Елена Качкуркина
Консультация для педагогов «Предметное рисование в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов «Предметное рисование в детском саду»
В детском саду рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству и включает три вида: предметное, сюжетное и декоративное.
Предметное рисование это изображение отдельно взятого предмета по представлению и с натуры.
Публикация «Консультация для педагогов „Предметное рисование в детском саду“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Консультации для родителей
- Рисование. Методические разработки
- Темочки
Общими задачами обучения рисованию отдельных предметов, для всех возрастных групп являются следующие:
- Учить детей передавать расположение предметов на листе бумаге. Обращать внимание детей на то, что предметы могут по разному стоять, двигаться, лежать. Учить рисовать предмет на листе с учетом его пропорций.
Для каждого возраста раскрываются свои задачи.
Первая младшая группа.
При постановке задач обучения рисованию учитывается, что у детей двухлетнего возраста мал опыт, отсутствуют знания и недостаточно развиты движения руки.
Задачи обучения:
-научить приемам проведения прямых, округлых и замкнутых форм;
-знакомство детей с цветом, вызвать интерес к процессу рисования, познакомить с материалами для рисования.
Образное начало должно быть ведущим для ребенка во всем процессе рисования.
Освоение изобразительных умений начинается с проведения прямых, вертикальных и горизонтальных линий сначала при дорисовывании рисунка, начатого воспитателем (ниточки к шарам, стеблей к цветам, палочки к флажкам и т. д.). Нарисованная часть предмета определяет направление линии, длина которой может быть различной. Затем детям предлагается самостоятельно проводить линии.
Дальше идёт Формы предмета : овладение рисованием округлых линий и замкнутых форм, что требует умения подчинять руку точному движению и контролю зрения, так как окончание линии должно привести к соединению ее с началом. В изображении округлых форм от детей не требуется передача правильного круга, хотя они и рисуют мячи, шары. Под округлой формой в данном случае понимается изображение, приближающееся к кругу (например, овалы или более неопределенные формы, образованные замкнутой линией, не имеющей углов).
Вторая младшая группа.
Дети второй младшей группы понимают уже смысл рисования, хотя более или менее правильно изобразить предмет они пока не могут.
В этом возрасте на первый план выдвигаются следующие задачи :
-научить изображать предметы округлой и прямоугольной формы;
-сочетание нескольких форм в одном предмете — снеговик из 2-3 кругов, домик из квадрата и треугольник.
-применение нескольких цветов для раскрашивания рисунка;
В первом квартале, где предлагаемая тематика рисунков знакома детям (рисование мячика, яблока, усложнение программного материала выражается в более точной передаче формы (овал, круг, прямоугольник) и аккуратной раскраске изображения.
Программой предусмотрено обучение проведению разнообразных линий: слева направо, сверху вниз, пересеченных и др. (ленточки, дорожки, коврик и т. д.)
Трудной задаче для детей является передача сочетания нескольких форм, которые могут быть однородными (снеговик из двух кругов) или состоящими из двух разных форм (солнце из нескольких прямых полос и круга). Выполнение изображения такого рода требует не только умения подчинять движение руки изобразительной формы, но и способности синтезировать эти формы, объединить их согласно замыслу. Поскольку аналитико-синтетическое мышление у ребенка трех лет развито слабо, эта задача для него сложна. Поэтому программой предусмотрено изображение предметов, включающих соединение только двух разнородных частей или ритмические повторение одной и той же формы (например, лучи у солнышка, ветки у елки).
Изображение прямоугольных форм требует развитой координации движения, способности в нужный момент изменить направление движения, создавая угол, или замкнуть линию в начальной точке. В соответствии с этой задаче подобрана и тематика заданий – рисование книжки, окон, флажков и других предметов, имеющих прямоугольные очертания.
Средняя группа.
Задачи обучения:
- продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные предметы;
-учить передавать в рисунке соотношение предметов по величине : дерево высокое, кусты ниже; новое в обучении - вводится рисование такого сложного для изображения объекта, как человек, где соотношения и формы частей могут быть несколько нарушены;
- формировать умение правильно передавать расположение частей при рисовании сложных предметов (кукла, зайчик, соотносить их по величине,
- развивать композиционные умения в расположении предмета в центре листа;
В первом квартале, где предлагаемая тематика рисунков знакома детям, усложнение программного материала выражается в более точной передаче формы (овал или круг) и аккуратной раскраске изображения. Решение этих задач требует более развитой способности сравнивать и выделять особенности форм, имеющих округлые очертания, но отличных друг от друга по длине и ширине.
Новым в обучении детей изображению предметов является передача строения с ритмично расположенными частями (вверху – внизу, с одной стороны – с другой стороны, а также некоторых пропорциональных соотношений частей. Это дает возможность анализировать и сравнивать отдельные части между собой. Например, во втором квартале дети рисуют снеговика, форма которого состоит из кругов разных размеров.
Впервые в этой группе вводится рисование такого сложного для изображения объекта, как человек. Изображению человека предшествует рисование более простых форм – снеговика, неваляшки, матрешки, где соотношения и формы частей могут быть несколько нарушены.
Старшая группа
Обучение детей старшей группы направлено на совершенствование изобразительных умений и развитие способности создавать выразительные образы, используя различные средства изображения.
Учебными задачами являются следующие:
- научить правильной передаче формы предмета, его признаков, относительной величины и положения частей;
- научить передаче в рисунке несложных движений;
Усложнение учебных заданий обосновано дальнейшим развитием детей. Значительно расширяется их опыт; они приобретают много новых знаний благодаря наблюдению окружающей жизни, чтению художественной литературы, рассказам взрослых и т. д. Для них становится возможным рисование на темы, не связанные с непосредственными восприятиями (сказочные герои, изображение объектов, которых они не видели (например, животных жарких стран и т. д.).
В этом возрасте дети учатся находить и передавать в рисунке сходство и различие однородных предметов. Так, в первом квартале они рисуют с натуры фрукты, овощи, цветы, передавая их характерные особенности (например, 2 яблока разных сортов, отличающиеся формой и цветом, свеклу и репку, имеющие общую для овощей округлую форму).
Старшему дошкольнику доступны понимание и передача в рисунке изменений положения некоторых частей тела человека: поднятые руки, согнутые в коленях ноги (темы «Дети занимаются физкультурой»). Выразительность образа в этих темах достигается за счет изображения некоторых характерных деталей или черт лица (длинного носа у Буратино, бороды у Деда Мороза и т. д.).
Если в средней группе для рисования с натуры подбирались предметы с симметричным расположением частей, то в старшей группе используется более сложная натура, иногда не имеющая симметрии.
Подготовительная группа
Задачами обучения в подготовительной группе являются следующие:
- научить изображению строения, величины, пропорций, характерных признаков предметов с натуры и по представлению;
- научить передавать богатство форм и красок, создавать выразительные образы;
- развивать композиционные умения (расположение предмета на листе в зависимости от характера формы и величины предмета);
- развивать чувство цвета (умение передавать различные оттенки одного и того же цвета);
- развивать технические навыки (умение смешивать краски для получения различных цветов и их оттенков; накладывать штрихи карандашом или мазки кистью по форме предмета).
У детей шести лет довольно хорошо развито аналитическое мышление. Они могут выделять как общие признаки, присущие предметам одного вида, так и индивидуальные особенности, отличающие один предмет от другого. Например, изображение деревьев с разной формой стволов и кронами. Учить изображать ствол, который сужается к верхушке и разветвляется.
Умение передавать характерные особенности строения и формы предметов дошкольники осваивают при рисовании с натуры разнообразных предметов, вначале простых по форме и строению: веток елки и сосны, рыбок, птиц, кукол.
На основе имеющихся представлений о реальных предметах дети рисуют сказочных героев: Жар-птицу, Конька-Горбунка, Бабу Ягу и др. Рисование сказочных героев способствует развитию творческого воображения.
В подготовительной группе дети начинают рисовать с предварительного наброска, в котором намечаются сначала основные части, а затем уточняются детали. Использование наброска заставляет ребенка внимательно анализировать натуру, выделять главное в ней, согласовывать детали, планировать свою работу.
Изображения различных предметов закрепляются и совершенствуются в сюжетном рисовании.