Юртаева Алина Халимовна
Консультация для педагогов «Развитие звуковой культуры речи детей, имеющих нарушения речевого развития»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов общеобразовательных ГБДОУ «Развитие звуковой культуры речи детей, имеющих нарушения речевого развития».
Цель: актуализация проблемы практического применения педагогами приемов воспитания звуковой культуры речи детей, обогащение знаний педагогов общеобразовательных ГБДОУ о правильном оснащении развивающей среды по звуковой культуре речи.
Публикация «Консультация для педагогов „Развитие звуковой культуры речи детей, имеющих нарушения речевого развития“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
План консультации :
1. Значение звуковой культуры речи в жизни ребенка.
2. Примерные сроки усвоения детьми гласных и согласных звуков.
3. Компоненты звуковой культуры речи (общие речевые навыки).
4. Основные виды работы по развитию звуковой культуры речи.
5. Оснащение развивающей среды по звуковой культуре речи.
Важнейшим показателем подготовленности детей к обучению в школе является уровень их речевого развития. Сначала ребенок усваивает звуковую речь, на основе которой позже развиваются лексическая, грамматическая, а затем и связная речь.
Существует неразрывная связь развития звуковой культуры речи с подготовкой к усвоению грамоты. Очевидна важность ранней пропедевтической работы с детьми. Исправить недостатки звукопроизношения в более старшем возрасте, когда уже достаточно сформирован характер, значительно труднее, чем предупредить их на ранних стадиях развития ребенка.
Работа по развитию звуковой культуры речи очень важна и нужна. Если ребенок научится правильно произносить все звуки родного языка и у него будет развит фонематический слух, это станет залогом успешного обучения в школе и грамотного письма, а также предохранит от таких распространенных ошибок, как пропуск, перестановка и замена букв в словах.
Примерные сроки окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков.
1-2 года – а, о, э, п, б, м.
2-3 года - и, ы, у, ф, в, т, д, н, г, к, х, й.
3-5 лет – с, з, ц, ш, ж, ч, щ.
4-6 лет – л, р.
Так, для ребенка от 2х до 4х лет вначале важно общее развитие речи, т. е. накопление словаря, уяснение смыслового значения слов и грамматических связей. В игровой форме можно исправлять дефектные и закреплять правильные звуки, используя способность ребенка к воспроизведению услышанного.
Оптимальны возраст для логопедического исправления звукопроизношения составляет 4-5, а при постановке звука [р] даже 6 (как исключение 5) лет. Более раннее исправление звуков нецелесообразно из-за ограниченных возможностей ребенка (непонимание стоящей задачи, недостаточная настойчивость, внимательность и т. д.)
Работа над звуком должна осуществляться с учетом основных ее этапов: артикуляция, произношение звукосочетаний и слов, включающих этот звук, закрепление произношения звука во фразовой речи. Наиболее эффективны следующие приемы: показ артикуляции звука в образной форме, сочетание хоровых, подгрупповых и индивидуальных ответов, привлечение детей к активным действиям, художественное слово и др.
На пятом году жизни у детей уже достаточно хорошо развиты речевой слух и чувствительность к звуковому строю речи («языковое чутье»). Перед детьми можно ставить задачу: учиться правильно произносить звуки.
Перед воспитателем подготовительной группы стоят следующие задачи по развитию звуковой культуры речи :
- закрепить правильное, отчетливое произношение всех звуков родного языка;
- научить детей различать на слух и отчетливо произносить часто смешиваемые звуки : [с] – [ш], [с] – [з], [с] – [ц], [ш] – [ж], [ж] – [з], [л] – [р] и т. д. ;
- продолжить развитие фонематического слуха;
- научить определять место звука в слове;
- отработать интонационную выразительность речи.
Ребенок на седьмом году жизни должен правильно и отчетливо произносить все звуки (изолированно, в словах, в речи, уметь придумывать слова с заданными звуками, проводить звуковой анализ слова, работать со схемой.
Именно в дошкольном возрасте должны совершенствоваться ОБЩИЕ РЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ, такие как неторопливый темп и ритм речи, правильное речевое дыхание, умеренная громкость (умение говорить голосом средней силы без напряжения) и правильное интонирование (умение понижать и повышать голос); четкое произношение слов, особенно сложных по звуко-слоговой структуре, фонематический слух.
Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь – основное средств общения. Также важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.
Общие речевые навыки являются компонентами звуковой культуры речи. Таким образом, работа по воспитанию звуковой культуры речи должна строиться с учетом всех ее компонентов:
- речевого дыхания,
- слухового восприятия (в том числе фонематического,
- развития артикуляционного аппарата,
- интонационной выразительности и др.
Кроме того, учеными доказано, что развитие речи и мышления ребенка находится в тесной связи с развитием руки. Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук существенно влияет на успешное развитие звуковой культуры речи детей.
Также уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память и внимание, связная речь.
Таким образом, можно выделить следующие направления работы по развитию звуковой культуры речи :
1) Развитие мелкой моторики.
2) Развитие артикуляционного аппарата.
3) Развитие речевого дыхания.
4) Развитие слухового восприятия.
5) Развитие фонематического восприятия.
6) Развитие интонационной выразительности речи.
Каждое направление работы по развитию звуковой культуры речи должно быть связано с изучаемой лексической темой. Предлагаю рассмотреть работу по развитию звуковой культуры речи на темах «Транспорт. Профессии на транспорте. Правила дорожного движения».
ВИДЫ РАБОТЫ И ОСНАЩЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Кроме пальчиковой гимнастики, существуют и различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений («Дорожки», штриховка, обводка по контуру, рисование по точкам и клеткам) в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом. Также развитию мелкой моторики способствуют игры с мозаикой, мелким конструктором, шнуровка, лепка, выкладывание различных фигур из счетных палочек.
ВИДЫ РАБОТЫ И ОСНАЩЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПО РАЗВИТИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА.
Самой важной и основной частью работы по развитию артикуляционного аппарата является артикуляционная гимнастика. Для ее проведения необходимы индивидуальные зеркала и карточки или пособия с комплексом артикуляционных упражнений.
ВИДЫ РАБОТЫ И ОСНАЩЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПО РАЗВИТИЮ
РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ (ПЛАВНОГО ДЛИТЕЛЬНОГО ВЫДОХА ЧЕРЕЗ РОТ).
Одной из важных частей работы по развитию речевого дыхания является дыхательная гимнастика. Для развития длительного плавного выдоха используют различные игры с легкими предметами, на которые ребенок должен направлять свой выдох: бумажные кораблики в емкости с водой; самолетики и вертолетики из бумаги или картона, подвешиваемые на ниточки; игрушки-вертушки («заведи пропеллер», ватные шарики («загони машинку в гараж», соломинки для коктейля и чашки с водой («на море шторм») и другие.
ВИДЫ РАБОТЫ И ОСНАЩЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.
Для развития слухового и фонематического восприятия используются различные игры и упражнения. Например, игра «Отгадай, что звучит», которая развивает слуховое восприятие и внимание; игра «Подскажи словечко», в которой у ребенка развиваются не только слуховое фонематическое внимание и восприятие, но и чувство рифмы.
ВИДЫ РАБОТЫ И ОСНАЩЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПО РАЗВИТИЮ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ.
Для развития интонационной выразительности речи используется художественное слово: книги с рассказами, стихами, а также сборники скороговорок, загадок и т. д.