Мухина Маргарита
Консультация для педагогов «Танцевальные игры для детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов «Танцевальные игры для детей»
Детство — это состояние души. Игра, а особенно в сочетании с танцем, —
идеальный способ окунуться в счастливую беспечность.
Игра – неотъемлемая часть деятельности детей. Играя, дети лучше запоминают,
быстрее понимают, что от них требуется. Игра помогает добиться выполнения многих
педагогических задач.
Публикация «Консультация для педагогов „Танцевальные игры для детей“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
Всем хорошо известно, что для развития у детей чувства ритма, такта,
музыкального слуха и памяти необходимо с ранних лет тесно знакомить их с
музыкальными играми. Музыка, сопровождающая игры, должна иметь зажигательный,
веселый ритм, благодаря которому у детей быстро поднимается настроение и повышается
двигательная активность. Музыкальное сопровождение различных подвижных игр
приносит только положительные результаты, так как входит в основу гармонического
развития и укрепления здоровья детей.
Игра вводит ребенка в жизнь, в общение с окружающими, с природой,
способствует приобретению знаний. Она всегда имеет определенную цель. В
музыкальных играх этой целью является развитие интеллекта, чувства ритма и такта,
памяти, музыкального слуха, голоса, самой творческой деятельности ребенка.
Музыкальные танцевальные игры способствуют быстрому запоминанию изученного
материала, интенсивности обучения, раскрепощению детей, избавлению от комплексов.
Музыка приобщает ребенка к прекрасному, к ощущению гармонии, словом – обогащает
его духовный мир.
Танцевальная игра с одной стороны помогает: снять напряжение, выплеснуть
энергию, переработать свою агрессию и страх, осознать себя в предлагаемых
обстоятельствах, пробудить положительные эмоции. С другой стороны, развивает:
коммуникативные качества, проявление инициативы, умение логически мыслить,
фантазию и воображение, творческие способности.
В этих играх взрослому, проводящему занятия, особенно важно прежде чем
предлагать игры детям - проработать их самому, поскольку Вам не избежать множества
вопросов, на которые лучше всего давать ответы с позиции опыта, а не предположений.
«Контакт».
Играющие, разбившись на пары, садятся на небольшом расстоянии и закрывают
глаза. Ладони они ставят друг напротив друга, почти касаясь, но все же без физического
контакта. Для начала они стараются почувствовать тепло ладоней другого человека, а
затем - само ощущение их присутствия.
Когда контакт между ладонями установлен (это может получиться сразу, а может
занять довольно много времени, даже не одно занятие, предложите играющим начать
медленно сдвигать или перемещать руки, стараясь научиться чувствовать - куда партнер
ведет ладони. Все делается очень медленно, с тем, чтобы постоянно ощущать тепло (или
энергию) рук своего партнера.
«Мои эмоции».
Цель: определение какого-то качества или эмоции.
Предложите детям поучиться передавать своим танцем какие-то конкретные
эмоции. Для этого нужно очень точно настроиться на эмоцию и попытаться полностью в
ней раствориться, так, чтобы танцевало само качество, а не Вы. Не торопитесь и
экспериментируйте с разными эмоциями: Любовь, Покой, Доброта, Нежность, Свежесть,
Радость. Лучше всего не брать больше одного качества за одно занятие.
Затем можно будет перейти к танцеванию негативных эмоций : Страсть, Жадность,
Гнев, Сила, Непокорность, Тяжесть. Будет только лучше, если дети научаться не бояться и
не избегать этих качеств, а знать их изнутри, со временем - управлять ими.
«Цепочка»
Цель: исследовать возможность вхождения в контакт и взаимодействия в группе. Участники становятся в колонну и двигаются «змейкой». Их руки находятся в
постоянном сцеплении, которое по команде ведущего принимает различные формы: руки
на плечи, на пояс, накрест, за руки, под руки т. д.
При этом ведущий меняет предлагаемые обстоятельства: «двигаемся по узкой
тропинке на носочках», «идем по болоту – ступаем осторожно», «перешагиваем лужи» и
т. д.
«Стоп – кадр».
Цель: снять внутренний зажим, помочь самосознанию и самопониманию, а так же
высвобождению чувств.
