Юлия Лоза
Консультация для педагогов «Квест-технологии в ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю.
Конфуций
Насыщенная информационная среда окружает современного ребенка с самого рождения. Современных детей все сложнее удивить. Это, разумеется, накладывает определенный отпечаток на развитие личности ребенка и на формирование его психики. Педагоги вынуждены идти в ногу со временем и применять современные средства обучения и развития, новые педагогические методики и технологии в образовательном процессе в ДОО. Наиболее востребованными становятся интерактивные формы, позволяющие задействовать всех участников образовательного процесса и реализовать их творческие способности, воплотить имеющиеся знания и навыки на практике. К таким формам организации образовательной деятельности относятся: мастер-класс, интерактивные игры, проектная деятельность, экспериментирование, создание проблемных ситуаций и другое. Все эти формы могут существовать как отдельные элементы, так и могут сочетаться между собой. Особенно хорошо они сочетаются в квест-технологии, которая пользуется популярностью благодаря неординарной организации образовательного процесса и интересного сюжета.
Публикация «Консультация для педагогов „Квест-технологии в ДОО“» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Квест-технология в воспитательном и образовательном процессе как понятие появилась недавно. Образовательный квест – новая форма обучающих и развлекательных программ, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность. Живой квест позволяет каждому участнику проявить свои знания, способности, способствует развитию коммуникации между игроками. Использование квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства.
Квест-технология как форма организации деятельности детей имеет ряд преимуществ, что позволяет решать образовательные, развивающие и воспитательные задачи:
• всестороннее развитие детей по различным направлениям (физическому, познавательному, социально-коммуникативному);
• создание положительного эмоционального настроя;
• развитие социально-коммуникативных качеств путем коллективного решения общих задач;
• действовать в команде;
• помощь и взаимовыручка;
• побуждение к познавательно-исследовательской деятельности путем решения проблемных ситуаций;
• внимательность и смелость;
• обеспечение интеграции содержания разных образовательных областей.
Как и любая технология образовательный квест имеет свою структуру. При подготовке и организации образовательных квестов необходимо определить цели и задачи, которые ставит перед собой организатор, пространство, где будет проходить игра и написать сценарий. Самое главное и, наверное, самое трудное, это заинтересовать участников.
Детей заинтриговать значительно легче, чем взрослых (родителей, педагогов, поэтому очень важно продумать этот момент, чтобы родители стали нашими партнерами и активными участниками, т. к. это является одной из главных задач, которая прописано в РФ «Закон об образовании» и ФГОС ДО.
На сегодняшний день принято различать несколько видов квест-технологий. При планировании и подготовки квеста немаловажную роль играет сам сюжет, и то образовательное пространство, где будет проходить игра.
Квесты для дошкольников должны выполнять не только развлекательную функцию, но и реализовывать образовательные задачи. Поэтому задания должны соответствовать выбранной теме и по своему содержанию отвечать уровню знаний и умений детей.
Структура квеста представляет собой следующую последовательность:
1. Введение - вступление, где четко описаны главные роли участников и сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.
2. Задание - четко определен итоговый результат самостоятельной работы (задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы; анонсирована проблема, которую нужно решить; определена позиция, которая должна быть обоснована; указана другая деятельность, которая направлена на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации).
3. Ресурсы - список информационных ресурсов (в электронном виде, на компакт-дисках, в бумажном виде, раздаточный материал, необходимых для выполнения задания.
4. Процесс работы - описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы).
5. Оценка - описание критериев и параметров оценки выполнения заданий квеста. Критерии оценки зависят от типа образовательных задач, которые решаются в квесте.
6. Заключение - раздел, где суммируется опыт, который будет получен участниками квеста.
Основными критериями качества квеста выступают его безопасность для участников, оригинальность, логичность, целостность, подчинённость определённому сюжету, а не только теме, создание атмосферы игрового пространства.
В детском саду квесты можно проводить в разных возрастных группах, начиная с младшей. Но чаще всего в старших группах, где у детей уже имеются навыки и определенный запас знаний и умений. Во многих квестах принимают участие не только дети, но и родители.
Квест, с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить воспитательно-образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым.
Квесты помогают нам активизировать и детей, и родителей, и педагогов. Это игра, в которой задействуется одновременно и интеллект участников, их физические способности, воображение и творчество. Здесь необходимо проявить и смекалку, и наблюдательность, и находчивость, и сообразительность, эта тренировка памяти и внимания, это развитие аналитических способностей и коммуникативных качеств.
Квест-игры – одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.