Наталья Паршикова
Консультация для педагогов «Важность литературных конкурсов в ДОУ»
Консультация для педагогов «Важность литературных конкурсов
в ДОУ»
Публикация «Консультация для педагогов „Важность литературных конкурсов в ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Литературные викторины и конкурсы
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
Формирование правильной речи ребёнка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации, за последние несколько лет, свидетельствуют о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями. Поэтому одной из форм речевого развития детей являются литературные конкурсы и викторины.
Детские викторины и конкурсы очень любимы малышами, они пробуждают интерес к обучению, демонстрации своих знаний и умений, развивают внимание, самостоятельность, мышление и память. Дети с удовольствием принимают участие не только непосредственно в самом мероприятии, но и в его подготовке.
Дошкольники охотно заучивают стихотворения, однако, не всегда и не у всех детей есть возможность прочитать выученные стихи. Как правило, возможность выступать на праздниках, других мероприятиях предоставляется детям с хорошей дикцией, самостоятельным и активным. Детям застенчивым, имеющим нарушения речи, меньше возможностей для упражнения в чтении стихотворений.
К сожалению, не все дети, находясь у порога школьного обучения, чётко и ясно произносят звуки родного языка. Дефекты речи можно исправить в работе со специалистом, а чёткой, правильной дикции, выразительности можно добиться. При декламации стихов, дошкольники учатся элементам исполнительского искусства, овладевают умением выразительно, эмоционально передавать текст.
Кроме того, нередко смысл заучивания стихотворений, как детьми, так и родителями, понимается как автоматическое запоминание и воспроизведение текста. Дошкольники запоминают стихотворения, однако не всегда умеют его передавать эмоционально, выразительно. Каждый ребёнок индивидуален, неповторим и каждый нуждается в признании и поэтому литературные конкурсы дают каждому ребенку возможность для самореализации.
Подготовка к конкурсу позволяет нам решать задачи по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой. Кроме того, при организации конкурса, объединяются разные виды искусств – музыки, живописи, литературы, что воспитывает эстетический вкус, создаёт атмосферу праздника.
Радостные переживания поднимают жизненный тонус, способствуют проявлению артистических способностей. Разнообразные впечатления, полученные ребёнком, утверждают его в том, что он знает, умеет, может показать свои возможности.
Проводя конкурсы чтецов, решаются следующие задачи:
Привлечь внимание педагогов и родителей к проблеме заучивания стихотворений.
Учить дошкольников выразительно передавать текст, развивать поэтический слух, совершенствовать поэтическое мастерство.
Вызвать радостный, эмоциональный настрой, стимулировать стремление к заучиванию стихотворений.
Организация конкурса соответствует следующим требованиям:
В сценарий включаются произведения, которые доступны, интересны детям, вызывают эмоциональный отклик;
Необходима тщательная предварительная подготовка, слаженность действий педагогов, детей, родителей, узких специалистов.
Тщательное продумывание сценария, оптимальное сочетание слушания стихов с двигательными, музыкальными, игровыми паузами; активное участие всех детей группы.
Конкурс проводится с детьми разных возрастов, внутри возрастной группы, а также внутри сада, между разными группами. Необходимость учёта возраста детей очевидна. Стихотворения к конкурсу подбираются педагогами. Кроме того, что стихи должны быть интересны детям, соответствовать возрасту, быть высокохудожественными, одним из критериев оценки является их новизна, необычность.
При подборе стихотворений важно учитывать индивидуальные особенности ребёнка. Нельзя предлагать для заучивания длинные, с труднопроизносимыми словами, стихи детям с нарушением речи.
Конкурсы чтецов могут иметь разнообразную тематику: стихи о природе, весёлые стихи, про игры и игрушки, посвящённые предстоящему празднику; они могут быть построены по произведениям одного или разных авторов.
Творческая группа готовит сценарий, определяет задания, подбирает музыку, помогает детям в изготовлении костюмов, необходимого оборудования, а также сувениров, грамот и медалей за создание яркого образа, выразительное чтение стихотворения, активное участие в викторине и т. д.
Вопрос поощрения детей - один из видов стимулирования дальнейшего участия детей в конкурсах. Как правило, поощряются все участники. В качестве “награды” могут быть использованы грамоты, медали, сувениры, значки, детские книги. Победитель получает то же поощрение, но с надписью “Победитель”
Роль зрителей могут выполнять как взрослые, так и дети. Эта роль хотя и пассивная, но очень важная : внимание и доброжелательность поддерживают участников конкурса или викторины. Свое одобрение зрители высказывают аплодисментами.
В состав жюри конкурса входят люди, хорошо знакомые детям данной группы, с которыми налажен хороший эмоциональный контакт. В тоже время это должны быть компетентные, независимые эксперты. Членами жюри могут стать воспитатели групп или специалисты. Особую радость детям доставляет тот факт, что в составе жюри находятся родители. В этом случае необходимо предварительно обговорить с родителями условия конкурса, предположительные номинации, критерии оценки. При подведении итогов оценка должна быть эмоционально-положительной и в то же время объективной.
При регулярном проведении конкурса чтецов у детей речь становится более выразительной, фонетически окрашенной, обогащается словарный запас, эффективней проходит этап автоматизации и дифференциации звуков. Дети не боятся публичных выступлений, охотно приглашают взрослых и сверстников на свои конкурсы. С большой благодарностью отзываются о конкурсах и родители. Они принимают участие в подготовке и проведении мероприятия, охотно приходят в детский сад, поддерживают своих детей. Ко многим взрослым приходит понимание того, что важно не только заучить с ребенком текст, но и прочитать стихотворение выразительно и эмоционально. Это доставит радость не только слушателям, но и самому чтецу!