наталья пежемская
Консультация для педагогов «Инициатива и самостоятельность ребенка в проектно-исследовательской деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности, не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах.
Темочки:
- Воспитание самостоятельности у детей
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Слайд-3 Проектно-исследовательская деятельность— один из самых эффективных видов деятельности детей, который положительно влияет на развитие умственной активности и творческой самостоятельности и позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной интересующей нас проблемы и применять полученные знания на практике
Слайд-5
Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой.
Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.
Именно инициативность ребёнка, умение видеть, замечать, задавать вопросы, пытаться искать ответы, находить пути решения возникающих проблем, стимулирует развитие аналитических способностей.
.
Слайд-6 Как развивать инициативность?
1. Давать простые задания (снимать страх "не справлюсь", развивать у детей инициативу).
2. Давать задания интересные или такие, в которых у ребенка есть личный интерес что-то делать.
3. Поддерживать инициативы (быть готовым платить за ошибки и неудачи).
4. Учить грамотно реагировать на собственные ошибки (смотри "Ошибочка! ").
Слайд-7 Формирование самостоятельности.
В дошкольной педагогике развитие самостоятельности у детей изучалось в разных видах деятельности, которые, по мнению исследователей, и являются главными факторами формирования этого личностного качества:
- бытовой труд (Л. А. Порембская);
- конструктивно-игровая деятельность (Ф. В. Изотова);
- художественная деятельность (Н. А. Ветлугина);
- игра (А. И. Матусик, Н. Я. Михайленко, С. А. Марутян и др.).
Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности. Так, игра способствует развитию активности и инициативы (С. А. Марутян, Н. Я. Михайленко, Д. Б. Эльконин, в трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата (М. В. Крулехт, В. И. Логинова, Д. В. Сергеева, в продуктивных видах деятельности формируются независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения.
Постепенно самостоятельность репродуктивного характера сменяется на самостоятельность с элементами творчества, повышается уровень осознанности, самоконтроля, самооценки ребенка в процессе осуществляемого им вида деятельности.
Слайд-8Выделяют 3 компонента развития самостоятельности :
1. Интеллектуальный: продуктивное и традиционное мышление. Формирование самостоятельности, по мнению Выготского Л. С., во многом зависит от уровня сформированности памяти, мышления, развития внимания, речи и т. д. Благодаря этому ребенок умеет подчинять свои действия той или иной задаче, достигать цели.
2. Эмоциональный: при определенных условиях эмоции могут существенно повышать продуктивность мыслительной деятельности.
3. Волевой: элементы воли, закладывающиеся у детей еще в дошкольном возрасте; уровень развития воли зависит от средств, форм и методов воспитания.
Слайд-9 показатели самостоятельности :
- стремление решать задачи деятельности без помощи и участия других людей;
- умение ставить цель деятельности;
- осуществление элементарного планирования деятельности;
- реализацию задуманного и получение результата, адекватного поставленной цели.
Таким образом, можно говорить о том, что самостоятельность дошкольника, понимается как стремление и способность ребенка настойчиво решать задачи своей деятельности, относительно независимые от взрослого, мобилизуя имеющийся опыт, знания, используя поисковые действия, является значимым фактором социально-личностного созревания и готовности к школьному обучению
Слайд10-В практике в целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности необходимо применять различные инновационные технологии.
Групповой сбор представляет из себя, неотъемлемую часть ежедневного распорядка, которая проводится в определенное время, в специально оборудованном месте, когда дети и взрослые обмениваются информацией, обсуждают возникшие проблемы, планируют индивидуальную, и совместную деятельность.
К задачам группового сбора относятся:
1. Формирование доброжелательных отношений между детьми, создание атмосферы поддержки и сотрудничества между детьми и взрослыми, создание общего положительного эмоционального фона, ощущения психологического комфорта.
2. Обмен информацией о прошедших или о предстоящих событиях, выявление детских интересов.
3. Формирование мотивации к предстоящей деятельности.
4. Представление информации о материалах в центрах активности на текущий день и планирование деятельности в центрах.
5. Осуществление выбора деятельности на основе собственных интересов и потребностей.
Групповой сбор может проходить в любой форме, в кругу сидя на ковре, за столом, можно просто на стульчиках. Круг лучше всего сделать свободным и подальше от игровых зон, чтобы дети не отвлекались. Такой сбор необходимо проводить для того, чтобы дети могли иметь возможность пообщаться вместе, поиграть в игры, спеть любимые песни, и обсудить новости в группе, запланировать необходимые дела на день, распределить обязанности. Инициатива всего происходящего принадлежит детям, воспитатель наблюдает, организует и поддерживает идеи выдвинутые детьми.
Разумно и целесообразно проводить несколько групповых сборов, утром после завтрака, и перед началом образовательной деятельности, можно и после деятельности в центрах активности, а так же после дневного сна. В месте где проводится групповой сбор необходимо обеспечить дидактическими средствами, это могут быт и календари природы, правила в группе, распорядок дня – все то, что может являться темой для обсуждения. Воспитателю необходимо иметь под рукой сподручные материалы, в которых возникнет потребность, для того чтобы не отвлекаться на поиски необходимых средств, можно рядом поставить магнитофон, звоночек, игрушки, картинки.
