Юлия Куземченко
Консультация для педагогов «Педагогическое руководство детскими взаимоотношениями»
▼ Скачать + Заказать документы
"ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ДЕТСКИМИ ВЗАИМООТНОШЕНИЯМИ"
Педагогическое руководство самой игрой и детскими взаимоотношениями имеет свои особенности. Здесь неприемлемы учебные методы. Даже в тех случаях, когда воспитатель считает необходимым дать прямую рекомендацию, например, по поводу выбора игры, распределения ролей, соблюдения
правил и т. п., он должен выступать не в качестве учителя, дающего указания,
Публикация «Консультация для педагогов „Педагогическое руководство детскими взаимоотношениями“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
задания, а скорее в роли старшего товарища, участника игры, предоставляющего
детям свободу выбора решений. На поведение ребенка, его взаимоотношения с товарищем
или группой сверстников педагог может влиять не только прямым образом, но и через роль, опираясь на
образ, передаваемый в игре.
Необходимо также развивать у детей желание и умение самостоятельно
объединяться для совместной игры, проявляя дружелюбие, справедливость;
воспитывать коллективизм, основанный на гуманных, дружеских чувствах и
отношениях.
Чтобы успешнее решать эти программные задачи, надо внимательно наблюдать
за играми детей (поскольку в играх дети чаще всего объединяются самостоятельно
и наиболее непосредственно себя проявляют) и другой их деятельностью; выяснять,
у кого какие есть достижения, недостатки, в чем они испытывают затруднения.
Наблюдение должно быть целенаправленным. При этом руководствоваться можно
следующими показателями дружбы между детьми в группе:
- предпочтение, симпатия,
сочувствие и отзывчивость, особенно заметные между отдельными детьми, но
проявляющиеся не в ущерб другим;
- интерес к деятельности сверстников, желание и умение договариваться
о пользовании игрушкой, материалом, о совместной игре и роли, считаться с интересами
товарищей;
- проявление заботы о товарище по группе, об общем деле, о развитии
хорошей, дружной игры; помощь и взаимопомощь (желание и умение сделать что-нибудь
нужное для отдельных детей, группы, желание выручить товарища;
- известная объективность оценок и самооценок, способность поступиться
личным желанием в пользу товарища (по справедливости, получая при этом
удовлетворение;
- выражение дружеских отношений по собственному побуждению (а не только
по указанию, совету взрослого);
- дружеские отношения не только в присутствии воспитателя, но и без
него.
Обозначенные показатели могут послужить для воспитателей ориентиром, к которому они станут стремиться при воспитании у детей дружеских чувств и отношений. Выявить уровень сформированности гуманных, дружеских чувств помогают также специально создаваемые игровые ситуации, когда в обычную игру включается нравствен ная задача: играющим, нужно заметить трудное положение, в
котором находится товарищ, подумать, как его выручить. Желательно, чтобы
педагог использовал подсказку лишь в крайних случаях. Примером такой ситуации
может быть игра "Не намочи ног".
Для ее проведения на полу отделяется чертой "болото" шириной 4-5 м. Дети сидят на стульчиках в
одной стороне комнаты. Двум из них дают по по две доски (40 х 25 см). С помощью досок им
надо перейти на другой "берег". Педагог объясняет и показывает, как
выполнять задания. Каждый ребенок кладет одну доску на "землю",
осторожно переступает по ней, а другую держит в руке. Затем кладет вторую в
направлении движения, идет дальше и т. д. В первом варианте этой игры элемент
соревнования снимается, т. е. задача перейти мост быстрее, не намочив ног, не
ставится.
Когда дети подходят примерно к середине "болота", создается ситуация, будто у одного из играющих
доска сломалась и уплывает (педагог длинной палкой подтягивает ее "к
берегу"). Детям не дается готовое решение задачи. Они должны сами
мобилизовать свой опыт и реализовать усвоенные нормы и правила поведения. В
этих условиях один ребенок может продолжать двигаться вперед, а другой, если
его не выручит из беды товарищ, должен остаться один на "болоте".
Педагог напоминает о поставленной задаче: им вместе нужно перебраться на другой
берег, не намочив ног (т. е. только по доскам). Дети ведут себя по-разному.
Если решение принимается верное, то бывают удовлетворены оба товарища. Ребенок
может, перебравшись на берег, подтолкнуть обе доски другу или отдать ему свою
вторую доску.
Бывают случаи, когда ребенок продолжает свой путь в одиночку, т. е. основной сюжет подвижной игры затмевает другие задачи.
Такого рода проверку сформированности взаимоотношений лучше проводить во время игр на участке, когда предоставляется возможность играть поочередно с двумя детьми, не привлекая
внимания других. В этом случае ребята не копируют поступки товарищей, а проявляют
самостоятельность и нравственную активность.
Чтобы выяснить, как дети понимают дружбу, можно предложить им ряд картинок, где отражены дружная игра, взаимопомощь, выручка, детская ссора, и задать вопросы: что значит
"хорошо дружить", как поступают друзья, какую конкретную помощь можно
оказать товарищу?
Конечно, детские высказывания и поведение дошкольников п игре, которую организует и в
которой участвует воспитатель, еще не главный показатель уровня их нравственной
воспитанности. Причиной правильного поведения может быть активность, догадливость
ребенка, его полноценное умственное развитие.