Светлана Басиева
Консультация для педагогов «О значении наблюдений в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Природа – это уникальная книга. Ее тираж – один экземпляр. Только один! И поэтому, читая ее, нужно беречь каждую страницу!
Природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания детей старшего дошкольного возраста. Общаясь с ней, изучая объекты и явления природы, дети постепенно постигают мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, сезонных явлений, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее значения, испытывают нравственно – эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботиться о сохранении и приумножении природных богатств.
Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира природы, мы взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение.
Однако ничто не заменит ребенку тех «наглядных пособий», которыми располагает сама природа. Поэтому важно продумать такую организацию работы, при которой у детей была бы возможность наблюдать за природой, играть в природе, исследовать природу, использовать полученные знания не только на занятиях.
Недостаточная устойчивость положительного и бережного отношения детей к природе связана с небольшим опытом общения с природой. Это должно стать потребностью детей, источником радости, непрерывного обогащения их новыми впечатлениями.
Специфической чертой экологического образования дошкольников является непосредственный контакт ребенка с объектами природы, которые являются частью развивающей экологической среды в дошкольном образовательном учреждении.
Умение наблюдать вырабатываемое в процессе познания природы рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, чёткость и красоту речи – развитие мышления и речи идёт как единый процесс.
Многие педагоги обращали внимание на необходимость открыть ребёнку книгу природы как можно раньше, чтобы она каждый день приносила что-то новое. В книге В. А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям» отмечается – «чтобы каждый шаг был путешествием и истоком мышления и речи – к чудесной красоте природы. Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства. Своей необычностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребёнка, вызывает его удивление, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи» [38, с. 56].
Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность её связей и зависимость обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности, что проявляется в развитии логичности, самостоятельности мышления. Ребёнок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, т. е. учится элементарно объяснять наблюдаемое. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Ребёнок учится рассуждать, рассказывать, описывать.