Получи документы

Консультация для педагогов и родителей «Звуко-буквенный анализ слова»

Елена Ларенцева
Консультация для педагогов и родителей «Звуко-буквенный анализ слова»
▼ Скачать + Заказать документы

Большинство игр трудно чётко подчинить какой-то одной задаче. Они требуют и внимания, и размышления, и применения знаний, и умения делать логические выводы. Поэтому распределение их по разделам достаточно условно, но это помогает работать над конкретной задачей.

Для того чтобы написать слово, ребё нок должен проделать несколько операций: разложить слово на звуки, установить их порядок, соотнести каждый звук с буквой. Для чтения, наоборот, соотнести каждую букву со звуком, который он обозначает. Кроме того, нужно уметь различать гласные и согласные звуки, твёрдость-мягкость согласных.

Публикация «Консультация для педагогов и родителей „Звуко-буквенный анализ слова“» размещена в разделах

Поэтому мы начинаем с игр, помогающих освоить звуко-буквенный анализ, развить фонематические представления, зрительное внимание и мелкую моторику.

Памятка для звуко-буквенного разбора :

1. Звуки мы слышим и говорим, буквы пишем и читаем. (Мы говорим о звуках, но обозначаем их на письме соответственно буквами.)

2. В русском языке 33 буквы: 10 букв, обозначающих гласные звуки (А, О, У, Э, Ы, И, Я, Е, Ё, Ю, 21 буква, обозначающая согласные звуки (Б, В, Г, Д, Ж, 3, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ) и ещё 2 особенные буквы (или знаки) — это Ъ и Ь.

3. Гласных звуков — 6 (А, О, Э, И, У, Ы).

Согласных звуков гораздо больше. Они делятся на твёрдые и мягкие. Или, говоря иначе, образуют пары по твёрдости-мягкости

Например: [н’] (мягкий звук) в слове тронь и [н] (твёрдый звук) в слове трон.

Обращаю Ваше внимание, что по традиции мы звук записали в квадратных скобках — [н], а мягкость звука обозначили знаком ’. Но детям мы этих значков пока не объясняем — они изучат это в школе. Дошкольники, выполняя звуко-буквенный разбор, используют цвет:

красный — для обозначения гласных звуков

синий — для обозначения твёрдых согласных

зелёный — для обозначения мягких согласных

4. Есть 3 всегда твёрдых согласных звука — это Ж, Ш, Ц и 3 всегда мягких согласных звука — это Й, Ч, Щ.

Все остальные согласные звуки могут быть как твёрдыми, так и мягкими.

5. Гласные буквы Я, Е, Ё, Ю могут обозначать:

А) 1 звук ( соответственно: я — [а], е — [э], ё — [о], ю — [у], если стоят после согласных

Например: мяч — [м’ач], белка — [б’элка], лён — [л’он], люк — [л’ук])

Б) 2 звука (я — [й’а], е — [й’э], ё — [й’о], ю — [й’у], если стоят

- В начале слова (яма — [й’ама], енот [й’энот], ёлка [й’олка], юла — [й’ула]);

- После гласной (баян — [бай’ан], веер — [вей’ер], чаёк (от чай) — [чай’ок], баюн (кот-баюн) — [бай’ун]

- После Ъ и Ь (съел — [сй’эл], гроздья — [грозд’й’а], варенье — [варен’й’э], бельё — [бэл’й’о], вьюнок — [в’й’унок]).

6. Согласные также различаются по принципу звонкости-глухости.

- Всегда звонкие: Р, Л, М, Н, Й

- Всегда глухие: X, Ц, Ч, Щ

- Остальные согласные образуют пары: Б - П, В - Ф, Г - К, Д - Т, Ж - Ш, 3 - С.

7. Слова делятся на слоги : сколько в слове гласных, столько и слогов.

- Звуковая схема слова – это то, что мы слышим и проговариваем.

Звуки, у которых нет пары:

Ш, Ж, Ц – всегда твёрдые

Щ, Ч, Й – всегда мягкие

Иотированные звуки : Е, Ё, Ю, Я - могут звучать как два звука Е – (ЙЭ); Ё – (ЙО); Ю – (ЙУ); Я – (ЙА) (если иотированный звук стоит в начале слова, после гласной и после Ь, Ь).

Или могут звучать как один звук : Е – (Э); Ё – (О); Ю – (У); Я – (А) (если иотированный звук стоит после согласного, согласный при этом смягчается.

В этом случае он обозначается как гласный.

НАПРИМЕР: Я Б Л О К О

Буквенный анализ – это то, что мы видим, т. е. пишем и читаем. В звуко-буквенном анализе слов бывает, что звуков бывает меньше, чем букв и наоборот.

НАПРИМЕР: С О Л Ь Ё Ж

- Звуковая схема слова – это то, что мы слышим и проговариваем.

Звуки, у которых нет пары:

Ш, Ж, Ц – всегда твёрдые

Щ, Ч, Й – всегда мягкие

Иотированные звуки : Е, Ё, Ю, Я - могут звучать как два звука Е – (ЙЭ); Ё – (ЙО); Ю – (ЙУ); Я – (ЙА) (если иотированный звук стоит в начале слова, после гласной и после Ь, Ь).

В этом случае обозначается:

Или могут звучать как один звук : Е – (Э); Ё – (О); Ю – (У); Я – (А) (если иотированный звук стоит после согласного, согласный при этом смягчается.

В этом случае он обозначается как гласный.

НАПРИМЕР: Л Е С

Буквенный анализ – это то, что мы видим, т. е. пишем и читаем. В звуко-буквенном анализе слов бывает, что звуков бывает меньше, чем букв и наоборот.

НАПРИМЕР: С О Л Ь Ё Ж

Итог (памятка для родителей)

Звуковой анализ

Звуки – это то, что мы слышим и произносим

Буквы – это то, что видим: читаем, пишем

Звуковой анализ – это то, что мы воспринимаем на слух

Звуки бывают гласные и согласные

Гласные звуки – это те звуки, которые мы можем петь и растягивать и при произнесении которых воздушная струя не встречает препятствий в виде губ, языка, зубов, т. е. эти звуки произносятся свободно и легко.

Их шесть: А, О, У, И, Э, Ы

На звуковой схеме гласные звуки обозначаем красным цветом

Согласные звуки – это те звуки, которые мы не можем петь и растягивать и при произнесении которых воздушная струя на своем пути встречает препятствия в виде губ, языка, зубов, т. е. в образовании согласных звуков принимают участие все органы артикуляции.

Согласные звуки бывают парные по твердости – мягкости,

по звонкости – глухости.

На звуковой схемы мы обозначаем :

Согласные твердые синим цветом

Согласные мягкие зеленым цветом

Публикации по теме:

Сидим дома. Графический диктант. Звуко-буквенный анализ слова «кошка»Сидим дома. Графический диктант. Звуко-буквенный анализ слова «кошка» Уважаемые родители! Предлагаю написать с детьми графический диктант, и сделать звуко- буквенный анализ слова КОШКА. Для этого нам понадобится.

Анализ диагностики профессионального выгорания педагогов МБДОУ Цель исследования: выявить степень выраженности синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов МБДОУ «Детский.

Анализ выполнения рабочей программы педагогов второй младшей группы Во второй младшей группе № 3 в 2017 – 2018 году находилось 5 детей в возрасте от 2 до 3 лет, 18 воспитанников - от 3 до 4 лет. На начало.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Звуковой анализ слова» Программное содержание: - продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, - учить различать твердые и мягкие согласные звуки,.

Консультация для родителей. Чтение для школьников: «Лечебные слова»Консультация для родителей. Чтение для школьников: «Лечебные слова» Дорогие родители! Предлагаю для ваших детей-подростков следующую реальную историю – о призвании. Оно есть в каждом человеке, чтобы люди.

Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок произносит бранные слова?»Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок произносит бранные слова?» Наверное, все родители сталкиваются с тем, что в определенный момент своей жизни их ребёнок стал использовать в своей речи бранные слова.

Консультация для родителей «Что такое звуко-слоговый анализ слова?» Звуко - буквенный анализ слова, неотъемлемая часть обучения грамоте. Данное умение начинают формировать в детском саду в подготовительной.

Консультация для родителей и педагогов «Орбизы»Консультация для родителей и педагогов «Орбизы» Orbeez или Орбиз – так называют разноцветные шарики, которые растут в воде. Изготавливаются они из суперабсорбентного полимера (гидрогеля).

Консультация для родителей «Плохие слова»Консультация для родителей «Плохие слова» Консультация для родителей на тему: «Плохие слова». - Недавно мой Вовочка пошел в сад. Господи, каких он там только гадостей не набрался.

Презентация «Как научить ребёнка делать звуковой анализ слова»Презентация «Как научить ребёнка делать звуковой анализ слова» Обучение грамоте в детском саду – это целенаправленный систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Важно, чтобы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов и родителей «Звуко-буквенный анализ слова»
Опубликовано: 14 ноября 2022 в 13:18
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов и родителей «Звуко-буквенный анализ слова»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Ларенцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД