Елена Перцева
Консультация для педагогов «Способы развития фонематического слуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов
Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без неё нельзя учиться слушать и понимать речь.
Всем известно, что дети обучаются речи со слуха. Но не все знают, что "слухов” у человека, по крайней мере, три. Один – физический. Он позволяет нам слышать звуки окружающего мира: журчание воды, шелест листьев, щебет птиц и т. д. Второй слух – музыкальный. Это тонкий слух, позволяющий человеку наслаждаться прекрасной музыкой. Третий – речевой. Этот слух имеет особенное значение, так как благодаря ему мы обретаем способность различать все тонкости звуков человеческой речи. Доказано, что можно иметь замечательный музыкальный слух и плохой речевой, и наоборот.
Публикация «Консультация для педагогов „Способы развития фонематического слуха“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
В речевом слухе содержится еще один – фонематический. Он необходим для того, чтобы мы овладели фонематической системой, так сказать "кодом” языка.
Фонематический слух- это тонкий слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка (гласных, согласных). Формирование данного слуха завершается приблизительно к двум с половиной годам. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно другое слово: «коза-коса», «дом-ком», «крыса-крыша», «бочка-почка». Знакомые ошибки? Если ребёнок искажает звуки, заменяет другими звуками, пропускает звуки – это значит, у него не до конца сформирован фонематический слух, что приведёт в дальнейшем к появлению стойких ошибок на письме. Все ошибки устной речи перейдут в письменную. Само по себе это не исправится, и без специальных коррекционных занятий уже не обойтись.
Развитый фонематический слух является непременным условием успешного обучения грамоте. Поэтому ранняя диагностика сформированности фонематического слуха является необходимой для своевременного преодоления его недоразвития.
Задания для проверки физиологического слуха воспитанника :
1. Слышит ли ребенок громкую речь на оба уха с шести метров? Дать слова: ухо, муха, нога, кадка, галка, зима, сова, зубы, цапля. Если слышит – отметить, на каком расстоянии.
2. Слышит ли он шёпотную речь на расстоянии от одного до шести метров на оба уха? Слова для проверки дать те же.
При проверке слуха педагог поворачивает ребенка спиной к себе или прикрывает свой рот листом бумаги, чтобы обследуемый не мог читать с губ.
Психологический тест “Изображение человека”.
Если на детском рисунке человек изображен без ушей – то у юного художника имеются проблемы со слуховым восприятием.
Психологи советуют внимательно наблюдать за направлением взора ребёнка во время первой же беседы. Это поможет определить основной (ведущий) тип восприятия:
1. Ребенок смотрит выше уровня глаз: его основное восприятие – зрительное, или визуальное.
2. Взор ребенка ниже уровня глаз, скользит по столу, рукам, коленям, по полу: ведущее восприятие – через тактильные ощущения, т. е. кинестетическое.
3. Ребенок переводит взгляд на уровне глаз влево-вправо (активизируя функции ушей – органов слуха) : можно судить об основном типе восприятия – слуховом, или аудиальном восприятии. У такого ребенка при проверке фонематического слуха оказывается достаточно сформированным.
4. Взор ребенка по отношению к уровню глаз постоянно меняет свое направление: вверх – вниз – вправо и т. д. ; в таком случае мы можем смело утверждать, что этот ребенок обладает всесторонним (универсальным) восприятием окружающего мира. У него достаточно гармонично развиты зрительный, кинестетический и слуховой анализаторы.
В первых двух случаях как раз и необходима помощь логопеда в развитии слухового внимания и формировании фонематического слуха.
Задания для проверки состояния фонематического слуха
1. Ребёнок повторяет за педагогом слоги : са-ша, ша-са, ач-ащ, са-ца, ра-ла, ша-жа.
Если ребенок неправильно произносит некоторые звуки, различение их проверяется следующим образом: предлагается ему, услышав заданный слог, выполнить какое-либо действие. Например, если среди слогов са, ца, ча называют слог ша, ребенок хлопает в ладоши.
