Юлия Бутова
Консультация для педагогов и родителей «Воспитание равновесия и координации — залог формирования правильной осанки»
Нарушение осанки это не заболевание, а этапы ее развития. Способы удержания тела ребенком, а также формы его движений и передвижений зависят от того, как с возрастом меняется опорно-двигательный аппарат.
Каждое новое движение или положение тела организм «заучивает», - возникает условный рефлекс. Из множества рефлексов и складывается осанка. Если рефлексом закреплено неправильное положение тела, навык правильного положения, который был сформирован ранее, будет утрачен. Поэтому формировать правильную осанку ребенка и проводить профилактику ее нарушений можно двумя способами:
Публикация «Консультация для педагогов и родителей „Воспитание равновесия и координации — залог формирования правильной осанки“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Осанка. Консультации для родителей
- Осанка. Формируем правильную осанку
- Темочки
первый – это обучение детей правильным позам при стоянии, ходьбе, сидении за столом и т. д. ;
второй – укрепление мышц ребенка, развитие у него равновесия и координации.
Мысленное представление о правильной осанке неразрывно связано с формированием зрительного образа правильной осанки. Дети должны видеть правильную осанку на занятиях (осанку воспитателя) и педагог должен демонстрировать правильную осанку на детях. Зрительный контроль и самоконтроль играют важнейшую роль для принятия и сохранения правильной позы, а значит для воспитания мышечного чувства нормальной осанки.
Хотя и существует мнение, что «индивидуальная» осанка передается по наследству, однако опыт и наблюдения убеждают, что доминирующую роль играют воспитание и систематическое воздействие физических упражнений. Поэтому, начиная с раннего возраста, необходимо учить детей правильно сидеть, стоять, ходить.
Родители и воспитатели должны настойчиво добиваться от ребёнка умения держаться прямо. Это необходимо, т. к. неправильные позы за столом, на стуле быстро закрепляются и в дальнейшем с трудом поддаются коррекции. Неправильные привычные позы нередко приводят к асимметрии мышц туловища, что приводит к развитию деформации позвоночника. Хорошая форма – правильная осанка – определяет и хорошее физическое развитие, и здоровье, а при нарушении осанки ухудшается работа всех систем и органов человеческого организма. Почти любое, хорошо выполненное упражнение, способствует формированию правильной осанки.
Наибольшую группу средств воспитания и закрепления правильной осанки у детей составляют собственно гимнастические упражнения, укрепляющие мышечный корсет. Например, упражнения в равновесии.
Эти упражнения требуют удержания позвоночника в прямом положении при любом движении, поэтому им отводится важная роль в формировании правильной осанки. Кроме того, упражнения в равновесии улучшают координацию движений, развивают ловкость, ориентировку в пространстве и другие ценные психофизические качества.
Большое значение имеет воспитание у детей мышечно-суставных ощущений положения тела и отдельных его частей. Следовательно, в процессе формирования правильной осанки, в освоении детьми умения дифференцировать ощущения положения отдельных частей тела, степень напряжения и расслабления мышц в покое и в движении. Воспитание правильной осанки является профилактикой и составной частью лечения деформаций позвоночника.
В практической работе воспитателя ощущение детьми нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела лежа, сидя, стоя, проверкой этих положений у гимнастической стенки, у стены, у зеркала на каждом занятии. Полезно развивать у детей самоконтроль за правильностью положений и движений, что требует от них сознательного отношения и мобилизации внимания.
В формировании правильной осанки играет большую роль равномерность тонуса мышц передней и задней поверхности бедер, туловища, плечевого пояса, а также тонкое восприятие ребёнком ощущений от положения тела и отдельных его частей. Это достигается с помощью упражнений у вертикальной стены, перед зеркалом (развитие мышечно-суставного чувства, упражнений с удержанием мешочка на голове и упражнений на равновесие. Укрепляя мышцы спины, нельзя забывать о мышцах живота – брюшной пресс имеет большое значение в поддержании правильной осанки. Значительное внимание необходимо уделять координации движений, без которой невозможно усвоение правильной осанки.
Контроль осанки у «стены осанки»:
Контроль осанки у зеркала. При контролируемой осанке у зеркала выполнить различные движения руками. При контролируемой осанке у «стены осанки» - отведение рук в стороны, вверх, отведение поочередно ноги вперед, в сторону поднимание согнутой в колене ноги, при этом опорная нога прижата к стене. Фиксировать осанку, с последующим отходом от стены на несколько шагов и вновь вернуться в первоначальное положение, затем снова «приклеиться» туловищем (икроножными, ягодичными мышцами, лопатками, затылком) к стене осанки. Тренировать положение правильной осанки в положении лежа на спине.
Тренировка положения правильной осанки с мешочком на голове:
Ходьба обычная на носках, на пятках, приставными шагами, на коленях, в полуприседе, на четвереньках (мешочек на лопатках, спиной вперед, боком. Удерживая мешочек на голове – приседы, встать на колени, перейти на четвереньки, перейти в положение лежа на животе (мешочек не падает) и, в обратной последовательности, вернуться в и. п. стоя в основной стойке мешочек на голове. Различные движения руками и головой (отведения, приведения, повороты, наклоны). Передвижения с мешочком на голове по рейке гимнастической стенки, по скамье, по наклонной доске, по мягким модулям с предметами в руках, перешагивая предметы, сохраняя мешочек на голове.
Ходьба в различном темпе, игровые задания с мешочком на голове, лазание по гимнастическую стенку до 4-5 рейки вверх и вниз не уронив мешочек. С мешочком на голове перекладывать мяч из рук в руку, подбрасывать и попытаться поймать мяч, не теряя груза. Из и. п. стоя и лежа на животе выполнять движение руками как в плавании стилем «брасс». Преодоление короткой полосы препятствий с мешочком на голове.
В промежутках между упражнениями в равновесии учить детей расслаблению, лежа на спине и на животе. Тренировка равновесия увеличивает двигательный опыт ребенка и развивает мышечные ощущения, на основе которых формируется контроль над произвольными движениями.
Упражнения сидя на полу.
Передвижение вперед и назад за счет работы ягодичных мышц.
Лежа на животе, ладони в упоре перед грудью на уровне плеч.
Разгибая руки и сгибая ноги в коленях, переходим в положение на четвереньках; перенести тяжесть тела на пятки, глубоко прогнувшись в плечевом поясе.
Упражнение Кошечка».
И. п. лежа на спине в основной стойке. Поднять только голову, касаясь подбородком груди, одновременно «взять» носки на себя – фиксировать. Лежа на спине – прижимать поясничный отдел к плоскости – удерживать это положение.
Упражнение «Бревнышко» - повороты туловища блоком из и. п. лежа на спине и на животе. Лежа на животе, руки сцеплены сзади. Прогнуться, отвести руки назад вверх – зафиксировать, удерживать. Лежа на спине, руки вверх сцеплены, вытянуться.
Лежа на животе захват подъемов стоп руками «кораблик» и перекат вперед, назад «по волнам».
Таким образом, регулярное использование перечисленных упражнений и соблюдение необходимых правил поможет предупредить развитие у детей нарушений осанки и будет способствовать её коррекции.
Литература:
Бабенкова Е. А., Федоровская О. М. "Игры, которые лечат. Для детей от 5 до 7 лет". М. : ТЦ Сфера, 2009.
Вавилова Е. Н. "Развитие основных движений у детей 3-7 лет. Система работы". М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
Кенеман А. В. и Хухлаева Д. В. "Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста". «Дошкольная педагогика и психология». М., «Просвещение», 1978.
Подольская Е. И. "Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у старших дошкольников". М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2009.