Светлана Бережная
Консультация для педагогов «Хромотерапия и изотерапия»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов
Все цвета определенным образом действуют на нашу жизнь. Вы ведь наверняка замечали, что в одной обстановке хочется радоваться и ликовать, а в другой – молча сесть и думать о высоком. Еще сильнее цвета действуют на малышей.
Например, ребенок не хочет идти в детский сад или не может есть из купленной Вами дорогущей фарфоровой посуды? Обратите внимание на окружающую его цветовую гамму. Может, его эмоциональности не подходят фиолетовые оттенки обоев в группе или синяя тарелка не пробуждает аппетит? Конечно, такое может быть, ведь каждый оттенок направляет нас в определенное жизненное русло. Он может как поднять нам настроение, так и ухудшить его или подавить агрессию или раздражительность.
Публикация «Консультация для педагогов „Хромотерапия и изотерапия“» размещена в разделах
- Арт-терапия. Консультации
- Изотерапия в детском саду
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Цветотерапия. Хромотерапия в детском саду
- Темочки
Хромотерапия – это лечение цветом. Такая методика не имеет противопоказаний. Помогая нашему здоровью, в то же время раскрывает духовный потенциал и творческое «Я».
Что означает каждый цвет?
Например, красный цвет пробуждает волю к жизни, повышает работоспособность и физическую силу, способствует устранению депрессии, воспалительных процессов, вирусных инфекций, и различных хронических иммунодефицитных заболеваний.
Оранжевый цвет по праву считается самым радостным. Он помогает преодолеть депрессию и нервные срывы, благотворно влияет на мышечную систему, способствует избавлению от страхов и неврозов, снимает спазмы, уменьшает проявление астматических явлений и повышает аппетит. Данный цвет, кстати согревает и бодрит организм.
Желтый – создает веселое настроение, повышает умственные способности, нормализует деятельность желудочно-кишечного тракта, печени. Также именно этот цвет способствует выздоровлению при анемии, хроническом бронхите и различных заболеваниях кожи.
Зеленый цвет признан наиболее полезным. Он вызывает внутреннюю гармонию. Цвет повышает остроту зрения, благотворно влияет на сон, дарит спокойствие, а также помогает контролировать состояние раздражительности при нервных расстройствах.
Голубой приведет Вас к состоянию альтруизма и покоя. Он способствует устранению стрессов, неврозов, воспалительных процессов органов дыхания и переутомления. С точки зрения психотерапевтов данный цвет оказывает тормозящее действие при психическом возбуждении. По утверждению специалистов, у него есть свойство создавать ощущение прохлады.
Фиолетовый цвет повышает творческую активность, иммунитет, помогает преодолеть нервные и психические расстройства, бессонницу, лечить головные боли, невралгию.
Синий является «цветом здоровья» : успокаивает нервную систему, помогает умиротворению, что немаловажно для комфорта и сохранения психического здоровья детей, а также оказывает положительное воздействие на органы дыхания.
Применение данного цвета в спальне способствует более быстрому засыпанию, достаточному по продолжительности, спокойному и глубокому сну у малышей, а значит– хорошему отдыху. Это в значительной мере повышает уровень активности и работоспособности (если малыш уже детсадовского возраста). Ребенок быстрее овладевает знаниями, умениями и навыками. Синий цвет способствует формированию и развитию у детей основных психических процессов, навыков учебной деятельности.
Суть методики такова:
На расстоянии 1,5-2 метров на уровне глаз располагают лист бумаги определенного цвета. После того, как ребенок смотрит на него 10 минут, он должен описать свои эмоции. Малыша нужно попросить рассказать, что он чувствует, как изменилось его настроение. Можно узнать, какими свойствами, по мнению крохи, обладает этот цвет (теплый, мягкий, успокаивающий, колючий, острый, возбуждающий и т. д.).
Цвет стен тоже важен
Помните, что в комнате с преобладанием красного цвета увеличивается мускульное напряжение, ритм дыхания ускоряется и повышается давление. Оранжевый цвет усиливает Ваш кровоток и улучшает пищеварение. Желтый – стимулирует зрение, а светлый его оттенок – успокаивает. В зеленой обстановке у человека оптимизируется кровяное давление и расширяются сосуды. В голубой комнате замедляется дыхание и легче переносятся боль или недомогание. Фиолетовый цвет улучшает работу сердечно-сосудистой системы, снижает температуру, облегчает течение простудных заболеваний.
Оформление интерьера группы детского сада в определенной цветовой гамме дает возможность эффективно использовать цвет в оздоровительных целях, а использование хромотерапии как одного из видов природного лечения, оправдано для усовершенствования системы мероприятий по комплексному оздоровлению детей.
Игровое упражнение «Воздушные шарики»
Цель : формировать у детей представление о цвете; вправлять детей в сопоставлении предметов по цвету, прикладывая друг к другу путем отбора.
Ход игры : на листке нарисованы цветные нити и отдельно вырезаны цветные кружочки - «шарики». дальше воспитатель закрепляет с детьми названия цветов; необходимо «привязать» воздушные пули к нитям, подобрав их по цвету.
В настоящее время все более активно применяется такой инновационный здоровьесберегающий подход, как психотерапия искусством. Одно из направлений – это воздействие посредством изобразительного творчества – изотерапия.
Изотерапия дает положительные результаты в работе с детьми с различными проблемами – задержкой психического развития, речевым трудностями, нарушением слуха, умственной отсталостью, при аутизме, где вербальный контакт затруднен. Во многих случаях рисуночная терапия выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами.
Искусство создает целостную картинку мира по средствам эмоциональных образов, мыслей, чувств доступных каждому ребенку. Рисуя что-либо, ребенок может сочувствовать, сопереживать. Чувства сопричастности к человеку, к природе, животным помогает ребенку преодолеть отчуждение, замкнутость. Рисунки – это изображение действительности, которая отражает внутренний мир ребенка, его душевные переживания, взаимоотношения с окружающим миром в целом; состояние интеллекта, его работоспособность, восприятие, мышление, настроение.
В детском рисунке происходит самовыражение и самоутверждение ребенка, раскрывается его индивидуальность. Дети не просто переносят на бумагу знакомые предметы и явления, они живут в этом мире красоты. Необходимо только дать простор для детской фантазии. Рисование нужно для того, чтобы ребенок мог по долгу видеть мир своими глазами.
Поэтому изобразительная деятельность дошкольника оказывает непосредственное влияние на развитие сенсорных процессов, образного мышления, воображения. Именно для их развития дошкольный возраст сензитивен, а изобразительная деятельность представляет для этого большие возможности. Маленькие дети любят рисовать, можно сказать, что в детстве рисуют все.
Упражнение «Цветок»
Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение.
Материалы: бумага, кисти, краски, карандаши, фломастеры.
Закрой глаза и представь прекрасный цветок. Как он выглядит? Как он пахнет? Где он растет? Что его окружает? А теперь открой глаза и попробуй изобразить все, что представил. Какое настроение у твоего цветка? Давай придумаем историю про него.
Примечания: важно закончит упражнение на положительном настрое, если ребёнок сочинил грустную историю или у его цветка плохое настроение, то можно предложить изменить рисунок или историю так, чтобы настроение стало хорошим.
Упражнение «Отпечатки»
А для этого упражнения вам понадобятся акварельные краски. Обмакивайте пальчики ребенка поочерёдно в разные цвета, и пусть он ставит ими отпечатки на бумаге.
Дошкольнику или младшему школьнику, можно предложить, когда краска подсохнет, карандашом дорисовать отпечатки. Какие образы можно создать из них?