Участники располагаются по всему залу в хаотичном порядке и исполняют
танцевальную ходьбу на месте. По сигналу ведущего (хлопок в ладоши или свисток)
останавливаются и замирают:
1 вариант: в разных позах, представляя собой скульптуру.
2 вариант: с улыбкой на лице.
Ведущий делает комментарий, после повторного сигнала все продолжают
двигаться (повторяется 5 -8 раз). Игру можно провести как «конкурс скульптур» и
«конкурс улыбок».
«Ищем друг друга».
Цель: исследовать взаимное принятие друг друга и вхождение в контакт, развивать
чувство быстрой реакции.
Участники двигаются танцевальной ходьбой по площадке хаотично, приветствуя
всех мимо проходящих членов группы кивком головы. Музыка обрывается – каждый
должен найти себе пару и поздороваться рукопожатием (повторяется 5-7 раз).
«Танцуют все».
Цель: разогреть тело, разбудить эмоции, снять мышечные зажимы, создать настрой
на работу.
Участники стоят или сидят, располагаясь полукругом. Ведущий дает задание
«танцует правая рука», «танцует левая нога», «танцует голова», «танцуют плечи» и т. д. –
участники импровизируют. По команде «танцуют все» - в работу включаются все части
тела (повторяется 3-4 раза). Ведущий может сочетать объяснение с показом.
Игра обычно проводится в начале занятия и может быть частью ритмической
гимнастики в танцевально – игровом тренинге.
«Хоровод знакомство»
Цель: развить групповые чувства сплочённости, сопричастности, принадлежности,
побудить к вступлению в межличностные отношения.
Участники образуют круг и, взявшись за руки, двигаются медленным шагом по
часовой стрелке. Ведущий с платком в руке идёт в обратном направлении внутри круга,
останавливается напротив любого участника (в этот момент круг тоже прекращает
движение, делает глубокий русский поклон и передаёт платок. После ответного поклона
меняется с ним местами. Игра может продолжаться пока все не перебывают в роли
ведущего.
«Реверансы».
Цель: помочь ориентации в пространстве, дать возможность экспериментировать с
движением, осознать свою особенность самовыражения, развивать умение
импровизировать.
В игре воссоздаётся атмосфера бала.
1 вариант: Участники медленным, степенным шагом двигаются по площадке в
хаотичном порядке, приветствуя при этом кивком головы каждого, идущего навстречу.
Музыкальная пауза – сигнал к тому, что нужно сделать реверанс (повторяется 5-7 раз).
2 вариант: Группа выстраивается в ряд. Король (королева) проходит вдоль
участников, каждый из которых в знак приветствия поочерёдно замирает в реверансе, и
становится в конец ряда. Игра повторяется, пока все не побывают в роли короля. «Разрешите пригласить».
Цель: возможность экспериментировать с движением. Все становятся в круг.
Ведущий приглашает любого из участников и танцует с ним в паре, показывая движения,
которые «отзеркаливает» партнёр. По сигналу «музыкальная пауза» пара разделяется и
приглашает новых участников. Теперь на площадке две пары, и так, пока все не
включатся в танцевальный процесс. При этом каждый приглашенный «отзеркаливает»
движения того, кто его пригласил.
«Соло с гитарой».
Цель: стимулировать творческое самовыражение, высвобождение чувств, развить
умение импровизировать, повысить самооценку.
Все встают в круг и двигаются в ритм музыки. Ведущий с гитарой в руках выходит
в центр круга и исполняет соло, выражая в танце свои чувства, затем передаёт гитару
любому участнику. Далее каждый участник проделывает то же самое, при этом он может
по желанию вступить во взаимодействие с кем – либо из группы. Каждый сольный танец в
конце награждается аплодисментами.
«Круговой танец»
Цель: укреплять общение детей в коллективе, тренировка танцевальной и
музыкальной памяти.
Дети становятся парами по кругу лицом друг к другу. Ведущий заранее показывает
движения, которые надо будет выполнять под музыку, их надо порепетировать без
музыки: приставные шаги вправо-влево на четыре счета с ударом на последнем такте,
затем четыре шага назад с хлопком, потом четыре шага вперед и возвращаемся не в свою
пару, а, смещаясь влево, — к новому партнеру (партнерше). Включаем музыку и танцуем!
