Светлана Голдырева
Консультация для педагогов «Проведение гимнастики пробуждения после сна по методике Н. Н. Ефименко»
▼ Скачать + Заказать документы
Ни для кого не секрет, что гимнастика пробуждения после дневного сна оказывает на детей колоссальное положительное физическое, психиче-ское и эмоциональное воздействие. Выполняя комплекс упражнений на кровати, дети постепенно переходят из фазы расслабления в фазу напря-жения, что соответствует естественной биологической последовательности развития человека. Обязательное условие гимнастики пробуждения является исходная стартовая поза – лёжа на спине, руки вдоль туловища, тело расслабленно и спокойно. Эта поза, выбрана не случайна, все позы и движения подчиняются законам филогенеза, т. е. историческому становлению животного мира и человека, как части этого мира: от лёжа к стоя, от расслабления к напряжению.
Публикация «Консультация для педагогов „Проведение гимнастики пробуждения после сна по методике Н, Н, Ефименко“» размещена в разделах
- Гимнастика после сна. Пробуждающая гимнастика, побудка
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
Есть обязательные моменты при проведении гимнастики пробуждения, это музыкальное сопровождение и ласковый голос педагога, которое выступает в качестве терапевтического средства, корректируя психофизическое состояние детей.
В течение месяца музыка не меняется, а упражнения выполняются разными сказочными героями, и только через 1 – 1,5 месяца музыкальная композиция и комплекс упражнений заменяются полностью. Это необходимо для того, чтобы у детей выработался рефлекс пробуждения.
Стоит отметить, что пробуждение после дневного сна проходит индивидуально, т. е. в зависимости от типа нервной системы.
Схема оздоровительной гимнастики после сна
- Гимнастика в постели;
- Упражнения, направленные на профилактику плоскостопия и нарушения осанки;
- Дыхательная гимнастика;
- Индивидуальная или дифференцированная оздоровительная работа;
- Водные процедуры.
Н. Н. Ефименко предлагает три ступени сложности гимнастики пробуждения :
1. «По подражанию» - самый лёгкий, простой уровень для детей, когда они просто повторяют за воспитателем все его движения и упражнения. Применяется в начале, при ознакомлении с данной формой работы, освоении детьми последовательности двигательных действий.
2. «Самостоятельный» - но с необходимой помощью воспитателя дети выполняют соответствующие тексту движения и упражнения, демонстрируя освоенные раннее умения и навыки.
3. «Полное самовыражение» (свободный стиль) – самый зрелый, сложный и заключительный уровень. Здесь дети самостоятельно, без участия воспитателя, создают свою двигательно-музыкальную композицию, полностью выражая своё понимание музыки и движений.
На какой бы ступени сложности гимнастики пробуждения наши дети не находились, алгоритм один:
- звучит музыка 1-1,5 мин. (время на индивидуальное пробуждение)
- начинаем будить детей нежным голосом, зовя их в сказку, предлагая лечь на спину, руки вытянуть вдоль туловища, глаза закрыть и пред-ставить… (релаксация)
- комплекс гимнастики от лёжа к стоя, но без ходьбы, бега и прыжков
И последнее, в качестве темы гимнастики пробуждения мы используем знакомые детям сказки, сказочных героев, животных и т. п.
Во время гимнастики пробуждения ребёнок занимается по собственной воле; если сегодня у него нет желания качать головой как «часики», есть мёд как «мишка», барабанить в барабан как «зайка», то завтра он обязательно будет ждать момента пробуждения, ведь мы снова отправимся в неизвестный удивительный мир сказки.