Татьяна Скрягина
Консультация для педагогов и родителей «Использование игры «Доббль» в работе с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование игры ДОББЛЬ в работе с детьми дошкольного возраста»
Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Публикация «Консультация для педагогов и родителей „Использование игры „Доббль“ в работе с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развивается духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д.
Игра - свободная деятельность ребенка. Обучение в форме игры всегда интересно и занимательно. Играйте с детьми и в игре научите детей необходимым движениям, речи, разнообразным умениям.
Я мама двоих детей. Мои дети очень любят играть. И я сегодня хотела бы поделиться с вами своим опытом. Игра ДОББЛЬ- это игра, которая даже для меня стала новой, в которую моя младшая дочь играет с большим удовольствием.
Нас окружает очень много разных игр, которые, по мнению производителей, должны развивать зрительную память, зрительное и слуховое внимание, устную речь. Но есть те игры, которые – даже если и задумывались как чисто развлекающие – несут именно эту функцию – развивающую. К какой группе, как вы думаете, относится игра Доббль? Согласитесь, у нас не всегда имеется время или желание для вдумчивых настольных баталий. Иногда хочется чего-то быстрого, лёгкого, динамичного и захватывающего. Чего проще? - настольная игра Доббль представляет собой серию мини-игр на быстроту реакции, где все игроки действуют одновременно, при этом определённо получая удовольствие от процесса!
Каждый себя помнит ребенком. И одним из ярких впечатлений из мира детства остается игра. Игра, в которую мы играем с друзьями, и, особенно, игры в которые мы играли со взрослыми: мамой, воспитательницей в детском саду. Мир современных детей, к сожалению, таков, что часто интересы и свободное время заполняется различными гаджетами. Из детства, особенно дома, совсем выпадают старые забытые всеми настольные игры, карточные игры.
Хотя именно настольные игры могут оказать неоценимую помощь в интеллектуальном развитии детей. Обучение в игровой форме носит непринужденный характер, дети не боятся ошибок, становятся раскованными и быстрее усваивают нужный материал.
«Доббль» – это динамичная, увлекательная настольная игра, развивающая внимательность и остроту реакции. Специфические правила также тренируют навыки общения и умение проявлять самоконтроль. Эта азартное карточное соревнование надолго увлекает вашего ребенка, сколько бы лет ему ни было! Основные правила игры развивают внимание, влияя на все его характеристики: произвольность, объём, концентрация, распределение, устойчивость, переключение. Настольная игра Доббль развивает реакцию, как двигательно-моторную, так и, при определённых правилах, речевую. При строгом соблюдении правил поведения во время игры тренируются такие качества как стрессоустойчивость и самоконтроль.
• Игра практически не имеет возрастных ограничений. Посадив годовалого ребёнка на колени, положив перед ним карточку, взяв его правую руку в свою и выделив указательный пальчик, мы показываем несколько знакомых ребёнку картинок на карточке, берём другую карточку и т. д. Через несколько дней (или недель) мы выучиваем название простых изображений на карточках.
• Когда указательный жест хорошо сформирован и ребёнок уже выучил название простых картинок, мы показываем ему карточку и просим найти нужное изображение (птичка, кошка, ножницы и т. д.).
• Когда ребёнок научился легко находить изображение на одной карточке – берём две карточки, указательный палец левой руки ставим на парную картинку, называем её и просим найти такую же на другой карточке.
• Как правило, до трёх лет ребёнок не готов к игре в условиях соревнования. Для группы детей двух-трёхлетнего возраста можно порекомендовать использовать спокойный вариант. Перед каждым ребёнком кладутся две карточки и они выбирают на них общие символы, действуя в собственном темпе. Или перед каждым ребёнком выкладывается одна карточка, а стопка кладётся в середину и дети строго по очереди ищут совпадения со своей карточкой. В поиск вовлечены все, но карточку забирает тот, чья сейчас очередь. При этом отсутствие или недостаточное развитие речи не является преградой – мы продолжаем работать над зрительным вниманием и формированием у малышей указательного жеста.
С логопедической точки зрения настольная игра Доббль, в первую очередь полезна для активизации речи, развития координации речи с движением, актуализации словаря детей. Для достижения этих целей перед началом игры необходимо проговорить с детьми названия всех символов и обсудить правила, при которых выигравшим будет не тот, кто быстрее схватил карточку, а тот, кто четко и внятно назвал совпадающие символы.
Игра «Доббль» содержит набор карточек. Каждая карточка содержит несколько изображений. Между любыми карточками есть только одно совпадающее изображение. Вот перечень символов: замок, клоун, ножницы, череп, лёд, знак инь-янь, часы, дельфин, паук, молния, якорь, знак стоп, мишень, очки, снеговик, иглу, морковь, доббль, ключ, скрипичный ключ, птичка, лампочка, глаз, кот, вопросительный знак, капля, карандаш, свеча, снежинка, клевер, человек, клякса, черепаха, яблоко, привидение, динозавр, дракон, божья коровка, луна, бутылочка, зебра, собака, бомба, сердце, губы, конь, машина, паутина, огонь, сыр, кленовый лист, ромашка, кактус, дерево, солнце, молоток, восклицательный знак (всего 57 изображений).
Не секрет, что и у взрослых игроков быстрее действуют руки, а слова «застревают». Именно над развитием речевой реакции, координацией зрительного восприятия и речи направлена работа воспитателей и логопедов в детском саду. Часто, зная правильный ответ, мы в ситуации волнения не можем быстро его дать. Поэтому настольная игра Доббль будет очень полезна будущим школьникам. При этом следует помнить, что необходимость быстрой актуализации слов в условиях стресса может быть противопоказана для детей с заиканием или с предрасположенностью к запинкам, тикам.
В игре также идет адаптация к условиям постоянно меняющейся задачи. Этот полезный навык переноса внимания (без «застревания» на пройденном или неудавшимся) будет важен в условиях быстро меняющихся заданий в школе, таких например, как математические диктанты. Хочется обратить внимание родителей и педагогов на такую сторону этой игры, как азартность. Действительно, настольная игра Доббль очень увлекает и возбуждает. Дети, да и взрослые, часто не могут сдержать свои эмоции: кричат, вскакивают, забывают соблюдать правила. Однако при правильной организации игры развиваются такие качества как: стрессоустойчивость, умение регулировать собственные эмоции, переживать собственный проигрыш и радоваться за друзей. Это может пригодиться детям в школе и вообще в жизни, поможет быстрее адаптироваться к стрессовой ситуации, переживать неудачи. Но необходимо отметить, что эта игра не подходит для самостоятельного использования детьми, у которых эти навыки ещё не сформировались на достаточном уровне. Здесь очень важна регулирующая роль взрослого для чёткого следования правилам игры и для контроля спорных ситуаций.
Кстати, о правилах. Русская версия предлагает 5 вариантов игры, наиболее удобный для знакомства с Добблем – это вариант «Адская башня», когда не нужно вчитываться в инструкцию, а просто выполнять действия по поиску идентичных предметов – то, о чём мы уже написали. Варианты посложнее – это «Колодец», «Горячая картошка» (игра в которую проводится в несколько раундов, «Собери их все!» (тоже играется в несколько раундов) и «Отправленный подарочек».
Я считаю, что использование игры «Доббль» в работе с детьми дошкольного возраста очень интересная находка. Именно в игровой непринужденной форме дети осваивают нужные знания. А чтобы игра приносила пользу и удовольствие, педагогу самому нужно включатся в игры детей сначала в роли обучающего, контролирующего, а потом как равноправного игрока.