2. Проверим, различает ли ребенок слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу. - Педагог предлагает ребё нку выбрать нужную картинку среди: жук - сук; бом - сом; мишка - миска; коза - коса; лужа - лыжа.
Следующий прием позволит выявить степень развития внимания и слуховой памяти. Педагог предлагает ребенку повторять сходные слоги: та – да – та, ка – га – га, па – ба – ба, ма – на – на;
- повторять сходные слова: Маша - Даша - каша; тень - день; день - пень; бак - лак - мак - так - рак; жук - лук - сук - тук.
4. Отобрать картинки, например, на звук [П];
5. Разложить картинки в две стопки, например, со звуком [С] – в одну, со звуком [Ш] – в другую;
6. Назвать первый звук в слове.
Затруднения при выполнении заданий указывают на снижение фонематического слуха.
1 этап (подготовительный) – развитие неречевого слуха.
На этом этапе проводятся упражнения на различение неречевых звуков. Такие упражнения способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы. В это время работает физический слух.
Игры, используемые в коррекционной работе на 1 этапе.
-различение неречевых звуков.
Игра «Тишина»
Игра «Угадай, на чём играю»
Игра «Узнай по звуку»
Игра «Шумовые баночки».
- дифференциация по способу воспроизведения (хлопки, притопы)
Игра «Где хлопнули?», Игра «Где позвонили?»
Цель: развитие направленности слухового внимания, умения определять направление звука.
- дифференциация по темпу (быстро - медленно, по ритму (ритмические рисунки, по силе звучания (громко - тихо)
Игра "Кто быстрее? " Игра «Полянка».
Цель: узнавать ритмический рисунок.
На полянку собрались дикие животные. Каждый из них постучится по-разному: заяц-1 раз, медвежонок-2 раза, белка – 3 раза, а ёжик 4 раза. По стуку догадайтесь, кто пришёл на полянку.
Игра «Высоко – низко» Игра «Тихо-громко»
2 этап - развитие речевого слуха.
Игры, используемые в коррекционной работе на 2 этапе.
- различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса
Игра «Метель»
Цель: учить детей на одном выдохе менять силу голоса от тихого к громкому и от громкого к тихому.
-Замели метели и затянули свои песни: то тихие, то громкие.
Игра «Дует ветер».
Цель: изменение силы голоса, умение в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом.
Дует лё гки летний ветерок: у-у-у (тихо-тихо)
Подул сильный ветер: У-У-У (громко) Можно использовать картинки.
Игра «Три медведя».
Цель: развитие умения менять высоту голоса
Меняя высоту голоса, попросить ребёнка отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос, Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос).
Произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.
Игра «Близко – далеко».
Логопед издает различные звуки. Ребенок учится различать, где гудит пароход (у-у-у) - далеко (тихо) или близко (громко). Какая дудочка играет: большая (у-у-у низким голосом) или маленькая (у-у-у высоким голосом) .
- дифференциация слов, близких по звуковому составу:
Игра "Правильно-неправильно".
1 вариант. Логопед показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например: "Вагон". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь - хлопни в ладоши.
Игра «Слушай и выбирай».
Перед ребенком картинки с предметами, названия которых близки по звучанию:
рак, лак, мак, бак; дом, ком, лом, сом
Логопед называет 3-4 слова в определенной последовательности, ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет их в названном порядке.
Игра» «Какое слово отличается?».
Из четырёх слов, произнесённых взрослым, ребёнок должен выбрать и назвать то слово, которое отличается от остальных.
Ком-ком-кот-ком Утёнок-утёнок-утёнок-котёнок
- дифференциация слогов
Игра «Одинаковые или разные».
Ребенку на ушко говорится слог, который он повторяет вслух, после чего взрослый либо повторяет то же, либо произносит противоположный. Задача ребёнка угадать, одинаковые или разные слоги были произнесены. Слоги надо подбирать те, которые ребёнок уже способен повторить правильно. Этот метод помогает развить способность различать звуки, произнесенные шепотом, что прекрасно тренирует слуховой анализатор.
