Евгения Геращенко
Консультация для педагогов «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
«Труд - это могучий воспитатель, а также средство
всестороннего развития человека»
А. С. Макаренко.
Труд – это совсем не то, что делают детские руки. Труд – это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему чувствовать себя уверенно.
КАК? Макаренко писал, что трудолюбие и трудоспособность не даны от природы, а воспитываются с раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд духовно обогащает человека. Труд растягивает вас физически. И наконец, труд должен приносить радость, счастье и благополучие. Можно также сказать, что Труд – это забота людей друг о друге.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Трудовая деятельность дошкольника отличается от производственно-бытового труда взрослых. Оно не приводит к объективно значимому продукту, но имеет большое значение для психического развития самого ребенка. Специфика труда дошкольника состоит в том, что труд тесно связан с игрой. Следует отметить, что игровая и трудовая деятельность имеют общее происхождение – потребность в активном участии в жизни взрослых, а также стремление к самостоятельности. Через труд и игру ребенок доминирует в сфере социальных отношений и действий, связанных с повседневными и профессиональными функциями взрослых. В игре ребенок действует воображаемым образом, но не имеет конкретного результата. На работе действия реальны и приводят к осязаемому продукту. В работе ребенок устанавливает более прямую и непосредственную связь с жизнью взрослых, чем в игре.
Трудовое воспитание в дошкольном образовательном учреждении – это совместная деятельность педагога и воспитанников, направленная на развитие у последних общих трудовых навыков и умений, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продукции, осознанного выбора. профессии.
Работа детей в детском саду разнообразна. Это позволяет им поддерживать интерес к деятельности и дает им всестороннее образование. Существует три основных вида детского труда : работа по самообслуживанию, работа по дому и ручной труд.
Самообслуживание – это забота о себе. Воспитательное значение этого вида работы заключается прежде всего в его жизненной необходимости. Через ежедневное повторение действий дети прочно приобретают навыки самообслуживания; Забота о себе все чаще признается как ответственность.
Домашняя работа дошкольников необходима в повседневной жизни группы детского сада, даже если ее результаты не так заметны по сравнению с другими видами их трудовой деятельности. Целью данной работы является поддержание чистоты и порядка в помещениях и на территории, а также оказание помощи взрослым в организации рутинных операций. Дети учатся замечать нарушения порядка в групповом помещении или зоне и устранять их по собственной инициативе. Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому дает большие возможности для развития заботливого отношения к сверстникам.
Ручной труд - развивает у детей конструктивные способности и полезные практические навыки, вызывает интерес к работе, умение оценивать свои силы и желание выполнить работу как можно лучше (сильнее, изящнее, точнее).
В процессе труда происходит следующее:
- сбор практического опыта;
- формирование навыков и умений;
- формирование представлений о профессиональной деятельности (наличие трудолюбия, получение результатов);
- формирование различных знаний (например, о росте и развитии растений, о пользе труда людей различных профессий);
-участие в работе позволяет детям продемонстрировать свои умения, почувствовать радость от результатов труда и обратить внимание на своих партнеров по работе.
Трудовое воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В ФОП дошкольного образования одним из направлений социально-коммуникативного развития является формирование положительного отношения к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в повседневной жизни, обществе и природе. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста осуществляется путем привития навыков самообслуживания и выполнения основных домашних работ (в помещении и на улице, конструирования из различных материалов, в том числе конструкторов, модулей, бумаги, натуральных и других материалов.
В. А. Сухомлинский глубоко верил в облагораживающую силу труда : «Если ребенок вложил частичку своей души в труд людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, недобрым человеком».
Как утверждал А. С. Макаренко: «Труд – мощный воспитатель в системе педагогического образования». Через труд ребенок активно приобретает знания, навыки и умения, которые пригодятся ему на протяжении всей жизни. Профессиональная деятельность удовлетворяет познавательную деятельность ребенка. К труду следует относиться также как к форме умственного воспитания, так как он способствует развитию мышления, внимания, интеллекта, творческого воображения и умения планировать работу.