Получи документы

Консультация для педагогов «Развитие речи на занятиях педагога-психолога»

Наталья Вересова
Консультация для педагогов «Развитие речи на занятиях педагога-психолога»
▼ Скачать + Заказать документы

«Развитие речи на занятиях педагога-психолога»

I. Психологические аспекты развития речи.

Речь – процесс использования языка в качестве средства общения. У речи множество функций и форм. Речь это результат познания мира отраженного в сознании через слово.

1. Ранний возраст (1-3 лет)

Речь развивается под воздействием потребности совместной деятельности со взрослым по поводу познания окружающего мира.

Темочки:

Ребенок открывает для себя то, что каждый предмет имеет свое значение.

Резко увеличивается словарный запас. Происходит полная интеграция мышления и речи. Сознание приобретает знаковую функцию. Развиваются такие функции речи как – коммуникативная, регулирующая, обобщающая, отражающая опыт взаимодействия с миром.

Для полноценного развития этих явлений ребенку необходимо общение со взрослым и включение в предметную деятельность. Для перехода от представления к понятию ребенку очень помогает рисунок. По мнению ряда авторов «детский рисунок – это графический рассказ, построенный по принципу устной речи» т. е. слово – это символ обозначающий любое явление, рисунок эта схема так же обозначающее любое явление.

2. Дошкольное детство (3-7 лет)

Речь включается во все виды деятельности. Увеличивается словарь и что более важно идет осознание их значений. Повышается звуковая культура (фонематический слух и правила произношения, к концу периода завершается процесс фонематического развития. Усиливается обобщающая функция. Период усвоения морфологической системы языка (окончания, суффиксы). Усиливается обобщающая функция. Появляется контекстная (последовательная) и объяснительная (причинно-следственная) форма речи. Складывается интеллектуальная функция речи (слово фиксирует результат познания и закрепляет его в сознании, самореруляторная (планирование).

Общение ребенка со взрослым носит внеситуативно-познавательный характер (несоответствие познавательных потребностей и способов их удовлетворения). Следовательно, для ребенка путь к пониманию явлений – общение со взрослым.

Освоение языка идет двумя путями: в повседневном, естественном общении со взрослыми и в процессе специально организуемого родителями и взрослыми обучения.

II. Словарная работа

1. Задачи словарной работы

В задачи работы психолога ДОУ входит развитие речи и в частности и работа со словарным запасом слов. Они в целом прописаны в программе под редакцией Васильева, по которой работает д/с и они разработаны с учетом возраста детей и соответствуют новообразованиям речи каждого периода развития :

• Обогащать словарный запас детей (знать слова, правильно понимать их значение)

• Способствовать активному использованию новых слов в речи

2. Формы работы

Обе эти задачи вместе возможно решить только в процессе общения ребенка и взрослого.

Причем недостаточно только знакомить ребенка с новым словом и объяснять его значение (этим решается только первая задача, необходимо создать для ребенка условия свободного общения, где ребенок может активно пользоваться формирующимся словарем, закреплять его в общении и уточнять и осознавать значения слов. Причем как правило ближайшие взрослые ребенка ограничиваются только первой задачей. Поэтому в ситуации дефицита общения, я стараюсь в своей работе решать в большей степени вторую задачу и на занятиях и в индивидуальной работе с ребенком и в процессе наблюдения режимных моментов.

3. Средства для решения задач

Спец. средством психолога является – диагностика, в том числе и диагностика словарного запаса ребенка. Диагностика позволяет выявить актуальные проблемы развития. Результаты ее показывают что у многих детей, словарный запас снижен. И если пассивный словарь детей в большинстве случаев близок к норме, то активный словарь требует интенсивного развития.

Основное средства для развития словаря в моей работе это организация и регулирование активного общения детей со мной и со сверстниками.

Основными приемами являются:

• организация детских высказываний по очереди по различным темам;

• вопросы – как средство стимуляции общения;

• подробные ответы на любые вопросы детей – как средство поддержания интереса детей к общению со взрослыми;

• разъяснения смысла некоторых незнакомых (малознакомых) слов и помощь в осознании смысла знакомых слов через проговаривание значения слова.

Все эти приемы могут применяться в любых формах работы (играх, рассказах по рисунку и т. д.)

4. Специфика словарной работы на занятиях психолога.

Как специфику тематики общения на занятиях психолога можно выделить слова в области эмоциональных переживаний детей, в области организации здорового образа жизни и актуальных проблем детского опыта (индивидуальные для каждого ребенка). Никаких специальных терминов, как проявило на моих занятиях я не употребляю и не обучаю им детей. Введение новых слов в общение на занятиях, обычно, адекватно запросам детей: либо я знакомлю с новым словом в том случае если на мой вопрос ребенок по каким – то причинам не может найти ответ в своем словаре; либо они спрашивают сами - я отвечаю, если работа групповая, то если в группе есть ребенок. знающий значение этого слова сначала даю ему возможность объяснить и по необходимости корректирую его объяснение.

III. Развитие речи на занятиях психолога

Развитие речи на занятиях не является основополагающей целью, но является одной из задач психолога. Но важно подчеркнуть что с какой бы психической функцией психолог не работал (эмоции, переживания, псих. процессы, часто именно речь выступает показателем особенностей ее развития. Знаковая функция речи является показателем развития мышления памяти, воображения и т. д., в целом речь представляет наше сознание. Все что мы можем проговорить - мы можем осознать. Если какие-то вещи остаются не проговоренными, значит они либо не осознанны, либо осознанны не в полной мере. Это касается людей любого возраста. А где можно проговорить то что важно – в ситуации общения. И на своих занятиях я в первую очередь стараюсь организовать это общение.

На занятиях развиваются следующие характеристики речи : грамматически правильное построение предложений; умение четко и понятно выражать мысли; развитие объяснительной речи; проговаривание (актуализация и осознание) опыта детей; развитие слушания речи (повышение культуры и навыком коммуникации); стимуляция и развитие рефлексии через речь, помощь в осознании себя.

Публикации по теме:

Презентация «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники» Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и.

Презентация: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста» «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста» …Чтобы научиться говорить, надо говорить. " М. Р. Львов Человек не может жить, трудиться,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Развитие речи на занятиях педагога-психолога»
Опубликовано: 23 февраля 2013 в 20:25
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Развитие речи на занятиях педагога-психолога»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Вересова (УИ 76233) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
16 января 2025 четверг
Картотеки зимних прогулок. Выбирайте!
17 января 2025 пятница



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД