Елена Ларенцева
Консультация для педагогов и родителей «Звуко-буквенный анализ слова»
▼ Скачать + Заказать документы
Большинство игр трудно чётко подчинить какой-то одной задаче. Они требуют и внимания, и размышления, и применения знаний, и умения делать логические выводы. Поэтому распределение их по разделам достаточно условно, но это помогает работать над конкретной задачей.
Для того чтобы написать слово, ребё нок должен проделать несколько операций: разложить слово на звуки, установить их порядок, соотнести каждый звук с буквой. Для чтения, наоборот, соотнести каждую букву со звуком, который он обозначает. Кроме того, нужно уметь различать гласные и согласные звуки, твёрдость-мягкость согласных.
Публикация «Консультация для педагогов и родителей „Звуко-буквенный анализ слова“» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Буквы. Консультации для родителей
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
Поэтому мы начинаем с игр, помогающих освоить звуко-буквенный анализ, развить фонематические представления, зрительное внимание и мелкую моторику.
Памятка для звуко-буквенного разбора :
1. Звуки мы слышим и говорим, буквы пишем и читаем. (Мы говорим о звуках, но обозначаем их на письме соответственно буквами.)
2. В русском языке 33 буквы: 10 букв, обозначающих гласные звуки (А, О, У, Э, Ы, И, Я, Е, Ё, Ю, 21 буква, обозначающая согласные звуки (Б, В, Г, Д, Ж, 3, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ) и ещё 2 особенные буквы (или знаки) — это Ъ и Ь.
3. Гласных звуков — 6 (А, О, Э, И, У, Ы).
Согласных звуков гораздо больше. Они делятся на твёрдые и мягкие. Или, говоря иначе, образуют пары по твёрдости-мягкости
Например: [н’] (мягкий звук) в слове тронь и [н] (твёрдый звук) в слове трон.
Обращаю Ваше внимание, что по традиции мы звук записали в квадратных скобках — [н], а мягкость звука обозначили знаком ’. Но детям мы этих значков пока не объясняем — они изучат это в школе. Дошкольники, выполняя звуко-буквенный разбор, используют цвет:
красный — для обозначения гласных звуков
синий — для обозначения твёрдых согласных
зелёный — для обозначения мягких согласных
4. Есть 3 всегда твёрдых согласных звука — это Ж, Ш, Ц и 3 всегда мягких согласных звука — это Й, Ч, Щ.
Все остальные согласные звуки могут быть как твёрдыми, так и мягкими.
5. Гласные буквы Я, Е, Ё, Ю могут обозначать:
А) 1 звук ( соответственно: я — [а], е — [э], ё — [о], ю — [у], если стоят после согласных
Например: мяч — [м’ач], белка — [б’элка], лён — [л’он], люк — [л’ук])
Б) 2 звука (я — [й’а], е — [й’э], ё — [й’о], ю — [й’у], если стоят
- В начале слова (яма — [й’ама], енот [й’энот], ёлка [й’олка], юла — [й’ула]);
- После гласной (баян — [бай’ан], веер — [вей’ер], чаёк (от чай) — [чай’ок], баюн (кот-баюн) — [бай’ун]
- После Ъ и Ь (съел — [сй’эл], гроздья — [грозд’й’а], варенье — [варен’й’э], бельё — [бэл’й’о], вьюнок — [в’й’унок]).
6. Согласные также различаются по принципу звонкости-глухости.
- Всегда звонкие: Р, Л, М, Н, Й
- Всегда глухие: X, Ц, Ч, Щ
- Остальные согласные образуют пары: Б - П, В - Ф, Г - К, Д - Т, Ж - Ш, 3 - С.
7. Слова делятся на слоги : сколько в слове гласных, столько и слогов.
- Звуковая схема слова – это то, что мы слышим и проговариваем.
Звуки, у которых нет пары:
Ш, Ж, Ц – всегда твёрдые
Щ, Ч, Й – всегда мягкие
Иотированные звуки : Е, Ё, Ю, Я - могут звучать как два звука Е – (ЙЭ); Ё – (ЙО); Ю – (ЙУ); Я – (ЙА) (если иотированный звук стоит в начале слова, после гласной и после Ь, Ь).
Или могут звучать как один звук : Е – (Э); Ё – (О); Ю – (У); Я – (А) (если иотированный звук стоит после согласного, согласный при этом смягчается.
В этом случае он обозначается как гласный.
НАПРИМЕР: Я Б Л О К О
Буквенный анализ – это то, что мы видим, т. е. пишем и читаем. В звуко-буквенном анализе слов бывает, что звуков бывает меньше, чем букв и наоборот.
НАПРИМЕР: С О Л Ь Ё Ж
- Звуковая схема слова – это то, что мы слышим и проговариваем.
Звуки, у которых нет пары:
Ш, Ж, Ц – всегда твёрдые
Щ, Ч, Й – всегда мягкие
Иотированные звуки : Е, Ё, Ю, Я - могут звучать как два звука Е – (ЙЭ); Ё – (ЙО); Ю – (ЙУ); Я – (ЙА) (если иотированный звук стоит в начале слова, после гласной и после Ь, Ь).
В этом случае обозначается:
Или могут звучать как один звук : Е – (Э); Ё – (О); Ю – (У); Я – (А) (если иотированный звук стоит после согласного, согласный при этом смягчается.
В этом случае он обозначается как гласный.
НАПРИМЕР: Л Е С
Буквенный анализ – это то, что мы видим, т. е. пишем и читаем. В звуко-буквенном анализе слов бывает, что звуков бывает меньше, чем букв и наоборот.
НАПРИМЕР: С О Л Ь Ё Ж
Итог (памятка для родителей)
Звуковой анализ
Звуки – это то, что мы слышим и произносим
Буквы – это то, что видим: читаем, пишем
Звуковой анализ – это то, что мы воспринимаем на слух
Звуки бывают гласные и согласные
Гласные звуки – это те звуки, которые мы можем петь и растягивать и при произнесении которых воздушная струя не встречает препятствий в виде губ, языка, зубов, т. е. эти звуки произносятся свободно и легко.
Их шесть: А, О, У, И, Э, Ы
На звуковой схеме гласные звуки обозначаем красным цветом
Согласные звуки – это те звуки, которые мы не можем петь и растягивать и при произнесении которых воздушная струя на своем пути встречает препятствия в виде губ, языка, зубов, т. е. в образовании согласных звуков принимают участие все органы артикуляции.
Согласные звуки бывают парные по твердости – мягкости,
по звонкости – глухости.
На звуковой схемы мы обозначаем :
Согласные твердые синим цветом
Согласные мягкие зеленым цветом