Наталия Романова
Педагогическое руководство театрализованной игрой
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическое руководство театрализованной игрой.
Еще К. Д. Ушинский отмечал, как важно наблюдать за детской игрой для определения общего и интеллектуального здоровья детей. Если ребенок пассивен, не выражает интереса к играм, играет стереотипно и пассивно, то такой ребенок требует особого внимания со стороны взрослого. Современные исследователи пишут, что игра может быть диагностическим средством психического состояния ребенка, его личностного развития. Игра может выступать и методом коррекции недостатков, отставания в развитии. Действительно, наблюдение за игрой дает информацию об игре ребенка и о нем самом. Это дает возможности для педагогического руководства детской игрой.
Публикация «Педагогическое руководство театрализованной игрой» размещена в разделах
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Педагогическое руководство игровой деятельностью касается следующего:
- воспитание у ребенка основ культуры,
- приобщение ребенка к искусству театра,
- развития творческой активности и игровых умений детей.
Роль педагогического руководства в воспитании основ общей культуры состоит в том, чтобы воспитать у ребенка потребности духовного свойства, которые выступают главной побудительной силой поведения личности. Источником ее активности, основанием системы мотивации, составляющей ядро личности. Культурные потребности включают потребности в художественно – эстетической деятельности, в освоении и созидании ценностей искусства, развитии творчества. Этому способствует привитие норм морали, нравственно – ценностные ориентиры на высокохудожественные образы в искусстве, а также привитие навыков общения.
Культурные потребности в художественной деятельности проявляются также в потребности в театральном искусстве. Можно познакомить детей с театром : его устройством, театральными профессиями, театральными постановками, навыками поведения в театре.
Развитие творческой активности и игровых умений происходит под руководством педагога. Он побуждает к творческому воспроизведению текста, к использованию средств театральной выразительности (мимика, жесты, поза, интонации). Для этого педагог использует этюды (игровые ситуации, в которых ребенок создает определенные художественные образы, например «Цветок распускается», «Котята умываются»). В ходе этюдов можно использовать музыку, соответствующую определенному настроению, образу (например, слушая «Марш» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского, представить маленьких солдатиков). Упражнения могут носить специально ориентированный характер: на жест («Прошу садиться», «Подойди ко мне», на интонацию (выделение голосом определенных слов, на мимику («Я улыбаюсь», «Мне нравится»). В этюдах можно создавать игровые ситуации : «Котенок радостно бежит», «Грустный утенок гуляет по лужам». Педагог использует диалоги для вовлечения детей в ролевое взаимодействие (например стихи с вопросом – ответом). Можно использовать сюжеты: «В парикмахерской», «В магазине», «У врача».
Для работы над продолжительным действием берутся обычно народные сказки. В течении 3 -5 недель сказка легко запоминается детьми, не требует специального разучивания. Персонажи сказки обыгрываются всеми детьми по очереди, поэтому нет проблемы отсутствия персонажа в день спектакля. В подготовительный к спектаклю период можно объединять детей в группы, например режиссеры отбирают на роли, актеры репетируют роли, художники – декораторы рисуют афиши, пригласительные билеты, элементы декораций, костюмеры готовят элементы костюмов (можно с родителями).
В подготовительный период педагог организует и координирует всю работу детей, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.
Таким образом, театрализованная игра – как и игра в целом, необходима в дошкольном возрасте. Игра является ведущим видом деятельности в этот период и является своеобразным центром, вокруг которого сосредоточиваются главные интересы и переживания детей.
Литература:
«Театрализованная деятельность дошкольников».Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. М., 2007.
«Театральная палитра». Программа художественно – эстетического воспитания. О. В. Гончарова. М. ,20010.
«Театр настроений». Коррекция и развитие эмоционально – нравственной сферы у дошкольников. Г. П. Иванова. М., 2006.
«Театрализованные музыкальные представления для детей дошкольного возраста. И. В. Бодраченко. М. ,2007.