Игра «Похлопаем».
Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на, отхлопывая слоги. Более сложный вариант: предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.
-дифференциация фонем.
Узнавание звука на фоне других звуков, на фоне слова.
-выделение гласных из ряда звуков.
-узнавание гласных на фоне слога и односложных слов.
-узнавание гласных на фоне многосложных слов.
-выделение согласных из ряда других звуков.
- узнавание согласных на фоне многосложных слов.
Игра «Доскажи словечко».
Логопед читает стишок, а ребенок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме:
Игра «Поймай звук»
Хлопнуть в ладоши, если в слове слышится звук «м».
Игра «Найди звук»
1 Отобрать предметные картинки, в названии которых слышится заданный звук. Предварительно картинки называются взрослым.
Игра с мячом.
Логопед произносит различные слоги, слова. Ребёнок должен на заданный звук пой мать мяч, если звука не услышит, то отбить мяч.
3этап Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза.
Этот этап имеет определё нную последовательность:
- Определение количества слогов в словах разной сложности
- Выделение первого и последнего звука в слове
- Выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из
предложения.
- Различение звуков по их качественным характеристикам (гласный-
согласный, глухой – звонкий, твёрдый – мягкий) ;
- Определение места, количества, последовательности звуков в слове
- Творческие задания (например, придумать слова с заданными звуками)
- построение моделей
Игра «Отстукивание слогов» Цель: обучение слоговому анализу слов
Игра «Угадай слово» Цель: составление слов с определенным количеством слогов
Игра «Слоговой поезд». Цель: упражнять детей в делении на слоги.
Игра «Подарки» Цель: различение звуков [л] – [л*]; [р] – [р*]
Игра «Живые звуки, слоги» ЦЕЛЬ: Учить синтезировать отдельные звуки (слоги) в слово.
Игра «Весёлые мячики» Цель: формировать навыки звукового анализа.
Развивать фонематический слух помогают и скороговорки. Используя скороговорки, чистоговорки, считалки, веселые стихи, закрепляем правильное произношение детьми звуков, отрабатываем дикцию, способствуем и развитию голосового аппарата, темпа речи.
При формировании и развитии фонематического слуха необходимо помнить о природной одаренности детей к рифмованию слов. Для улучшения фонематических представлений ребенка можно использовать стихи для включения в них недостающего слова или, заменив в каком-нибудь слове одну букву (или убрав ее, или добавив лишнюю). Это упражнение помогает научиться различать слова, отличающиеся одной фонемой, а также развивает в детях чувство ритма и рифмы, способствует пополнению словарного запаса, исподволь развивая интерес к стихам, к поэзии, русской речи, языку.
Применение описанных дидактических игр и упражнений позволяет, во-первых, учить детей весело, радостно, без принуждения.
Во-вторых, помогает, наряду с формированием и развитием фонематического слуха, организовать деятельность ребенка, обогащая его новыми сведениями, активизируя мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулируя речь. В результате чего у детей появляется интерес и воспитывается любовь к родному языку.
В-третьих, игры и упражнения можно применять в различных вариантах, обновляя при этом речевой материал и включая в нее дидактический материал по развитию речи разноуровневого характера.
Таким образом, посредством применения игры в ходе занятий можно преодолеть ряд трудностей, возникающих в работе с детьми по развитию фонематического слуха, звукового анализа слова.
Важно отметить, что для полноценного речевого развития ребенка, в том числе и развития фонематического слуха, необходимо тесное сотрудничество педагогов и семей воспитанников. Родители должны знать, чем дети занимаются в образовательном учреждении, и в силу своих возможностей развивать и поддерживать полученные знания у своих детей в домашних условиях. Для этого с родителями неоднократно проводились собрания, беседы, открытые занятия по теме и наряду с этим предлагались игры и игровые упражнения для развития фонематического слуха.
Желаю коллегам творческих успехов в коррекционной работе с детьми, страдающими недоразвитием фонематического слуха!