МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Коррекционная работа с агрессивными и гиперактивными детьми»

наталья соколова
Консультация для педагогов «Коррекционная работа с агрессивными и гиперактивными детьми»
▼ Скачать + Заказать документы

В детской психологии агрессия - это поведение ребенка, которое причиняет физический, психологический или предметный вред другому человеку, объекту или окружающей среде, даже если попытка причинения вреда завершилась неудачей.

Выражение агрессии может происходить различными способами, включая словесное оскорбление, порчу личного имущества и физический контакт. Согласно заключениям, дети с агрессивными поступками склонны быть раздражительными, импульсивными и беспокойными.

Публикация «Консультация для педагогов „Коррекционная работа с агрессивными и гиперактивными детьми“» размещена в разделах

Агрессия у детей выступает проявлением негативной реакции на поступки и действия окружающих, которые пришлись им не по нраву. Агрессивная реакция представляет собой выражение гнева, а так же негодования в словесной форме или в форме физического воздействия. При подкреплении агрессии у детей ошибками воспитания, она переходит в агрессивность как черту характера. Проявления негативных реакций зачастую настораживают взрослых, и они задаются вопросом: «как убрать агрессию ребенка.

Гиперактивность (синдром гиперактивности с дефицитом внимания) – это отклонения в поведении, выражающиеся в невнимательности, импульсивности, двигательной расторможенности, чрезмерной активности и слабом контроле побуждений.

Признаки гиперактивного поведения.

1. Общая повышенная активность, затруднение в освоении движений, хаотичность двигательной активности.

2. Слабая концентрация внимания; невозможность сосредоточиться.

3. Особенности эмоциональной сферы: возбудимость, внутреннее напряжение, эмоциональная лабильность, негативизм, чувство страха, агрессивность.

На текущий момент нет единого ответа о причинах агрессивности, гиперактивности у детей. Многие психологи считают, что поведение является врожденной и инстинктивной проблемой. Другие, предполагают, что утрата общепризнанных ценностей, изменение принципов традиционной семьи, недостаточное воспитание детей и социальная отдаленность приводят к выражению агрессии, неумению себя контролировать у детей, подростков и у взрослых.

Сегодня мы поговорим в основном об агрессивном поведении, но будем иметь ввиду, что гиперактивное поведение часто своим следствием являет агрессию (поскольку такие дети «неудобны» окружающим, часто вызывают у них агрессивное поведение, и агрессия детей следует в ответ).

Основные причины агрессии гиперактивности) :

• соматические заболевания, нарушение работы головного мозга;

проблемы в отношении внутри семьи: ссоры, конфликты между отцом и матерью, выражающиеся в равнодушии, отсутствии совместных интересов;

• непосредственно агрессивное поведение родителей не только дома, но и в социуме;

• равнодушие родителей к делам, интересам ребенка, его статусу, успешности;

• сильная эмоциональная привязанность к одному из родителей, при этом второй родитель выступает объектом агрессии;

• отсутствие единства в воспитании, а так же его непоследовательность;

• неспособность ребенка контролировать свои поступки, низкая самооценка;

• недостаточное развитие интеллекта;

• высокая степень возбудимости (гиперактивность, и мы ее здесь будем рассматривать именно в этом контексте;

• отсутствие способности строить отношения в социуме;

• жестокие компьютерные игры, насилие с экранов телевидения.

Причины агрессивности кроется и в физических наказаниях со стороны родителей, а так же когда детям уделяют мало внимания и они стараются отвоевать его с помощью агрессивных реакций.

Признаки агрессии у детей :

• обзывание сверстников;

• отбирание игрушек;

• желание ударить другого сверстника;

• мстительность;

• отказ соблюдать правила; и др.

Агрессия у детей может быть открытой и срытой.

Так же современные психологи различают 2 типа агрессии у ребенка :

Импульсивную - аффективную, совершаемую в стадии аффекта (неудержимая истерика, гнев).Что часто происходит у гиперактивных детей, а так же детей с более низким уровнем развития. Инструментальная - хищная. Агрессия характеризуется различными манипуляторами, которые нацелены на достижение более важной цели. Инструментальная агрессия часто бывает запланированной акцией и существует как средство достижения цели. Причиняя неудобство другому человеку, например сломав игрушку, ребенок движется к цели - покупке новой, более интересной игрушки для себя.

• Ранний возраст. Крохи от 2 до 4 лет проявляют вспышки агрессии истериками, причинением боли своим сверстникам, взрослым, повреждением игрушек и мебели. Чаще всего агрессия в этом возрасте бывает по отношению к взрослым, как способ достижения какой-либо цели. Агрессия у детей 2 лет проявляется в укусах взрослого или сверстника. Эти укусы являются способом познания всего окружающего мира. Двухлетки прибегают к укусам при невозможности быстро добиться своей цели. Укус – это попытка утверждения своих прав, а так же выражение своих переживаний, неудач. Некоторые дети кусают при любой угрозе для самозащиты. Отдельные малыши кусают для того, чтобы продемонстрировать свою силу.

