Анна Саватеева
Консультация для педагогов «Гендерные отличия и одаренность»
▼ Скачать + Заказать документы
В творчестве одаренные девочки и мальчики весьма похожи между собой.
Испокон веков складывается система жизненных ценностей таким образом, что мужчин ориентируют на приоритет профессиональной реализации, независимости и достижение материальной обеспеченности в то время, как для женщин эти ценностные ориентации считаются необязательными и порой даже ненужными. Главное предназначение женщин – это материнство и семья, а при вторичности профессиональной реализации и ориентации женщины могут рассчитывать на низко статусные специальности, которые не мешают выполнению «истинно женского предназначения».
Публикация «Консультация для педагогов „Гендерные отличия и одаренность“» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Темочки
Данные, которые имеются в докладе Международной организации труда (МОТ) «Глобальные тенденции в сфере занятости женщин-2007», подтверждают, что скрытые послания о приоритетах достигают цели: доля женщин, живущих на один доллар в день или меньше («работающие бедные», растет – это 60%. В России доля мужчин составляет 28,5 % женщин – 25,2 % (данные Росстата за 2006 г.). Согласно данным доклада ООН о гендерном равноправии за 2015 г., женщины стали жить дольше, образование сделало многих более независимыми, улучшилась ситуация с материнской смертностью. Тем не менее, в докладе делается вывод, что до полного гендерного равенства еще далеко – мировая экономика по – прежнему еще не работает для женщин. Так, число женщин с высшим образованием достигло исторического максимума, но даже в развитых странах, например, Швеции и Франции женщины зарабатывают на 31% меньше мужчин. После окончания университета с отличием молодые девушки не могут найти работу.
Понятие «гендер» имеет истоки в лингвистике, дабы подчеркнуть различия между биологическом и социальном в развитии. В нем зафиксировано понимание того, что в дополнении к биологической основе существуют социально детерминированные представления о женщине и мужчине, которые оказывают мощнейшее влияние на культурный контекст психического развития обоих полов. В этом контексте понимается, что на индивида влияет: на то, какие психологические качества приписываются тому или другому полу, а следовательно, являются желательными или обязательными целями воспитания или обучения вне зависимости от индивидуальных особенностей; на то, какое поведение считается нормативным, отклоняющимся или сомнительным от нормы и, соответственно, подлежащим поощрению или порицанию со стороны общества; на его (ее) общественный статус. А также исследователи единодушны в утверждении, что проблемы зарождаются уже в семьях, например, отцы предпочитают появление в семьях мальчиков. Гендерные стереотипы оказывают сильное влияние на Я – концепцию и восприятие своих способностей ребенком.
Выявлены гендерно специфические особенности родителей одаренных детей : они чаще склонны считать одаренными и успешными сыновей, но не дочерей в семьях, где есть разнополые дети; успехи дочери приписывают старательности и трудолюбию; выявляются выраженные предпочтения сфер профессиональной реализации для сыновей и дочерей (большинство родителей считают математику наукой для мужчин и иногда даже препятствуют выбору этой профессии девушками. Девочки несколько опережают мальчиков: они раньше начинают говорить, читать, считать, у них раньше развита тонкая моторика рук, что влияет на скорость и качество овладения письмом. Их отличает большая дисциплинированность: в семье девочек чаще приучают следовать указаниям взрослых. Тщательные наблюдения за учителями и учениками показывают, что к девочкам требования иные, чем к мальчикам. От них ждут послушания, примерного поведения и отличных отметок. Мальчики более частые зачинщики нарушения дисциплины и, разумеется, преподаватели постоянно уделяют им гораздо больше внимания и стремятся контролировать их. Уровень подготовки мальчиков, их интересы определяют учителя. Во время урока учителя в первую очередь отвечают на вопросы мальчиков, реагируют на их протянутые руки. Девочки понимают, что мальчиков нужно учить и сами уже не проявляют инициативы отвечать на вопрос учителя.
С ранних лет девочка приучается зависеть от мнения окружающих. Развитая способность к социальной адаптации побуждает девочек соответствие со стереотипами «правильного» поведения, типичным для них является приспособление к уровню своих сверстниц и сверстников при наблюдении за словами и действиями педагога. Высокие интеллектуальные способности позволяют быстро делать выводы (девочка, научившаяся бегло читать, получает одобрение учителя и завоевывает симпатии в классе). Поведение девочки часто затрудняет определение того, что она уже умеет (реальной, актуальной зоны развития по Л. С. Выготскому) и, как следствие, препятствует определению зоны ближайшего развития. Беда заключается в том, что отсутствие информации об одаренности, ее сфере, особенностях проявлениях становится барьером для создания необходимых условий дальнейшего развития.
Окружающие выдвигают жесткие требования к сфере интересов, поведению и одаренных мальчиков. Если мальчик имеет неосторожность проявить чувствительность, заботливость – черты, которые традиционно свойственны женским, то он сталкивается с насмешками взрослых, отвержением сверстниками. Мечта в будущем стать стилистом, танцором или педагогом может вызвать бурную отрицательную реакцию, особенно у отцов.