Капустина Ирина Александровна
Консультация для педагогов «Формы работы ДОУ с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно так же направлено на повышение педагогической культуры родителей, т. е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений и навыков. Составная часть взаимодействия - общение педагога с родителями.
Темочки:
Содержание работы педагога с родителями включает в себя, по сути, все вопросы воспитания и обучения детей, с которыми педагог знакомит родителей дошкольников.
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное - донести до родителей главное. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями.
Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др. Групповые родительские собрания - это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, формами и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Повестка дня может быть разнообразной, с учетом пожеланий родителей. Традиционно повестка дня включает в себя чтение доклада, хотя от этого нужно уходить, лучше вести диалог с использованием методов активизации родителей. Не рекомендуется применять в работе с родителями казенных слов типа «доклад», «повестка дня» и т. п. Если педагог читает текст, не отрываясь, складывается впечатление, что он не компетентен в излагаемых вопросах. К выступлению на собраниях могут подключаться другие специалисты детского сада (логопед, психолог и т. д., а также специалисты среди родителей, которые имеют отношение к дошкольному детству (педиатр, библиотекарь и др.). Собрание готовится заранее, объявление вывешивается за 3-5 дней. Тему рекомендуется формулировать проблемно, например: «Как играть с ребенком?», в объявлении можно поместить небольшие задания для родителей, например, понаблюдать за поведением детей и т. п. Задания обусловлены темой собрания.
К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями, это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть, как и самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель педагогической беседы - обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность - активное участие воспитателя и родителя. Беседа может возникать стихийно по инициативе родителя и педагога. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. Планируя тематику бесед, нужно стремиться к охвату по возможности всех сторон воспитания. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольников.
Беседа начинается с общих вопросов, надо обязательно приводить факты, положительно характеризующие ребенка. Беседа индивидуальна и адресуется конкретным людям. Воспитателю следует подобрать рекомендации, подходящие для данной семьи, создать обстановку, располагающую «излить душу». Например, педагог хочет выяснить особенности воспитания ребенка в семье. Можно начать эту беседу с положительной характеристики ребенка, показать его успехи и достижения. Затем можно спросить у родителей как им удалось добиться положительных результатов в воспитании. Далее можно тактично остановиться на проблемах воспитания ребенка, которые, на взгляд воспитателя, еще необходимо доработать.
Тематические консультации организуются с целью ответить на вопросы, интересующие родителей. Они могут проводиться и специалистами по общим и специальным вопросам (муз. руководитель, психолог и др). Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Педагог стремиться дать квалифицированный совет, чему-то научить. Главное назначение консультации - родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет.
Существуют и «заочные» консультации. Готовиться ящик для вопросов родителей. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, посоветоваться с коллегами, изучить литературу.
Отдельную форму представляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, занятий, режимных моментов; фотографии, выставки детских работ, папки-передвижки, стенды, ширмы.
В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установления неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Так, родители привлекаются к подготовке утренников, пишут сценарии, участвуют в конкурсах. Проводятся игры с педагогическим содержанием, например «Педагогическое поле чудес», «КВН» и др, где обсуждаются противоположные точки зрения на проблему и многое другое. В ряде детских садов организуется педагогическая библиотека для родителей, книги им выдаются на дом. Можно организовать выставку совместных работ родителей и детей, например «Руки папы, ручки мамы и мом ручонки». Также организуются клубы для родителей. В заседании клубов могут участвовать не только родители и педагоги, но и дети.
Особой популярностью пользуются «Дни открытых дверей», в течение которых родители могут побывать в любой группе. В проведении «Круглых столов» реализуется принцип партнерства, диалога, родителям предлагается написать «визитку» и приколоть ее к груди. Общение происходит в непринужденной форме с обсуждением актуальных проблем воспитания детей, учетом пожеланий родителей, использованием методов их активизации.
Целесообразно проведение нетрадиционных форм общения с родителями по типу различных телепрограмм, в частности «Ток - шоу». Можно заранее спланировать противоречивые точки зрения по вопросам наказания детей, их подготовке к школе и т. д. Дать слово «экспертам», дать возможность высказаться всем желающим. Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их заставляют думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.
Таким образом, все вышеперечисленные формы общения с родителями, помогают «погрузиться» в жизнь дошкольного учреждения, продемонстрировать особенности воспитания и обучения детей в детском саду, позволяют родителям иначе взглянуть и на воспитание в домашних условиях.
Литература
1. Зверева О. Л., Кротова Т. В. «Общение педагога с родителями в ДОУ», Москва, ООО «ТЦ Сфера», 2006г.
2. Осипова Л. Е. «Родительские собрания в детском саду. Подготовительная группа», Москва, ООО «Издательство «Скрипторий» 2003», 2008 г.