Елена Воронина
Консультация для педагогов «Сказочные лабиринты игры» (развивающие игры В. Воскобовича)
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов «Сказочные лабиринты игры» (развивающие игры В. Воскобовича)
Подготовила:
воспитатель Воронина Е. Е.
МБДОУ детский сад № 32 г. Кинешмы
Ивановской области
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При правильной организации, игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечению социальной успешности дошкольника. Три взаимосвязанные линии развития детей : чувствовать – познавать – творить гармонично вписываются в естественную среду ребенка – игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способом познания мира людей, предметов, природы, а также сферой приложения своей фантазии.
Темочки:
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сказки. Консультации для родителей
- Темочки
Но сегодня стоит острая проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Трудности испытывают и родители и воспитатели: то, в какие игры играли родители и то, что годами отрабатывали на практике и применяли в своей жизни воспитатели, теперь – в изменившихся условиях – перестало работать. Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды (Барби, роботы, монстры, киборги и т. д.) может привести к кризису игровой культуры.
Поэтому от педагога требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него, больше уделяя внимание современным нетрадиционным дидактическим и развивающим играм, способствуя адекватной социализации ребенка.
Из опыта работы могу сказать, что развитию интеллектуальных и личностных качеств детей, формированию предпосылок учебной деятельности способствуют игры В. Воскобовича.
Игры Воскобовича способствуют всестороннему развитию личности. С их помощью процесс обучения чтению и счету проходит гладко и легко. В своей методике автор внимательно относится к развитию творческих способностей детей. Для выполнения предлагаемых заданий ребенку потребуется проявить креативный подход и включить воображение.
Технология игр Воскобовича разработана на 3 важнейших принципах: интерес-познание-творчество.
Педагоги часто используют развивающие игры Воскобовича в ходе образовательной, самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности, поэтому хочу познакомить с технологией В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры».
Вячеслав Владимирович Воскобович - инженер - физик из Санкт-Петербурга, который в начале 90-х был озадачен поиском развивающих игрушек для собственных детей.
Знакомство с опытом Зайцева и Никитиных подсказало идею создания кардинально новой системы занятий, которая стала бы не только полезна, но и интересна детям, увлекала и развивала без принуждения к занятиям. Главной идеей стало создание инструментов комплексного развития интеллекта, логики, таланта и личности в игровой форме.
Первые игры Воскобовича — «Геоконт», «Прозрачный квадрат», «Складушки», «Двухцветный квадрат», появились в самом начале 90-х годов. К 1997 году была написана первая методичка «Малыш Гео, Ворон Метр и я, дядя Слава», предлагавшая объединить занятия с головоломками со сказочной подводкой, погружающей ребенка в историю, дающей дополнительный стимул к действию и решению поставленной задачи.
В 1999 году авторская программа «Сказочные лабиринты игры» была официально принята и утверждена комитетом образования Санкт-Петербурга. С этого момента Воскобович презентует развивающие игры в ДОУ в качестве дополнения к развивающим интеллектуально-творческое мышление занятиям. К началу века до 90% детских садов города в той или иной мере использовали методику при организации работы с детьми.
Общие задачи развивающей программы :
(слайд №2)
- развитие интереса к окружающему миру, внимания, памяти, снижение коэффициента дефицита внимания, установление доверительных взаимоотношений со взрослым и напарниками по игре;
- выработка исследовательского интереса, креативного мышления, способности находить нестандартные выходы из ситуаций;
- тренировка творческого мышления, логической гибкости;
- психоэмоциональное развитие, повышение стрессоустойчивости, усидчивости;
- практика развития навыков устной речи, чтения, счета.
Особенности игр Воскобовича :
1. Игры Воскобовича подходят для детей широкого возрастного диапазона. Они интересны и для трехлеток, и для семилеток. Для малышей предусмотрены несложные одно- или двухшаговые упражнения, для старших ребят есть сложные многоступенчатые задачи.
2. Одна игра дает возможность решать множество образовательных задач. Ребенок одновременно осваивает буквы, цифры, учится различать цвет, форму, тренирует память, внимание, развивает мышление, воображение, а также тренирует мелкую моторику руки.
3. В играх Воскобовича заложен огромный творческий потенциал. Ребенок имеет возможность осуществлять свои творческие задумки в реальность.
4. Все игры Воскобовича имеют сказочную огранку. Ребенку намного интереснее играть не просто с квадратами и треугольниками, а с Нетающими Льдинками или разноцветными паутинами Паука Юка. Вместо того, чтобы изучать дроби, ребенок разгадывает Секреты Чудо-Цветика, в чем ему помогает Малыш Гео. Новое и необычное всегда лучше привлекает внимание и легко запоминается.
Главная отличительная особенность игр – образность и универсальность. Игра интригует, мобилизует внимание ребенка, его интерес, втягивая ребенка в процесс решения. Ребенок образно попадает в ситуацию, последовательно анализирует свои действия, поставленные задания, осознает цели и находит варианты решения. Взрослый – это равноправный партнер в игре, которая «сама» занимается обучением.
Игры не просто учат «читать-считать», они развивают такие качества личности-творца, как оригинальность и творческое мышление, дивергентность суждений, а также учат человеческим взаимоотношениям.
Принципы методики Воскобовича :
(слайд №3)
Автор методики уверен, что обучение должно быть веселым и непринужденным, в связи с этим, один из принципов методики – интересные сказки.
Каждую развивающую игру Воскобовича сопровождает увлекательная сказка, которая помогает ребенку быстрее запомнить цифры, формы или буквы. В сюжете сказки малыш помогает героям, выполняя различные задания и упражнения.
Вторым принципом методики является игра с пользой. Развивающие игры автора достаточно многофункциональны, в игровой форме можно обучаться счету или чтению, развивать такие познавательные качества как память, мышление и логика. Таким образом, ценность игры заключается в ее способности всестороннее развивать и обучать малыша.
Третий принцип методики Воскобовича заключается в развитии у ребенка творческого начала. Игры и сказки помогают развивать воображение, фантазию и творческий потенциал у детей.
Авторский материал Воскобовича насчитывает более 50 игр с различными дополнениями и приложениями.
Чтобы немного понять, как это все действует на практике, предлагаю Вам познакомиться с некоторыми самыми популярными играми Воскобовича.
«Квадрат Воскобовича»
(слайд №4)
Данную игру называют еще «Кленовый листок», «Вечное оригами», «Косынка», «Квадрат-трансформер». «Квадрат Воскобовича» состоит из 32 разноцветных треугольников, наклеенных на гибкую тканевую основу и расположенных на определенном расстоянии друг от друга. Основные цвета игры красный, желтый, зеленый и синий. Для детей младшего возраста предлагаются двухцветный квадрат, для старших детей разработан четырехцветный квадрат. «Квадрат Воскобовича» можно легко трасформировать, создавая разнообразные объемные и плоские фигуры: самолет, конфету, домик ворону и т. д. Данные фигуры можно собирать по предложенным схемам или придумывать собственные образы.
«Квадрат Воскобовича» формирует у ребенка:
- абстрактное мышление
- навыки моделирования, умение ориентироваться в пространстве
- развивает креативный потенциал, усидчивость и познавательные процессы.
Игра-шнуровка «Ромашка»
(слайд №5)
Красивая ромашка поможет малышам составлять новые слова и читать их.
Из ключевого слова можно составить 200 слов. Для детей 2-3 лет игра «Ромашка» используется в качестве шнуровки, для развития мелкой моторики кисти рук.
Игра-шнуровка «Ромашка» развивает у детей :
- сообразительность;
- навыки чтения, обогащает словарный запас и формирует умение творчески мыслить.
Эрудиты-шнуровки «Яблонька», «Снеговик»
Красивое дерево или снеговик помогут детям составлять новые слова и читать их. Из ключевого слова при помощи шнурка можно составить 200 слов. Игра-шнуровка развивает у детей сообразительность, навыки чтения, обогащает словарный запас и формирует умение творчески мыслить.
