Рузанна Аванесян
Консультация для педагогов «Нестандартное оборудование в системе здоровьесбережения в ДОУ»
▼ Скачать
Высочайшие темпы развития общества предъявляют все более высокие требования к человеку и его здоровью, но в последние годы наблюдается заметное ухудшение состояния здоровья детей. Это обусловлено многими факторами. Помимо неблагоприятных климатических особенностей, на здоровье детей отрицательно влияют ухудшение экологической обстановки, электронно-лучевое, «металло-звуковое» облучение (компьютерные игры, длительный просмотр телевизора и т. д., неправильный образ жизни семьи.
Публикация «Консультация для педагогов „Нестандартное оборудование в системе здоровьесбережения в ДОУ“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2023
Дошкольное учреждение является первым звеном, обеспечивающим разностороннее развитие ребенка от рождения и до 7 лет. На первое место сейчас выдвигаются задачи охраны жизни и укрепления здоровья детей; использование технологий, сберегающих здоровье; формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни.
Вопрос, который всегда стоял перед педагогами таков – «Чему научить и зачем?». Здоровьесберегающие технологии добавляют им еще один вопрос – «Как учить?». Главная их цель – правильное, последовательное и гармоничное обучение детей, без ущерба для их здоровья. Если же дошколенка увлечь, предоставить ему возможность самостоятельно и активно участвовать в его обучении, тогда и энергия, и интерес к занятиям не иссякнут.
Важное место в формировании ЗОЖ является правильно подобранная предметно развивающая среда, созданная в группах. Это способствует укреплению здоровья и закаливанию организма детей, а также удовлетворяет врождённую потребность детей в движении, которая служит важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нём, а также средством всестороннего развития дошкольника.
Во всех группах организованы спортивные центры, которые включают в себя не только спортивный инвентарь, но и разного рода нестандартное оборудование: массажёры, грецкие орехи, шишки, тренажёры для развития дыхания, коврики для профилактики плоскостопия, дорожку здоровья и др.
При использовании нестандартного оборудования происходит обогащение знаний о мире предметов и их многофункциональности, развиваются умения ориентироваться в пространстве. Дошкольники приучаются применять предметы спортивно - игрового нестандартного оборудования в самостоятельной деятельности. У них пробуждается интерес к спортивным играм, занятиям, расширяются представления о разнообразных видах физкультурных упражнений, их оздоровительном значении.
Нестандартное оборудование стимулирует интерес детей, желание двигаться, вызывает радость и положительные эмоции. Материалы для изготовления такого оборудования разнообразны и малозатратны, можно использовать все то, что наверняка найдется в любом доме из ряда ненужных вещей. Эти, бесполезные на первый взгляд, предметы могут превратиться в забавные игрушки и пособия для выполнения различных упражнений и корригирующих гимнастик.
Нестандартное оборудование помогает полноценному физическому развитию детей, и решает следующие задачи:
- обеспечивает высокую двигательную активность, совершенствуя движения детей и их физические качества;
- развивает творческое воображение, стремление к активности и самостоятельности;
- повышает интерес к процессу движений с использованием нестандартного оборудования;
- создает и закрепляет позитивное психосоматическое состояние.
Применение нестандартных пособий вносит разнообразие в физические занятия и эффекты новизны, позволяет шире использовать знакомые упражнения. Оно объединяет физкультуру с игрой, что создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности. Использование ярких цветных пособий повышает у детей интерес к занятиям, придает им необходимую эмоциональную окраску.
При изготовлении пособий необходимо соблюдать инструкцию:
1. пособие должно быть эстетичным, эффективным;
2. не травмоопасным;
3. по мере возможности долговечным;
4. легко подвергаться санитарной обработке.
Для повышения общего жизненного тонуса, устойчивости организма к заболеваниям дыхательной системы, укрепления диафрагмы, улучшения лимфо - и кровообращения в легких, улучшения деятельности сердечнососудистой системы изготавливаются дыхательные тренажеры, Такие, как «Полет бабочки», «Птички на ниточках», «Зонтик и капельки»,
«Снежинки или бабочки на ниточке, прикрепленные к ветке.