Так же можно создать «Зону выбора» в группе, обозначить уголки активности, в фотографиях, рисунках, символах, надписях, количество детей и их фото, место для обозначения собственного выбора детьми – карманы, в которые дети будут вкладывать свой выбор. В группе также может присутствовать и «Модель трех вопросов» :
Слайд-11Когда в группе проблемная ситуация при изучении нового материала, в этот момент и возникает модель трех вопросов. Эту модель заполняет группа участников, и здесь воспитателю необходимы помощники, это может быть кто-то из родителей, так нужно при беседе с детьми фиксировать этапы.
1. Что мы знаем? Обговариваем, предложения фиксируем, и плавно переходим ко второму пункту.
2. Что мы хотим узнать? Дети делятся своим мнением, предлагают, воспитатель тоже может вносить свои идеи если у него самого они возникают, и он хочет узнать что- то новое и фиксирует это. На этом этапе очень важно не потерять грань, и не стать инициатором, не подталкивать детей, воспитатель в этот момент может внести от себя лишь некоторыекомментарии, и только за детьми остается полное право инициативы.
3. Что нам нужно сделать, чтобы узнать? Планируем работу в центрах активности, дети сами решают с чего начнут. От воспитателя требуется подготовка и постоянное пополнение предметно – развивающей среды. Взрослые активно включаются в этот процесс, естественно, что дети тоже что- то предлагают и приносят. Очень важно в этом процессе отслеживание ежедневных результатов работы, для того чтобы получившиеся результаты использовать в работе следующего дня. Подведение итогов тоже ежедневное, и обязательное, по окончанию проекта все результаты работы отражаются в заключительной презентации.
Слайд-12Условия для развития детской инициативы и творческого самовыражения :
1. Способствование формированию у детей установок: «Я смогу», «Я сумею».
2. Создание ситуации успеха для каждого ребенка : «Это очень просто, я тебе помогу».
3. Давать предвосхищающую положительную оценку: «Ты, очень творческий ребенок у тебя все получится».
4. Вдохнуть в ребенка уверенность в своих силах.
5. Поддержание повышенного интереса детей к занятиям, наполняя их опытами, экспериментами, исследованиями, наблюдениями.
6. Создание в группе благоприятного микроклимата, где приветствуется и поощряется интерес к обследованию, наблюдению и самостоятельному экспериментированию, что встречается крайне редко.
7. Создание в группе и в саду комфортных и методически грамотных условий для детского экспериментирования на занятиях и в самостоятельной творческой деятельности детей.
8. Создание в группах уголков, зон для экспериментирования, где дети могли бы повторить проделанные, вместе со взрослыми опыты, самостоятельно в свободное время.
9. Использование «Уголка природы» и «Огорода на окне» для долгосрочных наблюдений и опытов с растениями.
10. Предварительное тестирование детей для выявления их интересов к исследованиям и экспериментированию с определенными объектами, о чем они хотят узнать, что исследовать, и помочь им реализовать их планы.
11. Научить ребенка ставить вопросы и составлять план исследовательской работы, делать зарисовки, схемы, знаки в процессе исследовательской деятельности, замечать изменения, сопоставлять результаты, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения.
12. Разработка методов стимулирования и поощрения детей – активных исследователей.
13. Привлечение родителей к исследовательским детским проектам.
14. Игровая и образовательная среда, должна побуждать у ребенка развитие поисково – познавательную деятельность. Следует брать во внимание и тот факт, что особенно легко запоминается и сохраняется в памяти у ребенка тот материал, с которым ребенок работал сам; ощупывал, составлял, строил, изображал. Дети должны обогащать свои знания и приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвигать новые идеи, актуализировать прежние знания при решении новых задач.
15. Развивающая среда должна содержать в себе все аспекты и учитывать индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы. А из этого следует, что все материалы, и оборудование которые находятся в группе и интерьер способствуют развитию и росту каждого из детей, и то, что предлагаемые виды деятельности учитывают разброс уровня развития всех детей.
Показателем эффективности внедрения проектно-исследовательской
деятельности в воспитательно-образовательной работы является:
• высокая степень развития инициативности детей, их познавательной
активности, коммуникативности, самостоятельности;
• повышение готовности детей к восприятию нового материала;
• умение управлять собой и своим поведением, планировать действияактивное участие родителей в жизни группы, ДОУ.
Рекомендации педагогам по организации проектно — исследовательской
деятельности :
• старайтесь делать так, чтобы дети как можно больше действовали
самостоятельно и независимо;
• не сдерживайте инициативы детей;
• не делайте за ребенка то, что он может сделать сам, или то, чему он
может научиться;
• избегайте прямых инструкций ребенку;
• не спешите с вынесением оценочных суждений.
Важно понимать, что для полноценной развивающей среды не достаточно партнерской позиции взрослого для поддержки детской инициативы и ее развития. Для этого очень важно сделать все необходимое, чтобы создать условия, которые будут способствовать принятию детьми решений, обеспечивающих выражение своих чувств, и мыслей.
Проектная деятельность, как никакая другая деятельность, поможет ребенку поддержать его инициативу, и раскрыть возможности каждого ребенка. Суть проектной деятельности заключается в том, что педагог должен помочь ребенку создав для него проблемную ситуацию, он не должен предлагать свои варианты решения, а дать возможность ребенку самому прийти к правильному решению. То есть воспитателю необходимо отойти от традиционного и привычного всем действия по заранее заданному образцу, иначе ребенок окажется в объектной позиции. Под субъектной деятельностью в проекте подразумевается выражение инициативы и проявление самостоятельной активности ребенка. Ребенок сам может предложить оригинальную идею, либо поддержать и немного видоизменить идею другого ребенка. И в этом случае задача воспитателя заключается в акцентировании своеобразия этой идеи.