Кустова Наталья
Консультация для педагогов «Как с помощью квеста развивать у детей самостоятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
Ребёнок добьётся успеха во взрослой жизни, если будет нацелен на активную познавательную деятельность, будет хотеть и уметь учиться самостоятельно.
Одна из задач ФГОС ДО – развитие у детей умения проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах детской деятельности. ]В определении понятия самостоятельность, которое давали Л. С. Выгодский, Л. И. Божович, Г. А. Чукерман можно выделить три составляющие:
это во-первых способность сделать что-то без помощи взрослого; во-вторых – инициативность; в-третьих – готовность обратиться к взрослому с вопросом.
Публикация «Консультация для педагогов „Как с помощью квеста развивать у детей самостоятельность“» размещена в разделах
- Воспитание самостоятельности у детей
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Какие формы можно использовать для вовлечение ребенка в обучение в качестве активного участника, а не слушателя или наблюдателя?
К таким формам организации образовательной деятельности относятся: интерактивные игры, мастер-класс, проектная деятельность, создание проблемных ситуаций, экспериментирование, исследовательская деятельность и мн. др.
Квест - образовательная технология, которая позволяет педагогам решать комплекс развивающих и обучающих задач, в том числе развивать познавательную активность дошкольников, самостоятельность мышления и деятельности, умение общаться и взаимодействовать в группе сверстников. Идея игры проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию. Квест, как образовательная технология позволяет ребёнку проявить и развить все три составляющие детской самостоятельности. В основе квест-игры заложена идея самостоятельной деятельности группы детей в решении интеллектуальных, физических, творческих и коммуникативных задач.
Во время проведения квест-игры дети обсуждают предложения друг друга, о найденных подсказках и заданиях и сами принимают решение, куда идти в поисках решения. Им приходится догадываться, в чем состоит задание и как его выполнить. И только, когда дети получают конечный результат, они взаимодействуют со взрослым, который «принимает» у них этот результат. На всех этапах дети могут обратиться за помощью к педагогу. Но и в этом случае педагог не решает за детей задания, а помогает наводящими вопросами принять решение самостоятельно.
Для того чтобы квест выполнил свою задачу – предоставил детям опыт самостоятельного размышления, принятия решения и действия, нужно обеспечить специальные условия на всех этапах – от подготовки до завершения.
1. Мотивируйте детей. (Заранее расскажите о квесте, заинтересуйте их тем, что все задания они будут выполнять самостоятельно. В начале квеста создайте для детей игровую ситуацию, поставьте четкую цель игры, обозначьте причину почему важно достичь цели)
2. Разучить с детьми правила игры(Если до начала игры дети хорошо усвоят правила, они смогут самостоятельно проходить этапы квеста, будут понимать, что, как и зачем следует делать. Для лучшего запоминания можно использовать схему)
3. Включите в квест задания разных типов(Предлагайте задания на разные виды деятельности и умения, но задания должны основываться на опыте детей. Формулируйте задания так, чтобы детям требовалось подумать и догадаться, что нужно сделать)
4. Охватите больше помещений(Чем больше помещений детям нужно будет пройти, тем больше азарта вызовет квест)
5. Разделите детей на команды(Может участвовать и вся группа. Но чем меньше дошкольников в команде, тем больше вероятности, что каждый ребёнок проявит себя)
6. Первую подсказку дайте в расшифрованном виде(Для того, чтобы дети поняли и осознали в чем суть подсказки: где искать, что искать)
7. Не торопите детей и не решайте за них. (Давайте детям достаточно времени, чтобы обдумать, обсудить и принять решение. Если дети обращаются к вам за помощью, помогите им с помощью наводящих вопросов)
8. Поздравьте детей с достижением цели игры. (Важно, чтобы дети завершили игру в праздничном настроении)
9. Обязательно подведите итог игры. (В процессе обсуждения квеста педагоги получают обратную связь (информацию): на сколько интересным оказался квест, понравилось им самостоятельно находить подсказки и выполнять задании. Поскольку квест – всегда эмоциональное событие, лучше обсуждать его через некоторое время в тот же день. Для обсуждения квеста можно использовать следующие вопросы: «Что понравилось в квесте?», «Какое задание было самым интересным?», «Какое задание было самым трудным?» «Какое задание было самым лёгким?», «Что нужно делать, какими нужно быть людям в команде, чтобы она лучше справилась с заданиями»