Людмила Идрисова
Консультация для педагогов «Наполнение развивающей среды в соответствии с образовательными областями»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов «Наполнение развивающей среды в соответствии с образовательными областями».
Воспитатель первой категории Идрисова Л. А.
Темочки:
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п. ; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему.
Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить :
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.
7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Игровые центры.
Младший возраст:
Уголок игры.
Уголок строительства.
Физкультурный уголок.
Уголок настольных игр.
Книжный уголок.
Уголок рисования.
Уголок природы.
Старший возраст:
Центр сюжетно-ролевой игры.
Центр строительства.
Физкультурно-оздоровительный центр.
Центр настольно-печатных игр и математики.
Центр литературы и обучения грамоте.
Центр искусства.
Центр детского экспериментирования.
Содержание предметно-развивающей среды
Физическое развитие
Спортивные центры в группах, спортивное оборудование в группах: коврики с различной рельефной поверхностью, модули, массажные дорожки, обручи, мячи, кегли, шнуры, ленты, гимнастические палки, флажки, горка, сухой бассейн с мячиками.
Оборудование для спортивного зала: шведская стенка, гимнастические скамейки, маты, лестница деревянная, гимнастический набор, мячи разных размеров, ленты, флажки, дуги для подлезания, ребристые дорожки.
Оборудование спортивной площадки: лесенки для лазания, стойки для игры в баскетбол, волейбол, футбольные ворота, дуги для подлезания, коррекционная дорожка из природных материалов.
Познавательное развитие
1. Центр развития речи :
- Книжные уголки
- Иллюстрированный материал в соответствии с рекомендациями программы
- дидактические игры
2. Центр математического развития :
- дидактические игры
-пособия для работы с детьми
-счетный материал для развития мелкой моторики
3. Центр природы:
-растения и животные
-инструменты для ухода за растениями и животными
-«огородик на окошке»
-альбомы
-календарь природы
-коллекции
-наборы диких и домашних животных
-дидактические игры
-иллюстрированный материал
-материал для экспериментирования
-муляжи
-гербарии
-макеты климатических зон
4. Центр конструирования
-альбомы с архитектурными сооружениями, схемами построек
-строительные модули
-строительный материал
-бумага
-природный и бросовый материал
-конструкторы различной величины
Социально-нравственное развитие
1. Центр сюжетно-ролевой игры
- Куклы «мальчики» и «девочки»
- Комплекты одежды для кукол по сезону
- Комплекты постельных принадлежностей кукол
- Кукольная мебель
- Коляски
- Набор для кухни: плита, мойка, посуда, сервизы
- Игрушки – двигатели, материал для режиссерской игры
- Условные игрушки, предметы – заместители
- Атрибуты для ряженья
- Зеркало
- Машины различной величины, спец. машины
2. Центр уединения, уголок эмоциональной разгрузки: мягкая мебель, игрушки, музыкальный центр, аудиозаписи.
3. Центр нравственно-патриотического воспитания:
- карта и макеты, герб, флаг России и нашей республики, портрет президента, картинки, рассказы о России и республики Башкортостан.
Художественно-эстетическое развитие
1. Центр детского творчества в группах:
- Для лепки: пластилин, глина, соленое тесто, стеки, доски для лепки, салфетки.
- Для рисования: бумага, фломастеры, карандаши простые и цветные, пастель, кисти, гуашевые и акварельные краски, цветные восковые и акварельные мелки, кисти для рисования
- Для аппликации: наборы белой и цветной бумаги разной фактуры, ножницы, фартуки, клей, кисти и розетки для клея
-Для детского творчества: цветная и белая бумага, картон, обои, ткань, открытки, проспекты, плакаты, бусинки, бисер, проволока и леска различного сечения, нитки, тесьма, природный и бросовый материал, клей, ножницы, кисти и розетки для клея, и другой материал, необходимый для изготовления детьми поделок.
2. Музыкально-театральный центр в группах:
- большая ширма и маленькие ширмы для настольного театра
- костюмы, маски различных персонажей, атрибуты, элементы декорации для постановки нескольких сказок
- куклы и игрушки для различных видов театра
- музыкальный центр с аудиозаписями для спектаклей
- дидактические игры и пособия для музыкального развития ребенка
- портреты композиторов
3. Оборудование музыкального зала:
- музыкальные инструменты
- музыкальный центр с аудиозаписями музыкальных произведений классических и современных композиторов
- декорации для праздников, развлечений.
Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.