Наталья Вересова
Консультация для педагогов «Развитие речи на занятиях педагога-психолога»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие речи на занятиях педагога-психолога»
I. Психологические аспекты развития речи.
Речь – процесс использования языка в качестве средства общения. У речи множество функций и форм. Речь это результат познания мира отраженного в сознании через слово.
1. Ранний возраст (1-3 лет)
Речь развивается под воздействием потребности совместной деятельности со взрослым по поводу познания окружающего мира.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Психология. Работа психолога
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2013
Ребенок открывает для себя то, что каждый предмет имеет свое значение.
Резко увеличивается словарный запас. Происходит полная интеграция мышления и речи. Сознание приобретает знаковую функцию. Развиваются такие функции речи как – коммуникативная, регулирующая, обобщающая, отражающая опыт взаимодействия с миром.
Для полноценного развития этих явлений ребенку необходимо общение со взрослым и включение в предметную деятельность. Для перехода от представления к понятию ребенку очень помогает рисунок. По мнению ряда авторов «детский рисунок – это графический рассказ, построенный по принципу устной речи» т. е. слово – это символ обозначающий любое явление, рисунок эта схема так же обозначающее любое явление.
2. Дошкольное детство (3-7 лет)
Речь включается во все виды деятельности. Увеличивается словарь и что более важно идет осознание их значений. Повышается звуковая культура (фонематический слух и правила произношения, к концу периода завершается процесс фонематического развития. Усиливается обобщающая функция. Период усвоения морфологической системы языка (окончания, суффиксы). Усиливается обобщающая функция. Появляется контекстная (последовательная) и объяснительная (причинно-следственная) форма речи. Складывается интеллектуальная функция речи (слово фиксирует результат познания и закрепляет его в сознании, самореруляторная (планирование).
Общение ребенка со взрослым носит внеситуативно-познавательный характер (несоответствие познавательных потребностей и способов их удовлетворения). Следовательно, для ребенка путь к пониманию явлений – общение со взрослым.
Освоение языка идет двумя путями: в повседневном, естественном общении со взрослыми и в процессе специально организуемого родителями и взрослыми обучения.
II. Словарная работа
1. Задачи словарной работы
В задачи работы психолога ДОУ входит развитие речи и в частности и работа со словарным запасом слов. Они в целом прописаны в программе под редакцией Васильева, по которой работает д/с и они разработаны с учетом возраста детей и соответствуют новообразованиям речи каждого периода развития :
• Обогащать словарный запас детей (знать слова, правильно понимать их значение)
• Способствовать активному использованию новых слов в речи
2. Формы работы
Обе эти задачи вместе возможно решить только в процессе общения ребенка и взрослого.
Причем недостаточно только знакомить ребенка с новым словом и объяснять его значение (этим решается только первая задача, необходимо создать для ребенка условия свободного общения, где ребенок может активно пользоваться формирующимся словарем, закреплять его в общении и уточнять и осознавать значения слов. Причем как правило ближайшие взрослые ребенка ограничиваются только первой задачей. Поэтому в ситуации дефицита общения, я стараюсь в своей работе решать в большей степени вторую задачу и на занятиях и в индивидуальной работе с ребенком и в процессе наблюдения режимных моментов.
3. Средства для решения задач
Спец. средством психолога является – диагностика, в том числе и диагностика словарного запаса ребенка. Диагностика позволяет выявить актуальные проблемы развития. Результаты ее показывают что у многих детей, словарный запас снижен. И если пассивный словарь детей в большинстве случаев близок к норме, то активный словарь требует интенсивного развития.
Основное средства для развития словаря в моей работе это организация и регулирование активного общения детей со мной и со сверстниками.
Основными приемами являются:
• организация детских высказываний по очереди по различным темам;
• вопросы – как средство стимуляции общения;
• подробные ответы на любые вопросы детей – как средство поддержания интереса детей к общению со взрослыми;
• разъяснения смысла некоторых незнакомых (малознакомых) слов и помощь в осознании смысла знакомых слов через проговаривание значения слова.
Все эти приемы могут применяться в любых формах работы (играх, рассказах по рисунку и т. д.)
4. Специфика словарной работы на занятиях психолога.
Как специфику тематики общения на занятиях психолога можно выделить слова в области эмоциональных переживаний детей, в области организации здорового образа жизни и актуальных проблем детского опыта (индивидуальные для каждого ребенка). Никаких специальных терминов, как проявило на моих занятиях я не употребляю и не обучаю им детей. Введение новых слов в общение на занятиях, обычно, адекватно запросам детей: либо я знакомлю с новым словом в том случае если на мой вопрос ребенок по каким – то причинам не может найти ответ в своем словаре; либо они спрашивают сами - я отвечаю, если работа групповая, то если в группе есть ребенок. знающий значение этого слова сначала даю ему возможность объяснить и по необходимости корректирую его объяснение.
III. Развитие речи на занятиях психолога
Развитие речи на занятиях не является основополагающей целью, но является одной из задач психолога. Но важно подчеркнуть что с какой бы психической функцией психолог не работал (эмоции, переживания, псих. процессы, часто именно речь выступает показателем особенностей ее развития. Знаковая функция речи является показателем развития мышления памяти, воображения и т. д., в целом речь представляет наше сознание. Все что мы можем проговорить - мы можем осознать. Если какие-то вещи остаются не проговоренными, значит они либо не осознанны, либо осознанны не в полной мере. Это касается людей любого возраста. А где можно проговорить то что важно – в ситуации общения. И на своих занятиях я в первую очередь стараюсь организовать это общение.
На занятиях развиваются следующие характеристики речи : грамматически правильное построение предложений; умение четко и понятно выражать мысли; развитие объяснительной речи; проговаривание (актуализация и осознание) опыта детей; развитие слушания речи (повышение культуры и навыком коммуникации); стимуляция и развитие рефлексии через речь, помощь в осознании себя.