• Дошкольный возраст. Дети от 4 до 6 лет могут проявлять враждебность к своим братьям и сёстрам, а так же сверстникам, ко взрослым. Из-за социального взаимодействия у детей появляются мнимые и реально существующие обиды. Они заставляют ребенка постоять за себя и вызывают атакующий гнев - агрессию.

Коррекция агрессивности у детей.

Бывает, что немотивированные приступы агрессивности спровоцированы атмосферой потворства, когда ребенок никогда не знает отказа, всего добивается истериками, криками. Какие советы мы можем дать родителям, что бы предотвратить дальнейшее развитие агрессивного поведения?

Следует быть терпеливым, поскольку, чем запущеннее проблема, тем тяжелее проводить коррекцию, по устранению немотивированных агрессивных приступов. Не следует ждать, что вот ребенок подрастет и изменится.

Обязательное правило общения с ребенком – это постоянство требований взрослых в любых ситуациях, особенно при проявлении агрессии. Родители могут научить ребёнка быть терпимым и управлять своими эмоциями. Однако, если родители будут открыто выражать при ребенке свой гнев, проявлять грубую напористость и раздражительность, ребенок будет брать пример с родителей и не будет отвечать за своё поведение. Ответственное родительство не терпит любых форм проявления насилия и предотвращает его любыми возможными способами.

В семье необходимо изменить психологический микроклимат, т. е. уделять ребенку достаточно эмоционального внимания, проводить вместе досуг.

Ребенку необходим четкий режим дня и место для занятий.

Необходимо объяснить родителям, что положительные изменения наступают не так быстро, как им хотелось бы. Все зависит не только от коррекционных мероприятий, но и от спокойного и последовательного отношения к ребенку.

Что делать если ребенок проявляет агрессию?

Зачастую агрессивное поведение ребенка – это реакция на отсутствие внимания, и таким образом ребенок стремится заинтересовать окружающих личной персоной. Ребенок быстро извлекает урок, что плохим поведением он быстро получает долгожданное внимание. Поэтому взрослые должны это учитывать и по максимуму общаться с ним, поддерживая позитивное общение.

Как реагировать на агрессию ребенка?

К агрессивному поведению относиться спокойно нельзя. Если имеет место тенденция к повторению агрессии, то взрослым следует разобраться, что провоцирует подобные вспышки гнева. Очень важно проанализировать, при каких обстоятельствах проявляются признаки агрессии, обязательно поставить себя на место ребенка, подумать чего ему не хватает.

Затем научить родителей эффективным способам управлять поведением ребёнка, без малейшего намека на агрессию или наказания. Важно иметь позитивный контакт с ребёнком, поощрять хорошее поведение, а не сосредотачиваться только на сложных моментах воспитания.

В семье, и в ДОУ должны быть созданы и соблюдаться особые правила поведения, которые подходят для возраста ребёнка, разумны и осмысленны близким окружением. Родители должны научиться быть логичными в поведении и принятии решений. Сохранять умение владеть эмоциями в любых, даже самых неожиданных ситуациях. На своих собраниях в рамках «Семейного клуба» мы стараемся донести данную информацию до родителей и дать понять им, что без совместной работы родителей и педагогов ни ребенок, ни взрослые не смогут справиться с данной проблемой.

Отдельно мне бы хотелось коснуться определенных правил, которые необходимо соблюдать педагогу при работе с гиперактивным агрессивным) ребенком.

Работать с таким ребенком целесообразнее в первой половине дня.

Делить работу на короткие, но более частые периоды, использовать физкультминутки.

По возможности снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.

Посадить такого ребенка во время занятий ближе к педагогу и постараться постоянно держать его в поле зрения.

Использовать тактильный контакт (поглаживания, прикосновения).

Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.

Давать четкие, конкретные инструкции.

Поощрять ребенка сразу же, не откладывая во времени.

Стараться оставаться спокойным в любой ситуации.

Какие задания, упражнения мы можем предложить родителям и использовать сами для коррекции агрессивного поведения и снижения гиперактивности?

Способы коррекции агрессивности (в семье и детском саду) :

предложить нарисовать свою злость, агрессию или ее причину, а затем порвать рисунок;

Битье подушки;

счет до 10;

переключение внимания на другое занятие;

в период агрессивных реакций взрослым следует использовать минимум слов и тем самым не провоцировать далее негативную реакцию ребенка;

исключить запугивание и шантаж;

стать личным образцом спокойствия и примером для подражания;

занятие спортом поможет трансформировать агрессию у детей;

специальная гимнастика, направленная на релаксацию для снятие напряжения;

соблюдение витаминизированной диеты.

Мы –педагоги, в свою очередь должны знать как работать с такими детьми и с помощью каких приемов и игр можно корректировать агрессивное поведение.

Профилактика агрессивного поведения детей предполагает систему мероприятий на различных уровнях социальной организации, направленных на предупреждение начальных стадий агрессивного поведения. Успешная профилактическая работа по предупреждению детской агрессии невозможна без объективной диагностики различных проявлений агрессивности (совместная работа всех специалистов и педагогов).

Необходимо корректно включать психотехническую игровую деятельность в современное образовательное пространство семьи, и дошкольного образовательного учреждения. Игры могут быть использованы на занятии, а также в совместной и самостоятельной деятельности детей.

Нами была создана картотека игр для детей дошкольного возраста. В ней можно найти игры и для трехлетних детей, но особенно много их для детей старшего дошкольного возраста.

Представленные нами варианты игр предназначены для использования их в коррекции агрессивного поведения дошкольников и направлены на решение основных задач коррекционной работы с такими детьми. Это ослабление внутренней агрессивной напряженности, обеспечение условий для осознания ребенком своих враждебных переживаний, приобретение эмоциональной и поведенческой стабильности, релаксацию, формирование произвольного контроля над своим поведением, развитие умения сотрудничать.

Психотехнические освобождающие игры направлены на ослабление внутренней агрессивной напряженности ребенка, на осознание своих враждебных переживаний, приобретение эмоциональной и поведенческой стабильности. Освобождающие игры типа всевозможных «бросалок», «кричалок» — это своеобразный канал для выпуска агрессивными детьми разрушительной, необузданной энергии в социально приемлемой форме.

Например, игра «Цыплята». Агрессивному ребенку предлагается приготовить «корм» для цыплят, то есть разорвать лист бумаги на мелкие-мелкие кусочки. В подобных играх и особенно в «молчанках», а также в играх с командами «Стоп!» или «Замри!», агрессивные дети не только эмоционально и двигательно разряжаются, но и приобретают элементарные навыки самообладания, развивают способность к самоконтролю за эмоциями и поступками.

После игры-освобождения полезно предложить ребенку игровое упражнение, позволяющее ему осознать свое поведение или состояние, например, игровое упражнение «Где прячется злость?». Психотехнические освобождающие игры и игровые упражнения подготавливают ребенка с агрессивным поведением к участию в режиссерской игре.

В режиссерской игре, в которой ребенок распределяет все роли между игрушками, а на себя принимает функцию режиссера, содержатся исключительные возможности для диагностики причин детской агрессивности, для выявления личностных особенностей ребенка с агрессивным поведением, а также для разрешения значимых для ребенка затруднений непосредственно в игре.

Публикации по теме:

Детская агрессия. Критерии агрессивности. Работа с агрессивными детьми Слово “агрессия” произошло от латинского “agressio”, что означает “нападение”, “приступ”. “Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение,.

Консультация «Коррекционная работа с использованием здоровьесберегающих технологий с детьми с ОВЗ» В современном образовании проблема сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей приобретает глобальный характер. В.

Коррекционная и психопрофилактическая работа с детьмиКоррекционная и психопрофилактическая работа с детьми Следуя традиционным представлениям о психологических воздейст­виях в контексте нормального онтогенетического развития, «психо­коррекция».

Коррекционная работа музыкального руководителя на занятиях с детьми с ОВЗ Музыкальные занятия занимают важное место в системе коррекционно-педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении комбинированного.

Консультация «Коррекционная работа с детьми с ОВЗ домашних условиях» Консультация для родителей "Коррекционная работа с детьми с ОВЗ в домашних условиях" К категории детей с ограниченными возможностями здоровья.

Коррекционная работа с детьми ТНР «Предложение и слово»Коррекционная работа с детьми ТНР «Предложение и слово» Очередная встреча родительского клуба " Преодолей-ка" в школе №852. На встрече с родителями своих учеников обсуждали трудности, которые.

Мастер-класс «Коррекционно-развивающая работа с гиперактивными детьми посредством технологии группового сбора» Цель: познакомить педагогов с основными элементами технологии группового сбора Л. В. Свирской Задачи: создать условия для познавательно-делового.

Методические рекомендации для родителей и педагогов при общении с агрессивными детьми Методические рекомендации для родителей и педагогов при общении с агрессивными детьми. Как ладить с ребенком, который постоянно ведет себя.

Особенности взаимодействия педагогов с гиперактивными детьми Особенности взаимодействия педагогов с гиперактивными детьми. В 80-х годах XX века состояние чрезмерной двигательной активности стали выделять.

Семинар Музыкально-коррекционная работа с детьми ограниченными возможностями «Музыкально-коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья» Слайд 2. Процесс комплексной реабилитации детей с ограниченными.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Коррекционная работа с агрессивными и гиперактивными детьми»
Опубликовано: 21 сентября 2019 в 10:49
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Коррекционная работа с агрессивными и гиперактивными детьми»» (включая файлы) размещена пользователем наталья соколова (УИ 362370) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД