Приложение МААМ

Консультация для педагогов «Кто такой левша?»

Жуманазарова Зульфия
Консультация для педагогов «Кто такой левша?»
▼ Скачать + Заказать документы

Леворукими называют людей, которые выполняют действия левой рукой, как большинство правой. В мире процент леворуких людей составляет 5-10%. Но им посвящен Международный день левшей – 13 августа. Почему так много внимания к теме? Обратимся к истории.

Проблеме леворукости уже много веков. Она возникла в связи с выполнением крестьянами различных сельскохозяйственных операций: косьба угодий, жатва зерновых, обмолот зерна цепами, пилка бревен и др. Такой ручной труд и выявил особенности двигательных функций левши и правши. Леворукий мог ненароком поранить косой или серпом ноги правши, сломать пилу, запутать цепы при молотьбе и т. д. Поэтому левшей изолировали, ставили в конце «шеренги» на сенокосе или жатве. Они стали объектом насмешек и унижения. Появилось даже мнение, что леворукость - это проявление ущербности, если не уродства. По этой причине в семьях, где наблюдалось левшество младенца с момента рождения начинали жестоко переучивать с левой руки на правую, матери при кормлении грудью зажимали левую руку ребенка между своим и его телом, туго пеленали ее, даже не догадываясь, насколько вредны эти действия.

И в привилегированных сословиях с левшеством боролись, как могли. Для того, чтобы ребенок пользовался правой рукой (вытирал нос и рот, в его костюмчиках зашивали левые карманы, носовой платок клали только в правый карман или прикалывали к правому лацкану курточки.

Что же было главной причиной давления на левшей? Всему виной беспокойство за их социализацию в мире, где превалируют правши и где все технические средства рассчитаны на праворуких людей. Зачастую родители переучивали детей из-за боязни, что в дальнейшем «левизна» помешает приобретению профессии. Много потерпели левши и от школьных преподавателей, которые строго следовали установке – всем писать только правой рукой, а леворуких детей переучивать.

Однако, в последнее время публикации в периодической печати о вреде переучивания левшей, наконец, дали свои плоды. Существенно изменилось отношение к леворуким людям. Создаются условия для их нормальной жизни. Во многих странах существуют специальные магазины для левшей, где можно приобрести различные приспособления, спортивный инвентарь, швейные машинки, компьютерные клавиатуры, ножи, ножницы. Заводы и фабрики оснащены станками для леворуких. У нас пока это только на стадии разработок, но отрадно уже то, что педагоги и многие родители понимают: «левизна» - это не каприз и не упрямство ребенка. Она объясняется особой организацией мозга. Не нужно говорить, что такой ребенок требует особого подхода, большого труда и такта со стороны взрослых. Но его индивидуальность и здоровье того стоят.

Попробуем ответить на вопрос: почему левша?

Есть научные данные многих ученых, что рукость зависит от двух генов. Один ген определяет полушарие, контролирующее речь. Другой ген ответственен за то, какой рукой будет управлять речевое полушарие, находящееся на одной и той же с полушарием стороне или на противоположной. Установлено так же, что не последнюю роль в выборе ведущей руки играет наследственность. Если оба родителя правши, вероятность рождения у них ребенка – левши составляет 2 %. Если один из родителей левша, вероятность повышается до 17 %. Если же оба левши - леворукий ребенок родится с вероятностью 46 %.

В России примерно 20-23 % леворуких детей. Согласно статистическим данным количество их постоянно растет. Леворукие - неоднородная группа. По происхождению леворукости детей можно разделить на следующие группы:

- дети с наследственным фактором леворукости;

- дети компенсаторной леворукостью, (т. е. дети, у которых компенсации возникают при дисфункции в развитии мозга);

- дети с механической леворукостью (если правая активная рука была повреждена в самый деятельный возраст, когда ребенок только начинает использовать руку для различных манипуляций);

- социальный вариант «левшества» - если в семье все леворукие, то ребенок, даже имея активную правую руку, будет пользоваться левой рукой (по подражанию).

Левшество может быть:

- абсолютным;

- парциальным (частичным);

- скрытым (не выявленным в быту).

У абсолютных левшей (а их примерно 8-10 %) ведущими являются левая рука, нога, глаз и ухо. У них центр речи находится в правом полушарии. Левое же полушарие выполняет более глобальные функции: зрительное восприятие (узнавание лиц, формы, цвета и т. д.); слуховое восприятие звуков природы, музыки, интонаций и тембра голоса. Оно ответственно и за навыки ходьбы, одевания, ощущения тела в пространстве и т. д.

Остальные 48-50 % людей являются либо правшами с признаками левшества, либо левшами с признаками правшества, причем более чем у половины из них преобладает левшество над правшеством. Таких людей называют парциальными или мозаичными левшами (мозаичными в том смысле, что у них доминантными в реализации речевой деятельности являются не все четыре доли (затылочная, теменная, лобная и височная) правого полушария у левшей и левого полушария у правшей, а как бы вперемежку. У парциального левши при тестировании на признаки рукости могут совпадать тесты на «пальцы рук в замке» и «позу Наполеона». По ведущему глазу человек может быть левшой, а по ведущей руке - правшой, и наоборот. Такая мозаика доминантных по речи отделов мозга характерна для многих лиц с признаками левшества.