«Складушки»
(слайд №6)
Красочное игровое пособие знакомит малышей с гласными и согласными буквами, помогает освоить принцип сложения слогов. Ребенок на страницах игры «Складушки» встретит множество сказочных персонажей, с которыми можно разучивать стихи и петь песенки. К игре прилагается так же диск с песенками, который можно периодически слушать с малышом. Следует отметить, что в процессе занятия с ребенком задействованы различные анализаторы: тактильный, зрительный и слуховой. В результате таких занятий у детей:
- улучшается память
- развивается усидчивость и внимательность.
«Математические корзинки»
(слайд №7)
Данное пособие приглашает детей в сказочную страну математики. Ребенок с веселыми героями зверята-цифрятами закрепит счет, уяснит состав чисел, научится сравнивать цифры и выполнять математические действия. Ребенок в ходе игры помогает своим друзьям складывать в корзины грибы-вкладыши. При этом выясняя, кто собрал грибов больше, а кто меньше. Сколько грибов необходимо положить в корзину, что она была полной. В предложенной автором инструкции описано более десяти игр, в которые можно поиграть с малышом. Так же ребенок в ходе игры выполняет задания на развитие мелкой моторики рук : разукрашивает, штрихует, обводит грибы. «Математические корзинки» являются универсальной игрой для детей от двух лет и старше.
Кораблик «Плюх-Плюх»
(слайд №8)
Данная развивающая игра выполнена в виде яркого кораблика с разноцветными флажками-парусами, которые можно легко надевать на деревянные реи. На основании кораблика нанесены цифры от 1 до 5. Яркие флажки имеют шероховатую поверхность. В связи с этим, в процессе игры у ребенка не только развивается мелкая моторика пальцев рук, но и тактильные ощущения. На мачте корабля малыш должен прикрепить определенное количество флажков, рассортировав их по цвету и величине.
Играя корабликом «Плюх-Плюх» ребенок знакомится с капитаном Гусем и матросом Лягушкой, которые приглашают его в мир захватывающих приключений.
Кораблик «Плюх-Плюх» является многофункциональной игрой, которая:
- знакомит малыша с различными цветами
- формирует математические навыки
- прививает умения по сортировке предметов, учитывая их количество и цвет.
Головоломка «Чудо-крестики»
(слайд №9)
Это многофункциональное пособие для развития математических способностей. Игра представлена рамкой с разными вкладышами, отличающимися друг от друга по цвету и форме. Все фигуры разделены на части. Сначала ребенку предлагается собрать фрагменты в единое целое, а по мере появления первых успехов задания усложняются. Например, можно предложить собрать различные образы предметов. Для наглядности в комплект входит альбом фигурок. "Чудо-крестики" формируют у ребенка понятия целого и части, помогают освоить формы и цвета, развивают умение анализировать и сравнивать. В процессе игры ребенок учится использовать схемы для решения определенных задач.
Коврограф «Ларчик»
(слайд №10)
Ларчик – универсальная детская среда для решения любых образовательных задач в домашних условиях и образовательных организациях.
Предназначен для детей 3 – 10 лет, может использоваться для детей с ограниченными возможностями.
Благодаря сказкам у детей развивается фантазия, воображение, владение речью, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, обогащается словарный запас, развитие интонационной культуры, фонематического слуха, развитие интонационной культуры, фонематического слуха и развитие речевого творчества. Благодаря мелким красочным деталям, развивается мелкая моторика и идет подготовка руки к письму.
Это пособие предоставляет огромный простор для творческой деятельности как детей, так и педагогов и подходит для индивидуальных и групповых занятий. «Ларчик» позволяет максимально упростить, сократить подготовительный этап работы и проводить интересные, оригинальные, эффективные игровые упражнения, направленные на математическое развитие детей, ознакомление их с окружающим миром, развитие психических процессов.
«Геоконт»
(слайд №11)
Игра представляет собой дощечку с гвоздиками и сопутствующую сказку про Малыша Гео, Ворона Метра и дядю Славу. На игровом поле нанесена координатная сетка. На гвоздики надевается разноцветная резинка – паутинка. Таким образом, можно получить различные контуры геометрических фигур. Дети могут строить фигурки по примеру взрослого, более старшие дети отображают схемы-образцы или словесные модели взрослого.
Замечательным дополнением к Геоконту является Геовизор.
«Геовизор»
Он представляет собой блокнот на пружине и состоит из двух листов: подложки – картона и пленки ПВХ. На пленке имеются отверстия на направляющих стрелках. Это своеобразная система координат. Ребенок может рисовать маркером на водной основе на листе, который можно положить под пленку. Получившееся изображение по координатам без труда выкладывается на Геоконте. На Геовизоре можно проводить графические диктанты, ведь у каждой направляющей есть буквенное и цифровое обозначение. С помощью координатной сетки дети учатся рисовать план игрового поля и схемы фигур по словесной формуле.
«Прозрачный квадрат» (слайд №12)
Прозрачный квадрат - это головоломка, конструктор и пособие для решения логико-математических задач. В набор входят 30 квадратных прозрачных пластинок. Одна пластинка полностью окрашена в синий цвет, а на других закрашена только часть квадрата. Игра способствует освоению названий и структуры геометрических фигур, их размера; умению составлять геометрические фигуры из частей, пониманию соотношения целого и части; умению конструировать предметные силуэты путем наложения или приложения пластинок; развивает внимание, память, воображение, умение анализировать, сравнивать, творческие способности, речь, мелкую моторику рук.
«Теремки Воскобовича»
(слайд №13)
«Теремки Воскобовича» - это уникальное пособие для обучения чтению на наглядной основе. Игра состоит из 12 деревянных кубиков–теремков разного цвета с согласными буквами на гранях, а так же 12 картонных кубиков–сундучков (2 синих, 2 зеленых, 6 двойных сине-зеленых, 2 знаковых) с гласными на гранях. Есть кубик, есть теремок. Кубик вкладывается в теремок – получается слог. Такое конструирование помогает детям понять принцип слияния звуков в слоге. Теремки с кубиками соединяются вместе и таким образом составляются слова. Всего в комплекте 12 кубиков, 12 теремков - очень компактная, удобная конструкция.
Устройство кубиков-теремков позволяет превратить процесс обучение чтению в серию увлекательнейших игр. Например, игра в «превращалки», где «дом» легко станет «дым»ом, а «лёд» превратится в «мёд».
«Читайка на шариках»
(слайд №14)
Данная развивающая игра Воскобовича является эффективной методикой для обучения и закрепления навыков чтения. Это своеобразная книжка-раскладушка позволяет формировать слова различного уровня сложности. Если загибать уголки по белым линиям, то можно прочитать слова, состоящие из двух-трех букв – это желтые шарики. На красных шариках образуются слова из трех или четырех букв и т. д. Также «Читайка на шариках» позволяет составлять из полученных слов совершенно новые слова. Таким образом, можно составить около 130 новых слов. Игровое пособие прививает интерес к чтению, расширяет словарный запас, учит конструированию, помогает выучить звуки и буквы
Игровизор представляет из себя своеобразный альбом формата А4, состоящий из двух листов, скрепленные пружиной: нижний картонный и верхний из пленки ПВХ.
Достаточно подложить под пленку прописи, лабиринты или раскраску, ребенок сможет обвести контуры маркером. Затем все нарисованное можно стереть сухой салфеткой.
Плюсы и минусы методики:
Многие детские учреждения довольно успешно опробовали методику работы Воскобовича - это подтверждают многочисленные положительные отзывы. Все задания дети обычно выполняют с интересом и большим желанием. Не заставили себя ждать и положительные результаты применения в образовательном процессе авторских развивающих игр. К недостаткам методики Воскобовича можно назвать лишь тот факт, что пособия, игры и методические материалы необходимо приобретать в специализированных магазинах.
Результаты использования:
Применение методики Воскобовича в детском саду способствует развитию внимательности, памяти, творческих способностей, мышления, наблюдательности, развивают интерес ребенка к познанию и исследовательской деятельности. Следовательно, обеспечивается гармоничное развитие логического и эмоционально-образного начала, формируются начальные знания об окружающем мире, развивается мелкая моторика.