Детям предлагают пройти дорожку, ударяя мячом в каждый обруч. ( возможны варианты: начать с первого обруча, начать с последнего, пройти дорожку туда и обратно, пройти дорожку ударяя мячом справа (слева) от себя.

Игры на обобщение и расширение словарного запаса. Развитие грамматического строя речи.

Эти игры удобны тем, что не требуют сложной атрибутики, длительной подготовки к ним, больших временных затрат.

«Ловко мне мяч бросай и животных называй»

Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания, памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Вариант 1.

Ход. Педагог называет обобщающее понятие и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч. Называет относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.

Вариант 2.

Взрослый называет видовые понятия, а дети, обобщающие слова.

«Животные и их детеныши»

Цель: закрепление в речи названии детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

«Кто как разговаривает»

Мяч лови, да поскорей

Назови язык зверей.

Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

«Кто где живет?»

Кто в берлоге, кто в норе?

Назови-ка поскорей!

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «В».

«Скажи ласково»

Мячик маленький поймай,

Да словечком приласкай.

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

«Кто как передвигается?»

Кто ползет, а кто плывет,

Кто ползет, а кто идет.

Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, ловкости

По такому же принципу строим игры:

«Подскажи словечко»

«Составь предложение»

«Горячий – холодный» (антонимы)

«Из чего сделано»

«Лови да бросай – цвета называй»

«Третий лишний»

«Какой по форме»

«Один – много» (множественное число)

Вспомнили и давно забытые игры с мячами из детства. Дети отбивают мяч о пол и проговаривают, например, «Я знаю названия трех домашних животных (цветов, мебели и т. д.)» и на каждый удар мяча произносят по одному названию из предложенной темы.

Цель: обобщение словарного запаса, закрепление правильного звукопроизношения, фонематических процессов.

Данные игры можно использовать при прохождении с детьми разных лексических тем.

Игры, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов.

«Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.

Ход. Педагог называет цепочку из гласных звуков или слова с определенным звуком.

Если услышите звук «А», стукните об пол.

«Нужный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, выделение заданного гласного из ряда других.

Ход. Педагог называет цепочку гласных звуков или слова с определенным звуком, нужно подбросить мяч на заданный звук.

Игры и упражнения с мячом как средство развития мелкой моторик

Можно:

использовать маленькие мячики или шарики из пластмассы, резины, дерева, каучука,подбирать их по цвету,вводить с их использованием элементы самомассажа.

Упражнения:

сжимание мячика,

обхват пальцами,

прокатывание,

прокатывание между пальцами,

разминание между ладонями.

Игры:

1. «Фокусник».Игра совмещает в себе развитие мелкой моторики и практическое употребление предлогов и предложных слов.

За рукой и под рукой

Из-под кисти на покой.

Между пальцев подержу

И в ладошку положу.

Мяч снаружи, мяч внутри,

По руке скачу – смотри!

Вдоль ладони, через палец

И вокруг запястья танец.

Мяч с одной рукой играет

И к другой перебегает.

Дружит мяч с моей рукой –

Вот я фокусник какой!

2. «С мячиком – ежиком». Движения соответствуют тексту.

Я мячом круги катаю (между ладоней,

Взад – вперед его гоняю (смена рук).

Им поглажу я ладошку (поглаживание,

Будто я сметаю крошку (смена рук).

Я сожму его немножко (сжимание,

Как сжимает лапу кошка (смена рук).

Каждым пальцем мяч прижму (прижимание,

И с другой руки начну (смена рук).

А теперь последний трюк:

Мяч летает между рук (перебрасывание мяча с руки на руку!

3. «Попади в цель».Попасть мячиком (красным, синим и т. п.) в цель (игрушку) правой (левой) рукой.

4. «Поймай шарик». Прокатить шарик по столу, подтолкнув его правой рукой и поймав левой».

5. «Футбол». Левая ладонь, лежащая ребром на столе, полусогнута, это ворота. Пальца правой руки поочередно «забивают гол» - подталкивают шарик к левой ладони.

Для следующих игр используем специальные пособия.

6. «Спираль»

Не ползет и не бежит,

Над цветком она кружит,

За витком идет виток

Вот и села на цветок.

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Ход. Ребенок прокатывает мяч по спиральной дорожке.

7. «Путешествие колобка»

Цель:

- закрепление изученных грамматических форм;

- правильное конструирование фразы;

- умение ориентироваться в пространстве;

- развитие мелкой моторики рук.

Ход. Дети составляют веселые рассказы о приключениях колобка, сопровождая речь движениями. На панно можно выставить различные фигурки животных, мелкие игрушки и сочинять диалоги между собой.

8. «Веселые буквы»

Цель: развитие мелкой моторики, составление прямых и обратных слогов.

Ход. Дети прокатывают разными пальцами правой и левой руки шарик и читают прямые и обратные слоги, составляют слово, которое читается одинаково слева направо и справа налево.

9. «Запомни звук»

Цель: развитие мелкой моторики, закрепление гласных звуков.

Ход. Дети прокатывают разными пальцами правой и левой руки шарик по дорожкам от гриба к звуку, названному воспитателем.

10. «Снежная фантазия»

Цель: развитие мелкой моторики, развитие четкой дикции.

Ход. Дети прокатывают шарик по панно, сопровождая движения стихотворным текстом.

Мы снежинки! Это мы

Парашютики зимы.

Это мы над вами кружим,

Это мы с ветрами дружим.

Мы танцуем дни и ночи

Даже несколько недель.

Наши танцы, между прочим,

Называются метель.

11. «Разноцветные шары»

Цель: развитие мелкой моторики рук и тактильных ощущений, закрепление основных цветов, закрепление гласных звуков, составление слогов.

Ход. Дети прокатывают мяч снизу вверх разными пальцами левой и правой руки, проговаривая слоги. Движениям пальцев предшествуют слова:

Шарик, шарик не грусти,

Что тебя я отпустил.

Но ты так хотел на небо-

Ты ж еще на небе не был.

Игры включаем в НОД, в совместную работу с детьми и индивидуальную работу. Организация игр групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Еще раз хотим отметить, что игры с мячом универсальны и их разнообразие и наполнение содержанием зависит только от вашей фантазии и желания работать с детьми весело, интересно, облекая коррекционную работу в нетрадиционные формы.

Публикации по теме:

«Веселое солнышко»«Веселое солнышко» Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребенок познает мир, начинает с ним общаться,.

Рисование с применением нетрадиционных материалов и техникРисование с применением нетрадиционных материалов и техник (пальчиками, кистью с поролоном на конце, ватной палочкой) Мелкая моторика - это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Воспитание сенсомоторной культуры дошкольников»
Опубликовано: 16 ноября 2014 в 12:49
+36Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Воспитание сенсомоторной культуры дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Бороданенко (УИ 267214) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 26.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД