Наталья Красильникова
Консультация для педагогов «Музыкальный мир в сказке»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад обще развивающего вида № 323»
Городского округа Самара
Подготовила педагог :
Красильникова Н. В.
Публикация «Консультация для педагогов „Музыкальный мир в сказке“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Консультации для родителей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Темочки
Дети дошкольного возраста предрасположены к восприятию произведений различных видов искусств. Однако восприятие музыки представляет большую трудность, чем восприятие других искусств. Это связано со спецификой и сложностью музыкального художественного образа и с возрастными особенностями дошкольников. Чтобы помочь ребенку войти в мир музыки, понять ее и овладеть сложным музыкальным языком, нужно использовать более доступные ребенку виды искусств, прежде всего художественную литературу, а именно сказку.
О важности сказок в процессе развития и социализации личности ребенка говориться в трудах К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого и других отечественных и зарубежных педагогов. Психологи разработали специальные методы сказкотерапии.
Сказки влияют на эмоциональное развитие ребенка: яркая образная форма заставляет ребенка сопереживать, волноваться и радоваться.
Сказочные образы и картины во многом совпадают с восприятием мира в 3-7 лет. Чтобы понять сказку, нужно уметь фантазировать, воображать. Чтобы понять музыку, тоже необходимы фантазия и воображение. Таким образом, сказка и музыка имеют точки соприкосновения в их восприятии, сказка может помочь научить воспринимать музыку.
В музыкальных сказках духовно-нравственное содержание усиливается музыкальным сопровождением, эмоционально-чувственным воздействием.
Т. И. Бакланова в своей программе «Музыкальный мир» выделяет тематический блок «Сказочный мир музыки», который включает все основные виды музыкальной деятельности дошкольника на музыкальных занятиях.
Опираясь на программу Т. И. Баклановой «Музыкальный мир», мы продолжаем совместную работу с музыкальным руководителем в группе по музыкальному развитию детей. Организуем деятельность детей по теме: «Музыка и русские народные сказки», «Музыка и авторские сказки».
В работе с дошкольниками используем различные виды деятельности детей:
-слушание русских народных и авторских сказок;
-просмотр мультфильмов;
-слушание музыки,
-музыкальные импровизации (движения и игра на музыкальных инструментах);
-разные виды театрализованной деятельности: музыкальные драматизации, настольный театр, пальчиковый театр и др. (Слайд 1)
Работа со сказкой проходит в несколько этапов. Так, при подготовке к сказке «Добром земля полнится» (по мотивам сказки В. Сутеева «Мешок яблок») воспитатель сначала выразительно читает сказку детям, чтобы ребята знали ее содержание, сюжет. Исполняет по ходу действия имеющиеся песни. Затем предлагает прослушать наиболее яркие музыкальные фрагменты к эпизодам сказки. Дети эмоционально откликаются на музыку, слышат ее общее настроение, темповые, динамические особенности, некоторые выделяют мелодию. С помощью педагога они высказываются о характере музыки, пытаются в рисунках и элементарных движениях передать музыкальные образы. При прослушивании обращаем внимание на звучание инструментов оркестра, находим связь между тембром инструмента и характером музыкального образа. Так, для шелеста осенних листьев композитору необходимо было использовать колокольчики, треугольники, флейту; для передачи ветра – арфу. Обязательно показываем иллюстрации этих инструментов. Для закрепления названий музыкальных инструментов используем загадки, дидактические игры «Найди половинку», «Логический поезд».
На следующем этапе педагог предлагает детям самим выбрать музыкальные инструменты для совместного исполнения того или иного фрагмента. (Слайд 2) Используют детские музыкальные инструменты и инструменты самодельного шумового оркестра. Для образа медведя дети выбирают барабан, бубен, дудочки, трещотки, а для образа белочки - металлофон, колокольчик, треугольник.
Подбирают иллюстрации, репродукции, соответствующие сюжету, чтобы помочь детям лучше представить саму сцену и понять музыку. Зрительная наглядность, без сомнения, усиливает впечатления от музыки, вызывает в их воображении зрительные образы и побуждает выразить свое восприятие в творческом движении, пластике, танце.
На следующем этапе дети разучивают слова зайца, медведя, ежика и др., песни «Любимое занятие осени», «Край ты мой любимый» и танцевальные движения того или иного персонажа: танец яблоньки, танец маленьких козлят. При разучивании сказки в игре не следует навязывать детям зафиксированных движений, позы, не надо давать готового образца. Желательно поощрять самостоятельное выявление детьми образа, их творческие находки. Если дети затрудняются изобразить тот или иной персонаж, можно напомнить его характерные особенности (например, зайчик пугливый, осторожный, прыгает, оглядывается; медведь косолапый, неуклюжий и т. д.). В игру можно внести необходимые атрибуты, реквизит.
На последнем этапе участники игры надевают полные костюмы или их элементы. (Слайд 3)Костюмы помогают детям углубить образ, делают его более ярким, эмоциональным. И показывают музыкальную сказку «Добром земля полнится» всем детям своей группы. А затем и детям других групп. (Слайд 4)
Так же для развития музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста мы используем работу с Лепбуком «Сказка в музыке». Автор Татьяна Белан. (Слайд 5)
Лэпбук «Сказка в музыке» - новая форма работы по музыкальному воспитанию дошкольников.
Цель пособия: развитие музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста от 5-ти до 7-ми лет, расширение и активизация словаря, воспитание любви к музыке, формирование музыкальных способностей в доступных для них видах музыкальной деятельности.
Задачи:
Познакомить детей с классической музыкой русских и зарубежных композиторов: П. И. Чайковского, Э. Грига, М. П. Мусоргского, А. К. Лядова.
Учить различать характер музыки, понимать содержание пьес, побуждать детей к активному восприятию музыки.
Познакомить детей с жанрами музыки (песня, танец, марш, видами музыкального сценического искусства (балет, музыкальными инструментами симфонического оркестра.
Формировать элементарные представления о средствах музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, регистр).
Расширять и активизировать словарь.
Развивать музыкальное мышление, воображение (образные высказывания о музыке, проявления творческой активности).
Содержимое лепбука:
1. Мини-книжки: «Тайна феи Драже», «В пещере горного короля», «В гостях у бабушки Яги».
2. Загадки о музыкальных инструментах.
3. Музыкально-дидактические игры :
- «Угадай эмоцию»
- «Цветовосприятие»
- «Музыкальные жанры»
- «Что лишнее?»
- «Цветик-семицветик»
- «Найди половинку»
- «Логические цепочки»
В результате при создании благоприятных условия для использования сказки в музыкальной деятельности, возможно в увлекательной игровой форме:
- развить более глубокое эмоциональное восприятие музыки;
- выработать более совершенные умения и навыки исполнительства;
- расширить возможности умений выражать переживания музыки с помощью освоенных детьми представлений и творческих способов действий (в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах);
- содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.
Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать.