Елена Леонова
Консультация для педагогов «Методика проведения учебных исследований в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №64 «Малышок» общеразвивающего вида городского округа Щёлково (МБДОУ детский сад №64 «Малышок» общеразвивающего вида ГОЩ)
Консультация для педагогов на тему : «Развитие исследовательских способностей детей. Методика проведения учебных исследований в детском саду»
Публикация «Консультация для педагогов „Методика проведения учебных исследований в детском саду“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Подготовила:
воспитатель первой квалификационной
категории Леонова Е. А.
2023г.
Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире- важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность- естественное состояние ребёнка. Всякий здоровый ребёнок уже с рождения- исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Желание ребёнка исследовать окружающий мир носит спонтанный характер и его нелегко использовать в образовании. Поэтому, чтобы точнее очертить место исследовательских методов обучения, предлагается выделить пять основных методов обучения : объяснительно- иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично- поисковый, исследовательский. Учебное исследование дошкольника так же, как и исследование, проводимое взрослым, неизбежно включает в себя следующие основные этапы:
• выделение и постановка проблемы;
• выработка гипотез, предложений;
• поиск и предложение возможных вариантов решения;
• сбор материала;
• обобщение полученных данных;
• подготовка материалов исследования к защите (сообщение, доклад);
• защита.
Для многих педагогов мысль о том, что старший дошкольник способен пройти через все эти этапы, казалась сомнительной и пугающей. Поэтому, задача метода А. И. Савенкова формулировалась так: «Как сделать прохождение каждого этапа доступным для дошкольника?»
Для знакомства детей с методикой проведения учебных исследований понадобится 2- 3 фронтальных тренировочных занятий с группой. Для этого понадобятся карточки с символическим изображения «методов исследования». Размер каждой карточки должен быть не меньше половины альбомного листа.
«Подумать самостоятельно»
«Спросить у другого человека»
«Посмотреть в книгах»
«Посмотреть по телевизору»
«Понаблюдать»
«Провести эксперимент»
«Получить информацию у компьютера»
Проведение исследования
Посадим группу детей на ковёр кружком и объявим,что сегодня мы будем учиться проводить самостоятельные исследования так, как это делают взрослые учёные. Для демонстрации этапов проведения исследовательской работы понадобится 2 добровольца. Они вместе с нами будут выполнять работу от первого до последнего этапа, все остальные дети на первом занятии будут участвовать пока только в качестве зрителей.
Выбранная пара «исследователей» определяет тему своего исследования. Для того чтобы дети смогли это сделать, предложим им заранее заготовленные карточки с различными изображениями- темами исследований. (слайды 1и 2). Следует понимать, что набор методов зависит от реальных возможностей. Чем больше этих возможностей, тем больше методов, тем больше и интереснее будет материал и работа по нему.
Сбор материала
Теперь, когда маленькие исследователи определили последовательность работы, начинаем собирать материал. Разложенные на ковре карточки есть не что иное, как план исследования. Подчеркнём, что он отличается от плана настоящего профессионального исследователя, только по форме выражения.
Собираемые сведения можно просто запоминать, но это трудно, поэтому проще их сразу зафиксировать. Сделать это технически не сложно, не смотря на то, что дети ещё не умеют писать. На маленьких, заранее заготовленных листочках бумаги, дети будут карандашом делать заметки (зарисовки).
Это могут быть несложные рисунки, отдельные, уже знакомые буквы или даже специальные, изобретённые на ходу детьми, знаки и символы.
Использование детьми пиктографического письма (рисунка) позволяет отразить информацию, полученную посредством различных сенсорных каналов (зрения, слуха, вкуса и т. п.)
Отражение в пиктографическом письме собственных впечатлений ребёнка показывает, что данное сенсорное ощущение стало предметом осознания, размышления ребёнка и, следовательно, приобретает для него значимость, становится ценностью. После короткого обсуждения, направляемого воспитателем, дети обычно останавливают свой выбор на какой-либо теме. Карточку с изображением, обозначающим выбранную тему, кладём на середину образованного сидящими детьми круга, остальные аналогичные карточки нужно отложить на время.
Для первого тренировочного занятия я выбрала тему «Кошка». Объявила, что задача «исследователей» подготовить сообщение, по-научному это доклад. Детям можно сказать и более упрощенно- рассказ. Но для того, чтобы это сделать, надо собрать всю доступную информацию о кошке и обработать её. Как это можно сделать? Знакомим детей с «методами исследования» (заранее подготовленными карточками, обозначающими действия. Начнём с обычных проблемных вопросов, например: «Что мы должны сделать вначале?», «Как вы думаете, с чего начинает исследование учёный?» (эти вопросы ко всей группе детей). Дети начнут предлагать самые разные варианты. Подводим детей к идее, что сначала нужно подумать
,показ карточки, обозначающей это действие). Дети рассказывают всё, что знают о кошках, где дети уже делают зарисовки своих утверждений)
Следующий вопрос: «Где ещё мы можем узнать что то новое о кошке? Отвечая на него вместе с детьми, мы постепенно выстраиваем линию из карточек. Это действие с показом карточки «Спросить у другого человека»
и зарисовки детьми полученной информации. Следующий этап исследования : «Посмотреть в книгах».
Затем наступает очередь карточки «Посмотреть по телевизору»
с зарисовками полученной информации.
Обобщение материала
Теперь собранные сведения надо проанализировать и обобщить. Раскладываем на ковре так, чтобы всем детям было хорошо видно, листочки с собранной информацией.
И начинаем смотреть, что нового, интересного мы узнали, и продумывать, что мы можем рассказать по результатам проведенного исследования. На первых занятиях, естественно, надо активно помогать исследователям обобщать полученные разрозненные данные (прилагается короткие видео съемки детей с их рассказами). Для ребенка это очень сложная задача. Но вместе с тем на этом материале как нигде можно развивать мышление и творческие способности ребенка. Эта работа по своей мыслительной сложности ничем не отличается от работы настоящего ученого.