Светлана Петровна Шишкина
Консультация для педагогов «Использование технологии диалогического общения с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Речевое развитие дошкольника в диалогической речи включает такое понятие как умение вести диалог, т. е. умение общаться с окружающими. В процессе общения реализуется основная и первоначальная функция речи – коммуникативная.
Цель: диалогической речи — поддержание социальных контактов, обмен интеллектуальной информацией, воздействие на эмоциональную сферу и поведение партнёра.
Задачи диалогической речи:
• освоение языка как средства общения;
Публикация «Консультация для педагогов „Использование технологии диалогического общения с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
• установление детьми социальных контактов друг с другом с использованием всех доступных — речевых и неречевых средств;
• овладение средствами и способами построения развёрнутого текста в условиях продуктивной творческой речи;
• установление интерактивного взаимодействия (умения слушать и слышать собеседника, инициативно высказываться, задавать вопросы, проявлять активное ответное отношение и т. п.).
Диалог выступает как основная форма общения. Такое общение характеризуется несогласованной речевой активностью детей. Здесь не преследуется задача обмена сложной интеллектуальной информацией, координации совместных действий или достижения общего результата. Прежде всего удовлетворяется потребность в установлении социального контакта и эмоциональной связи со сверстниками.
У дошкольника ярко выражена потребность во внимании окружающих, желание довести до них цели и содержание своих действий. Дети испытывают потребность делиться своими впечатлениями на темы из личного опыта, охотно откликаются на предложение рассказать о своих походах в лес, о любимых игрушках, маме, сестрёнке или братишке.
Развитие диалогической формы общения проходит следующие этапы:
1. этап преддиалога («дуэта», «коллективного монолога»,
2. этап скоординированных речевых действий, направленных на поддержание социального контакта (беседа,
3. этап практического взаимодействия (содержательный диалог, личностно окрашенное общение).
В результате происходит формирование диалогической позиции, умение слышать и слушать собеседника.
Данное обстоятельство актуализирует проблему поиска эффективных технологий развития речи детей дошкольного возраста в разных видах детской деятельности.
Методы и приёмы развития диалогического общения дошкольного возраста.
Знание специфики диалогической речи и особенностей её развития у детей позволяет определить задачи и содержание обучения. Основная цель развития диалогической речи у дошкольников – научить их пользоваться диалогом как формой общения.
В ходе обучения можно использовать разнообразные методы,
• Обучение ведению беседы через алгоритмы, схемы. Использование схем способствует формированию связной речи, а кроме того, поможет развить логическое мышление, память и воображение ребенка, расширить представления об окружающем мире. (Схемы для составления описательных рассказов Т. Ткаченко, мнемотаблицы)
• Сценарий активизирующего общения; например - «Мишка в гостях у ребят» Цель: развитие игровой деятельности, включение детей в речевое взаимодействие со взрослым; Упражнять в использовании существительных, обозначающих части тела. Упражнять в использовании прилагательных, обозначающих качества. Здесь можно использовать игрушку «Мишка» и воспитатель как собеседник игрушки.
• Беседы бывают индивидуальные и коллективные. Беседа, т. е. свободный диалог на личностно занимаемые, социальные темы, свободный обмен мыслями и чувствами, при этом взрослый занимает позицию не над ребенком, а позицию интересного, приятного собеседника, партнера. Это могут быть беседы, связанные с личным опытом детей, с яркими впечатлениями из жизни, рассказы о неожиданных встречах в природе, об интересных случаях из жизни, о детских забавах и развлечениях, о новогодних подарках и т. д.
• Словесно-дидактические игры. Ребёнок учится думать, выражать свои мысли, строить предложения, рассуждать. А еще - запоминать, сравнивать, оценивать. Словесные дидактические игры можно проводить во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как у старших дошкольников более обширные знания и представления об окружающем мире. Примеры игр: Игра «Угадай, что это». Цель игры – научить детей узнавать предмет по его описанию. Игра: «Повтори за мной». Цель игры – развитие внимания. Воспитатель договаривается с детьми, что они будут
повторять за ним любые слова только тогда, когда он произнесет слово «повтори».
Игра «Да и нет - не говорите» - ребенок должен отвечать на вопросы, не используя запрещенные слова «да» и «нет».
• Игры драматизации, театральные игры. В такие игры ребенок никогда не играет молча. Своим голосом или голосом персонажа ребенок проговаривает события и переживания. Во время таких игр обогащается словарный запас, развиваются воображение, творческие способности ребенка, способность управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом, логичность и самостоятельность мышления. Поэтому игры-драматизации, театральные они полезны и нужны ребенку дошкольного возраста. Пример игр: Игра: «У зеркала». Ролевая гимнастика у зеркала. Цель: совершенствовать образные исполнительские умения. Развивать творческую самостоятельность в передаче образа.