Существуют люди, у которых абсолютно одинаковые тесты для обеих рук, плюс оба глаза ведущие, целевые, и их поля зрения одинаковы. Это довольно редкое явление. Таких людей называют амбидекстрами. Они мастера на все руки. Амбидекстром был Леонардо да Винчи. Его пример подтверждает гипотезу: умение владеть левой рукой так же, как правой, способствует гармоничному развитию обоих полушарий мозга.

В настоящее время общепринятым считается мнение, что младенцев не следует пеленать. Как и взрослому, ребенку необходима свобода движений. Ограничение же тормозит не только формирование двигательных навыков ребенка, но и своевременное развитие речевых функций. Если препятствовать движениям левой руки у новорожденного левши, то это будет ломкой заложенной природой моторной системы коры головного мозга, которая носит название: «соматическая проекция». У левши соматическая проекция всего тела, прежде всего его подвижных частей и, особенно, пальцев рук, речевого, артикуляционного аппарата, генетически заложена в левом полушарии. Пеленание левой руки у младенца- левши приводит к тому, что возникает пространственная ломка формирования движений: стимулируются движения правой, не ведущей руки, а основная, активная рука остается без стимуляции. Переучивая ребенка-левшу держать ложку в правой руке, мы тем самым перекладываем врожденные функции правого полушария на левое, в котором у них нет проекционной базы для тонких движений пальцев и артикуляционного аппарата. Развивающаяся на базе слухового восприятия речь «не знает», в каком полушарии «осесть», т. к. ее все время старательно вкладывают в то полушарие мозга, которое должно реализовать не речевое, а музыкальное восприятие и воспроизведение. Именно поэтому взрослые левши, которых в раннем детстве переучивали, нередко не умеют ориентироваться на местности, танцевать, не воспринимают мелодию. Дети неловки в движениях, позже начинают говорить, неверно произносят звуки, подвержены неврозам: либо заторможены, либо чрезмерно возбудимы, упрямы, невнимательны. Если у ребенка ведущий глаз левый, он не сразу может научиться ориентироваться на листе бумаги. У левши взгляд невольно падает на правую сторону книги и тетради. Поэтому он пишет и читает с конца.

Основной проблемой левшества являются особенности сочетания ассиметрии левого и правого полушарий головного мозга. Функции полушарий левши не являются зеркальными по отношению к мозгу правши. У левшей связи между полушариями менее жесткие, чем у правшей. Левши демонстрируют, с одной стороны, способности, а с другой, более медленное формирование навыков деятельности, требующей взаимодействия обоих полушарий. Леворукость может сочетаться с комплексом нарушений или задержек как в развитии речи, так и в восприятии, в развитии моторных функций. Например, у детей с компенсаторной леворукостью можно ожидать проявления нарушений звукопроизношения, слоговой структуры слова, грамматического строя речи, несформированность обобщающих понятий, трудности классификации, заикание. У детей с вынужденной леворукостью наблюдается снижение адаптивных возможностей.

В связи со всем вышесказанным отрадным является понимание того, что возможности компенсаторной перестройки деятельности мозга чрезвычайно высоки. Важно работать с ребенком, создавать благоприятные условия для его развития. Дети с ведущей левой рукой, имеющие речевые нарушения, требуют тщательного наблюдения и психолого-педагогического сопровождения с обязательным участием родителей.

В чем же состоит коррекционная работа по преодолению речевых нарушений у леворукого ребенка?

Исходя из того факта, что детям - левшам, имеющим нарушения речи, свойственны особенности функционального развития, и такие дети хуже справляются со зрительно-пространственными заданиями; испытывают трудности формирования навыков письменной и устной речи, чтения; восприятия (понимания речи, очень важно заранее подготовить ребенка к школе. Это чрезвычайно сложный процесс, включающий в себя помимо развития тонко координированных действий руки, речевое развитие, развитие зрительно- пространственного восприятия и зрительно- моторных координаций.

Для постановки и автоматизации звуков у детей левшей целесообразно использовать игры с опорой на зрительный анализатор. Это выбор заданных букв из ряда других, нахождение рисунка на определенный звук и обведение его по контуру; составление рассказа по опорным картинкам на заданный звук; составление коллажей с вырезанными картинками на автоматизированный звук.

Развитию связной речи способствует составление рассказов по серии сюжетных картинок, которые ребенок разложит сам, соблюдая направление слева направо.

Для синхронизации межполушарного взаимодействия на физкультминутках, во время логопедических занятий полезно выполнять упражнения на содружественные движения рук и одновременные движения рук и ног. При использовании логоритмики левши получают дополнительный шанс в успешном обучении.

Чтобы избежать потери строки при чтении и попыток читать справа налево или из середины текста, ребенка нужно ориентировать по «маркированной» руке.