«Танец природы»
Цель: координация движений, чувство танцевального пространства.
Все детки разбиваются на пары и тройки (при желании - группы побольше, а затем
под одну и ту же музыку группы готовят каждая свой танец на общую тему. (к примеру –
танец восхода Солнца, морской прибой, облака, звезды, огонь, фонтан).
Хорошо, чтобы Вы нашли время посмотреть не только «процесс» танцевания
каждой группы детей, но и устроили общий «просмотр» того, что получилось. Пусть все
дети сядут в одной части зала, как в зрительном зале, а затем каждая команда по очереди
покажет свой танец.
«Танец-ситуация»
Цель: развитие координации движения, творческого воображения и импровизации.
Ведущий игры готовит карточки с ситуациями, которые нужно будет разыграть в
танце. Детки разбиваются на команды по два-пять человек и получают свою карточку.
После чего ставится музыка и командам дается время на подготовку. Задача детей –
распределить роли, подготовить и показать перед всеми танец-ситуацию, словно
маленькую сценку.
Зрители смотрят, у кого что получилось, а затем пробуют угадать и пересказать,
что именно по их мнению разыгрывалось. Карточки для примера: Жрица разводит огонь в
Храме, Девушка собирает цветыв лесу, Путешественник взбирается на гору, Пожар, и т. д.
«Танец Огня»
Цель: развитие воображения, творческой смекалки.
Все играющие садятся по кругу. Они представляют собой Огонь и их общая задача
– станцевать танец Костра. Движения могут быть у каждого свои, или их может "задавать"
один человек, а лучше всего – каждый из танцующих по очереди. Это – предварительная
подготовка к игре, после чего детям можно предложить ее усложнить.
Весь круг становится просто путешественниками, которые отдыхают у Костра
(дикарями или пиратами, и только один из танцующих остается в центре и танцует
Костер. Он имеет право передвигаться во все стороны подобно языкам пламени. Путешественники стараются, чтобы Костер не обжег их. (При этом движения сидящих
вокруг Костра должны оставаться синхронными.)
Танец без музыки
Цель: побуждение к раскрепощению, выявлению эмоций, развитие танцевальной
пластики.
Все становятся по кругу, один человек выходит в центр. Дети должны без музыки
придумать и создать для играющего атмосферу танца. Например – дождь, пожар или
порыв ветра. (Круг может в определенном ритме хлопать, щелкать, топать, дуть, напевать,
выть, кружиться, подпрыгивать, и т. д.)
Задача того, кто остался в кругу – почувствовать и передать в танце то состояние
пространства, которое ему задают.
Есть еще один вариант той же самой игры : дети выбирают кого-то одного и затем
придумывают для него Сон (сказочные обстоятельства, в которых он очутился. В этом
Сне каждый танцующий может играть свою роль, а можно танцевать всем вместе.)
Задача играющего – своим танцем без подготовки среагировать на те обстоятельства, в
которых он оказался. Он может взаимодействовать с персонажами Сна или даже
направлять их, главное, чтобы атмосфера Сна была "подхвачена" и передана верно.
«Танец Океана»
Цель: развитие творческой активности, пластики.
Все дети разбиваются на три команды. Лучше всего – с неравным количеством
людей. (В первой команде должно быть больше всего людей, во второй – чуть меньше и в
третьей – не больше трех-пяти человек). Затем ставится музыка и всем трем командам
задается одно и то же задание – почувствовать себя с командой единым целым и
придумать Танец Океана.
После подготовки круги показывают каждый свой танец, а затем - собираются один
в другой, чтобы получился общий Океан из трех вложенных кругов. Каждая группа
одновременно танцует свою часть.
Слияние игр и танца дает детям дополнительный импульс, интерес к танцу и
вообще к творчеству. То, что до игры могло казаться скучными упражнениями для
воплощения неясного будущего, прорисованного только в голове у преподавателя, после
игры, приобретает совсем другой смысл. Становится средством достижения веселья,
самореализации в группе сверстников. Игры с музыкальным сопровождением обеспечат
развитие способностей у детей в целом, и педагоги явятся здесь главными помощниками