Елена Ивановна Клёсова
Консультация для педагогов «Реализация задач художественно-эстетического развития»
▼ Скачать + Заказать документы
Художественные и эстетические качества являются качествами приобретаемыми. Привитие нравственных ценностей, чувства прекрасного, способности воспринимать произведения искусства происходит постепенно. Многочисленными педагогическими и психологическими исследованиями подтверждено, что раннее приобщение ребёнка к миру художественных образов благотворно влияет на формирование мыслительных процессов, создание положительной мотивации к творческой деятельности. Дети первых лет жизни эмоционально откликаются на прослушивание музыкальных композиций, чтение сказок и стихотворений, простые эксперименты с красками и пластичной массой.
Публикация «Консультация для педагогов „Реализация задач художественно-эстетического развития“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Для того чтобы ребёнок мог совершенствоваться разносторонне, воспитатели ДОУ должны помочь ему в художественно-эстетическом развитии. Во всех режимных моментах в жизни детского сада совместная деятельность педагога и детей направляется на погружение в мир образов: словесных, зрительных, звуковых.
Цель художественно-эстетического развития дошкольников -формирование у них эстетического идеала и художественного вкуса, а также способности к творчеству.
Ознакомление с искусством в детском саду начинается с младшего возраста и продолжается на протяжении всего дошкольного детства. Художественно – эстетическое развитие – процесс приобщения человека ко всему прекрасному, что есть в окружающей жизни, природе, искусстве. Это формирование у человека возвышенных чувств и поведения.
На прогулках дети учатся не просто наблюдать объекты растительного и животного мира, природные явления - они любуются ими. Слушая сказки и стихотворения, они сопереживают героям, делают суждения об их поступках. Рассматривая картины, статуэтки и другие произведения прикладного искусства, оценивают особенности цветопередачи, формы, текстуры. После прослушивания музыкальных композиций дети стараются передать словами эмоции, которые они испытали: мелодия была грустная или весёлая.
Ребёнок восприимчив и желает творить, он пробует передать своё видение визуальных объектов на бумаге, импровизирует в танце, изображая те чувства, которые вызывает в нём звучащая мелодия.
Задачи художественно-эстетического развития : - развитие художественного восприятия, чувств и эмоций, воображения, мышления, памяти, речи; - приобщение к элементарным знаниям в области искусства; - развитие творческих способностей детей в разных видах художественного творчества; - формирование основ художественно-эстетической культуры личности.
Художественно-эстетическое развитие включает - ознакомление детей с искусством, эстетику развивающей среды, изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация, музыкальное воспитание, культурно - досуговую деятельность.
Реализация задач художественно – эстетического развития наиболее оптимально будет осуществляться при следующих условиях.
- максимальный учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей. - основой художественно- эстетического воспитания является искусство и окружающая жизнь. - взаимосвязь художественно- творческой деятельности самих детей с воспитательно – образовательной работой, дающей разнообразную пищу для развития восприятия, образных представлений, воображения и творчества. - интеграция различных видов искусства и собственного художественного творчества; формированию образных представлений, образного ассоциативного мышления и воображения. - уважительное отношение к результатам творчества детей, широкого включения их произведений в жизнь дошкольного образовательного учреждения. - организация выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и т. д. - вариативность содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания. - обеспечение преемственности в художественно – эстетическом воспитании между всеми возрастными группами детского сада. - тесная взаимосвязь и взаимодействие детского сада с семьёй.
Особое внимание уделяется созданию эстетической развивающей среды во всех помещениях дошкольного учреждения и на занятиях по всем разделам воспитательно – образовательной работы. Особенности развивающей эстетической среды определяется следующими факторами: содержанием и методикой проведения занятий, местом их организации (групповое помещение, зал, участок детского сада, возрастными особенностями детей.
Развивающая среда включает наглядные материалы и пособия, которые используются для расширения и уточнения представлений о предметах и явлениях, которые детям предстоит изобразить, для развития образного восприятия, овладения средствами выразительности изображения; эстетическую среду составляют также изобразительные материалы и оборудование для рисования, лепки, аппликации; особенности рабочей зоны. Среда должна развивать эстетические чувства, вызывать желание заниматься. Эстетически оформленная среда должна рассматриваться широко. Для художественно – эстетического развития большое значение имеет окружающая среда дошкольного учреждения в целом, оформление всех его помещений, организация и оборудование участка, где гуляют, играют и занимаются дети.
Педагогические условия развития творческих способностей детей. - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях; - новизна обстановки; - необычное начало работы; - красивые и разнообразные материалы; - интересные для детей неповторяющиеся задания; - возможность выбора и ещё многие другие факторы – вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. ВЫВОД: чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приёмы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.