Светлана Рыба
Консультация для педагогов «Речевая агрессия у детей»
▼ Скачать +Заказ
Сегодня педагоги все чаще говорят о речевой агрессии. О физических проявлениях детской агрессии мы уже говорили, но неменьшую тревогу вызывает и агрессия слова - ругается, дерзит, огрызается, пререкается.
Грубый, неуправляемый, настырный – всё чаще и чаще говорим мы такие слова о наших детях.
Что такое речевая агрессия? Речевая агрессия – общение-грубое, оскорбительное, обидное.
Публикация «Консультация для педагогов „Речевая агрессия у детей“» размещена в разделах
- Агрессивный ребенок. Консультации
- Агрессия, детская агрессивность
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Вспомним проявления физической агрессии : ребенок дерется, толкается, кусается.
ругается, дерзит, огрызается, пререкается.
Уже четырехмесячный ребенок, если ему не давать некоторое время шевелить руками, реагирует криком и гневной мимикой.
Каковы проявления речевой агрессии средних и старших дошкольников? Речевая агрессия проявляется в оскорблениях и угрозах, грубых требованиях и отказах, обвинениях и насмешках (например, "дразнилки", "обзывательства", "визг", "нытье", "бурчание" и т. п.); более скрыто, косвенно – в жалобах, клевете.
Каждый из нас задаё тся вопросом: «Откуда в детях столько грубости и агрессии?». Агрессия все активнее участвует в детских играх и развлечениях, проникает в их разговоры и, что особо ужасает, становится нормой для наших детей. Со всех сторон слышны оскорбления, угрозы, грубые требования, обвинения, насмешки. Вроде бы постоянно твердишь о добре, о взаимопонимании, о дружбе и чести, о моральных ценностях. И всё впустую.
Почему, на самом деле мы, столько говорим с нашими детьми об элементарном уважении друг к другу, а в ответ слышим обидные прозвища в адрес друг друга, оскорбления и насмешки? Должно же этому быть разумное объяснение.
Причины возникновения речевой агрессии :
Речевая агрессия дошкольном возрасте может возникать как подражание поведению взрослых, «как взрослый».
Оказывается, дети учатся речевой грубости у нас, взрослых! У родителей, у воспитателей в детском саду, нянечек, знакомых, просто случайных людей.
Стараться избегать обидных высказываний в собственной речи и овладеть умением правильно реагировать на грубость собеседника, не провоцировать его на обидное общение - посильная задача для цивилизованного человека, а для педагога, чья профессия предполагает повышенную ответственность за свои речевые поступки, - особенно необходимая.
Давайте попытаемся проанализировать поведение воспитателя с точки зрения речевой агрессии.
Речь воспитателей иногда демонстрирует пренебрежительно-грубое или повелительно-покровительственное отношение к детям, что проявляется в резких замечаниях («Рисуешь как курица лапой!»); грубых требованиях (Закрыли рты!»; унизительных обращениях к детям по фамилии, а иногда оскорблениях и часто угрозах («Я тебя сейчас накажу!».). Сколько раз за день приходиться повышать нам тон! Нам кажется, что это оправданно. Ведь мы должны чему –то научить их каждого, того, кто хочет учиться, и того, кому это вообще не интересно! Мы не задумываемся, что своим тоном приучаем детей к агрессивному речевому поведению.
Добиваясь послушания, мы неосознанно провоцируем детей на ответную речевую агрессию - протест, грубый отказ, желание сделать или сказать «назло» .
Сейчас мы с вами проведём игру «Найди пару»
Здесь написаны модели негативного речевого поведения педагогов.
Я зачитываю вам пример, а вы определяете модель негативного речевого поведения.
Стереотипные коммуникативные установки современного общества "Надо уметь давать сдачи", "На обидное слово надо отвечать обидным", "Иначе не выживешь"
Лояльное отношение к грубости всеобщего любимца "Я не знаю, как мне быть –
Начал старшим я грубить.
А они ко мне:
– Голубчик,
Ешь скорее! Стынет супчик.
А они ко мне:
– Сыночек,
Положить еще кусочек?
А они ко мне:
– Внучок,
Ляг, лапуся, на бочок. "
(С. В. Михалков, "Лапуся")
Отсутствие целенаправленного обучения этикетному общению "Разве можно так ругаться!", "Так нельзя!", "Что ты говоришь!"
Недооценка положительных сторон деятельности ребенка "Вечно ты!", "Ты всегда!", "От него всего можно ожидать!", "За ним нужен глаз да глаз!"
Отрицательный личный опыт общения конкретного ребенка "Дразнилки", издевки, жестокие шутки, соревнования в словесной изощренности, игра "кто кого переспорит", навешивание словесных ярлыков типа "ябеда", "врун", "воображала", "очкарик", "тормоз" и т. п.
Пропаганда тех или иных форм речевой агрессии в современных СМИ "Плохими словами" ругается любимый певец или мультипликационный персонаж, популярность жанров боевика и триллера с соответствующими моделями речевого поведения персонажей и набором словесных клише
Открытая речевая агрессия педагога "Рисуешь как курица лапой!", "Сколько можно повторять!", "Как вы меня достали!", "Закрыли рты!", "Живо мыть руки!", "Поставлю в угол!", "Считаю до трех. "
Неумение педагога управлять поведением детей в конфликтной ситуации приводит к отчуждению, враждебности. Непониманию. С другой стороны, используя агрессию слова как способ коммуникативного воздействия, педагог также не достигает ни методических, ни воспитательных целей, а лишь демонстрирует авторитарный стиль общения и отсутствие профессионализма. Кроме того, дети усваивают агрессивную модель речевого поведения и переносят ее на общение друг с другом.
Сейчас мы проведём небольшой тест «Часто ли вы становитесь участником речевого агрессивного поведения?»
Вряд ли можно говорить о полном устранении речевой агрессии из педагогического общения. Однако можно научиться успешно контролировать, сдерживать, преодолевать агрессию слова, не прибегая при этом к ответной грубости.
Не стоит забывать, что толерантность – терпимость, снисходительность –необходимое профессиональное качество педагога, которое предполагает корректность оценок, умение прощать, признание права ребёнка на собственное мнение.
При этом не следует:
-морализировать отвлеченно: "Надо вести себя хорошо", "Нужно быть умницей" и т. п. ;
убеждать в неосуществимом:
-"Никогда не надо ни с кем спорить";
-повышать тон и говорить излишне пафосно: "Михаил, я до глубины души возмущена твоим ужасным поведением!".
Особую роль в предотвращении агрессии слова играют средства речевого этикета. Задумаемся, все ли наши обращения к детям, просьбы, возражения являются вежливыми? Всегда ли мы приносим извинения за резкость замечания, несправедливую оценку, ошибочное мнение?
Русский речевой этикет предполагает также множество способов косвенного выражения побуждения, просьбы: форму вопроса («Стоит ли ругаться?», употребление сослагательного наклонения («Хорошо бы нам.», использование не очень сложного намека («Вы мне что-то сегодня совсем не нравитесь» - указание на нарушение детьми этикетных норм, просьба прекратить ругаться, пререкаться).
Следует отчетливо представлять уровень развития и реальные возможности дошкольника, пытаться посмотреть на проблемы его глазами, и почаще вспоминать себя в том возрасте, когда ступеньки в подъезде казались высокими.