Ребенок, вдохнув слегка, наклоняется и, выдыхая, старается их сдуть, чтоб «полетели».
В дыхательной гимнастике используются также «волшебные бутылочки».
Упражнение «Снегопад» - дети дуют в одноразовые трубочки, пытаясь силой ветра поднять снежинки (пенопласт) в воздух.
Для развития мелкой моторики рук, способности координации движений, активизации речевого развития, кроме пальчиковой гимнастики со стихами используется нетрадиционное оборудование. Это игры со скрепками, с пуговицами, с прищепками.
«Султанчики»
Цель: развитие сильной направленной воздушной струи, мелкой моторики, координации движений кисти.
С ними можно работать в трех направлениях:
1. Развитие сильной направленной воздушной струи – дети дуют на дождик.
2. Развитие мелкой моторики – прокатывание основания (карандаша) «султанчика» между ладоней (до кончиков пальцев).
3. Синхронное или асинхронное вращение кистей с султанчиками в руках.
«Цветочная клумба»
На мячик, сшитый из ткани или вязанный из пряжи и наполненный синтепоном, нашиваются пуговицы. Отдельно нужно подготовить детали для застегивания: цветочки, грибы, листочки. Ребенку дается задание: создать цветочную клумбу или грибную поляну и т. д.
«Моталочки»
Моталочка - это две небольшие палочки, которые между собой соединены веревочкой.
Два игрока берут в руки моталочку (один ребенок держится за одну палочку, второй – за другую: в середине веревочки есть метка-узелок, по сигналу начинают накручивать веревочку (каждый на свою палочку). Кто первый придет к середине, тот победил.
Ну и, конечно же, всем вам известные тренажеры для развития мелкой моторики такие, как: «Игры с прищепками», «Геоборд», «Сенсорный куб», «Бизиборд», «Игры – шнуровки» с лентами и шнурками, «Выкладывание цветными скрепками по контуру рисунка» и многие другие.
Тренажеры для развития общей моторики.
«Дорожка здоровья»
Для профилактики плоскостопия на утренней гимнастике, на физкультурном занятии, также после дневного сна используем «дорожки здоровья». Дорожки изготавливаются из бросового и природного материала, используя принцип смены различных видов поверхности для воздействия на все биологически активные точки ступней ног.
Наполняющими элементами «дорожки здоровья» могут быть совершенно разные вещи. Это и шишки, деревянные палочки, камушки, и пуговицы, бусины, крышки от пластиковых бутылок, сами пластиковые бутылки, наполненные водой или песком, толстая веревка. Массажная дорожка может включать и мягкие элементы, например, поролоновые губки, мочалки. Можно включать в дорожку мешочки с наполнителями из круп, гороха и фасоли.
«Перчатки – массажеры»
Помогают оказывать позитивное влияние на рост и развитие детского организма, снимают усталость, улучшают циркуляцию крови, успокаивают нервную систему дошкольников.
Тренажер «Бильбоке»
Материал: пластиковая бутылка, нитки для вязания, капсулы киндер-сюрприза или мягкие шарики.
Используется для развития ловкости.
«Классики»
Задачи: Развивать мышцы нижних конечностей, координацию крупной моторики, ловкость, меткость, внимание, выносливость, формирование навыков различных видов прыжков, закреплять дни недели.
Тренажеры на меткость
«Медвежонок», «Забей мяч».
Цель: развивать меткость.
«Умная мишень»
Задача: Развивать умение метать в горизонтальную и вертикальную цель, закреплять геометрические фигуры, цифры, цвет, буквы.
Это лишь малая часть всего того, что можно придумать!
Таким образом, применение здоровьесберегающих технологий с использованием нестандартного оборудования способствует оздоровлению дошкольников, улучшается общее состояние здоровья воспитанников. Дети более сознательно относятся к своему здоровью, учатся самостоятельно применять оздоровительные технологии в практической деятельности. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.