1)Нахмуриться, как:
а) папа
б) ребенок, у которого отняли игрушку,
2) Улыбнуться, как:
а) вежливый мальчик.
б) собака своему хозяину,
в) кот на солнце
• Этюды способствуют обогащению умения детей передавать художественными средствами образ персонажа. Предложенные игры и этюды помогут сформировать коммуникативные навыки и умения. Примеры этюдов: Этюд «Вьюга», «Дует ветер», «Дождик»
• Проблемные ситуации. Развивает умение дошкольников решать проблемные ситуации, используя возможные варианты решения.
Задачи:
1. Развивать умение дошкольников осуществлять элементарную поисковую деятельность, замечать и осознавать противоречия в суждениях, использовать разные проверки предположений.
2. Развивать активность, самостоятельность при решении проблемных и житейских задач, решении нравственных ситуаций.
3.Развивать умения адаптироваться к людям, правильно воспринимать и оценивать их самих и их поступки.
• Наблюдения на прогулках, экскурсиях.
• Разучивание стихов, потешек. Потешки и стихи, оказывают влияние на развитие не просто активной, но и диалоговой речи детей с раннего возраста. Это потешки в виде вопросов-ответов, стишки-диалоги. Среди них есть и известные, и не очень. Пример «Ладушки-ладушки», «Курочка-рябушечка», «Ножки-ножки, где вы были».
• Индивидуальная работа с ребенком в форме бесед, обсуждений, споров.
• Пальчиковая гимнастика. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка, также у детей развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями он сможет «рассказывать руками» целые истории. Пример игр «Речка и рыбка»
Речка - волнистое, плавное движение расслабленных кистей рук.
Рыбка. Исходное положение. Выпрямленные ладони прижаты друг к
другу.
Поворачивать сомкнутые ладони вправо и влево, имитируя движения рыбки хвостом.
Рыбка-малютка по речке плывёт, Рыбка-малютка хвостиком бьёт
• Физкультминутки. Помогают взрослым играть с детьми, развивать речь. Педагог выполняет упражнения вместе с детьми, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой в форме физкультминутки. Речь воспитателя должна быть эмоциональной и выразительной при проведении физкультминутки, движения нужно выполнять синхронно с текстом или в паузах. Пример: Физкультминутка «Бабочка»
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
• Досуги, праздники. Активное участие учит детей выступать на публике.
• Сюжетно-ролевые игры; Способствуют формированию и закреплению диалогических умений. По мнению Н. Я. Михайленко и Н. А. Коротковой, чем богаче и разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества детей. Вместе с тем развитие у детей умений пользоваться разными диалогическими репликами, соблюдать
правила поведения в диалоге содействует развитию самой игры. Для активизации детских диалогов в игре необходима соответствующая атрибутика (игрушечные телефоны, больничка, телевизор, касса и другие).
• Чтение литературных произведений. Художественная литература в технологии диалогического общения выполняет особую роль. Художественная литература – могучее действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние на развитие и обогащение речи. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы разнообразны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальную напевность, ритмичность русской речи, в народных сказках перед детьми раскрывается легкость и выразительность языка, богатство речи. Рекомендуются такие произведения: «Говорливый медведь» Л. Устинова, «Азбука вежливости» Л. П. Васильевой-Гангус (в сокращении, «Фея» Ш. Перро, «Приключения Мишки Ушастика» Ч. Я. Янчарского, «Морозко» словацкая сказка, «Обида» Эмма Мошковской, «Сова» В. Бианки, «Вежливый кролик» мексиканская сказка, «Кузька» Александровой, «Лиса и тетерев» И. С. Крылова, «Телефон» К. Чуковского,
Большой вклад в развитии диалогической речи, внесла А. Г. Арушанова. Она называет диалог естественной, природной, реактивной, ситуативно непроизвольной формой речи, которая часто подавляется в условиях организованных занятий. Работа по развитию диалогического общения детей со сверстниками говорит о том, что на разных возрастных этапах первостепенное значение приобретает та или иная задача, и в зависимости от этого воспитатель отбирает содержание, форму, метод обучения.
Таким образом, можно сделать следующие вывод овладение языковыми формами происходит на осознанном уровне в процессе коммуникативно речевой деятельности. И основные черты диалога дети осваивают в старшем возрасте, а младший и средний являются подготовительными этапами.
Цель этой технологии: Пробудить речевую активность каждого ребенка, его умение вступить в разговор, поддержать беседу, делиться своими переживаниями.
Вывод: Чтобы научиться диалогу со сверстниками, ребенок должен приобрести положительный опыт взаимодействия хотя бы с одним партнером. Именно с такого общения начинается развитие диалогической речи.