Леворукого ребенка необходимо учить ориентироваться на тетрадном листе и закреплять понятие «лево - право». При недостаточном различении отдельных пространственных признаков контура букв, целесообразно копировать различные фигуры и воспроизводить их по памяти; конструировать буквы из элементов с последующим комментированием действий. При овладении письмом леворукий ребенок должен выбрать для себя тот вариант начертания букв, который ему удобен. Дело в том, что леворукие дети чаще выбирают овалы слева направо и сверху вниз; их письмо имеет больше обрывов, менее связно, буквы соединяются короткими прямыми линиями. Требовать от левши безотрывного письма противопоказан

Запоминание не часто употребляемых слов левше дается трудно. Характерная проблема леворукого ребенка - бедность речи. Поэтому важно проговаривать как можно больше слов. Полезно играть в «слова» - когда первая буква нового слова должна соответствовать последней предыдущего слова.

Освоить чтение левше поможет рисование человечков, похожих на буквы, или лепка букв и слов из пластилина.

Часто дети – левши пишут печатные буквы зеркально, «в обратную сторону». Нужно предложить ребенку по образцу конструировать из палочек разной длины и полукругов, а затем обводить буквы, написанные пунктирными линиями и снабжения стрелками, показывающими, откуда начинать и куда вести линию. Полезно вместе с ребенком проговорить план написания буквы (сначала, затем).

Важной составляющей успешного развития, обучения и коррекции леворукого ребенка является взаимодействие логопеда с его родителями. Им нужно грамотно объяснить, леворукость - не аномалия, а вариант нормы с индивидуальными особенностями. И не стоит пугаться трудностей, с которыми им придется столкнуться. Во-первых, эти трудности преодолимы, просто они потребуют большей родительской заботы и внимания к ребенку. Во- вторых, нужно помнить о том, что подобные речевые особенности могут быть не связаны с леворукостью и переучивание малыша может усложнить ситуацию. Кроме того, время идет и нужноуспеть до школы помочь ребенку справиться с возникшими проблемами. Дорог каждый день. Хорошим подспорьем для родителей левшей могут стать имеющиеся в продаже книги, прописи для леворуких первоклашек, различные методические пособия, направленные на освоение того или иного навыка, где ведущей бы была левая рука. Если не игнорировать индивидуальность ребенка, а всячески помогать ему, тогда он сможет гармонично существовать в праворуком мире.

И напоследок хочется вспомнить, что среди художников, поэтов, писателей, актеров, математиков, композиторов, музыкантов немало левшей. Леворукие дали человечеству многих гениев в самых разных областях: Юлия Цезаря, Александра Македонского, Наполеона Бонапарта, Микеланджело, Ломоносова М. В., Пушкина А. С., Толстого Л. Н. Даля В. И., Павлова И. П., Альберта Энштейна, Чарли Чаплина…

Во все времена развития человечества леворукие люди вызывали особый интерес и настороженное отношение окружающих, возбуждали любопытство и удивляли.

Будем же беречь левшу. Успехи его напрямую зависят от нашего понимания, любви, терпения и умения вовремя помочь.

Использованная литература:

1. Быкова И. А. «обучение детей грамоте в игровой форме».

СПБ: «Детство – пресс», 2005г.

1. Крупенчук О. И. «Адаптация леворукого ребенка». Литера, 2015г.

2. Кольцова М. Н. «Ребенок учится говорить».

Москва «Советская Россия», 1979

1. Николаева Е. И. «Леворукий ребенок».

СПб: «Детство – пресс», 2005г.

2. Пятница Т. В. «Нейропсихологические игры для левшей. Готовимся к школе».

Феникс, 2019г.

3. Пятница Т. В. «Мой ребенок – Левша. Диагностика и обучение леворуких детей».

4. Феникс, 2011г

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Би-Ба-Бо»Консультация для педагогов «Би-Ба-Бо» Детский кукольный театр всегда популярен у маленького зрителя. Каждое представление вызывает неописуемый восторг у малышей! Для них то,.

Консультация для педагогов «Ещё раз о Щелкунчике»Консультация для педагогов «Ещё раз о Щелкунчике» Что в новый год самое-самое? Вопрос, требующий ответа или нет? Может, для каждого что-то своё? Не знаю. Но всё же считаю, что новый год.

Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Содержание работы с родителями состоит в следующем:.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Кто такой левша?»
Опубликовано: 13 марта 2025 в 15:42
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Кто такой левша?»» (включая файлы) размещена пользователем Жуманазарова Зульфия (УИ 3547187) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
14 марта 2025 пятница
Изучаем бабочек!
Международный день числа «Пи»!
Мимоза — символ нежности, весны и красоты!
Изучаем буквицы и славянскую азбуку!
Празднуем день рек!
Духовных книг божественная мудрость!
А не сделать ли нам бутерброды?
Праздник для маленьких Энштейнов!
(Отмечается в пятницу второй полной недели марта)
15 марта 2025 суббота
День нейрогимнастики!
Изучаем тюленей!
В регионах России начинают проходить акции "Неделя добра". Дату уточняйте в своем регионе
Весенняя неделя добра
Играем в магазин!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД