Елизавета Молочаева
Консультация для педагогов и родителей «Коллекционирование».
▼ Скачать + Заказать документы
Коллекционирование
Коллекционирование — форма познавательной активности дошкольника, в основе которой лежит целенаправленное собирание чего-либо, имеющего определённую ценность для ребёнка.
Коллекционирование способствует систематизации информации об окружающем мире; формированию, развитию и поддержанию индивидуальных познавательных предпочтений детей; развитию мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация и пр., развитию речи и коммуникативных навыков (ребёнок готов содержательно общаться по поводу своих коллекций как со взрослым, так и со сверстниками).
Публикация «Консультация для педагогов и родителей „Коллекционирование“,» размещена в разделах
Коллекционирование как форма работы с детьми может эффективно использоваться при реализации задач практически всех образовательных областей:
«Здоровье» — в рамках формирования начальных представлений о здоровом образе жизни (создание коллекций «Полезные для здоровья травы», «Полезные для здоровья продукты», «Полезные для здоровья напитки», «Виды спорта» и т. п.);
«Безопасность» — в рамках передачи детям представлений о правилах безопасности дорожного движения (создание коллекции «Знаки дорожного движения»);
«Социализация» — в рамках приобщения к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (создание коллекций «Положительные герои книг, мультфильмов, кинофильмов», «Вежливые слова» и т. п.);
«Труд» — в рамках формирования первичных представлений о труде взрослых (создание коллекций «Профессии», «Строительные инструменты», «Строительные материалы», «Строительная техника» и т. п.);
«Познание» — в рамках реализации разных задач (создание коллекций «Школьные принадлежности», «Животные России», «Водоёмы», «Камни», «Космонавты» и т. п.);
«Коммуникация» — в рамках реализации цели, направленной на овладение средствами взаимодействия с окружающими (создание коллекции «Открытки, марки, средства связи»);
«Чтение художественной литературы» — в рамках формирования целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений (создание коллекций «Положительные герои книг, мультфильмов, кинофильмов», «Любимые герои детских книг», «Герои сказок А. С. Пушкина» и т. п.);
«Художественное творчество» — в рамках приобщения к изобразительному искусству (создание коллекций красивых предметов «Красота, здоровье, жизнь» и т. п.);
«Музыка» — в рамках приобщения к музыкальному искусству (создание коллекции в зависимости от развивающего содержания, например коллекции «Музыкальные инструменты», «Любимые композиторы и их песни» и т. п.).
Содержательная основа коллекционирования совпадает с познавательными предпочтениями и интересами ребёнка. Однако на протяжении дошкольного детства коллекционирование проходит свой путь развития.
В старшем дошкольном возрасте с развитием индивиду познавательных интересов детское собирание начинает приобретать вид коллекционирования, т. е. выявление, сбор, изучение и систематизацию интересующих объектов, многократное возвращение к собранному, любование, рассматривание, демонстрацию заинтересованным лицам (сверстникам, родителям) отдельных "экспонатов" коллекции, общение на темы, заданные предметом коллекции.
Встречается и коллекционирование однородных материалов и объектов. Это может быть собирание фигурок из сюрпризов (киндерфилия); коллекционирование вкладышей, обёрток от конфет, наклеек от жевательных резинок; коллекционирование природных материалов экспонатов флоры и фауны и пр. В детской жизни встреча такие коллекции, которым, возможно, и не дано ещё название в мире взрослого коллекционирования. Это коллекции бумаги, ниток, заколок и пр.
Детское коллекционирование имеет свои особенности, связаные с мышлением ребёнка-дошкольника. Известно, что в дошкольном возрасте преобладающие позиции занимают наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. В связи с этим детские коллекции характеризуются визуалъностъю и манипулятивностъю.
Визуалъностъ коллекции проявляется в её обязательной наглядности. Иными словами, собираемый материал должен, представлен реальными, осязаемыми объектами. Это могут картинки, рисунки, фотографии, открытки, вырезки из журналов и буклетов, предметы (игрушки, книги и журналы.
Манипулятивность коллекции проявляется в желании ребёнка действовать с собранным (или собираемым) материалом. Редкие объекты детских коллекций используются ими только для перебивания и любования. В основном у детей наблюдается потребность что-то сделать с материалами коллекции или что-то сделать из них.
Детские коллекции обычно представлены двумя основными нормами: индивидуальными и коллективными с видовым разнообразием.
Появление индивидуальных коллекций определяется разными мотивами. Поэтому в соответствии с мотивацией можно условно разделить несколько видов коллекций. Например:
— эмоционального потрясения (очень понравилось что-то, прочло неизгладимое впечатление) — эмоциональные коллекции;
— появления познавательного интереса — познавательные коллекции;
— социальной потребности — социальные коллекции.
— Наряду с развитием индивидуального собирательства в дошкольном возрасте широко используется коллективное коллекционирование. Инициатором групповых коллекций обычно выступает, педагог. Тематика коллективных коллекций отражает программное содержание познавательного развития, подчинена реализации комплексно-тематического планирования работы с детьми и интеграции различных образовательных областей.
Коллективное коллекционирование осуществляется в рамках подготовки к праздникам с детьми 5—7 лет. Акцент на старший дошкольный возраст связан с тем, что именно в данной возрастной группе сверстник становится значимой фигурой в жизни ребенка. С ним он выстраивает не только эмоциональные контакты, но и содержательные (построенные на совпадающих познавательных предпочтениях интересах). В связи с этим коллекционирование начинает играть как в познавательном развитии, так и в социальном. Благ коллекционированию дети имеют возможность на определё нном содержании объединяться в разные группы: друг с другом (от трёх детей до всей группы, с педагогами, с родителями.
Коллективные коллекции появляются по мере необходимости в соответствии с примерным календарём праздников. В групповом помещении необходимо предусмотреть место, куда убирается шествующая коллекция. Там она находится в «свёрнутом» (например, в коробке). Но все дети группы знают, где они взять коллекцию, если у них появилось желание вернуться данному содержанию.
Часть коллективных коллекций можно пересортировывать в новые, если они совпадают или близки по тематике. Если коллективная коллекция после проведённой работы не вызывает у большинства детей интереса, то её следует вообще убрать из группы.
Главное — не создавать в группе коллекцию из коллекций. И помните: эффективность использования формы работы «Коллекционирование» определяется не количеством собранных коллекций, а качеством работы с ними, ориентированностью детей содержании представленных коллекций, интересом к ним и использованием в свободной самостоятельной деятельности.
Источник: Успех. Совместная деятельность детей и взрослых: основные формы. -2-е изд. -М. : Просвещение, 2013.