Оксана Оконешникова
Консультация для педагогов «Формирование коммуникативных способностей ребенка в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из основных задач работы психолога в детском саду является формирование коммуникативных способностей ребенка. Ведь именно в дошкольном учреждении ребенок получает первый опыт общения со сверстниками. И от того как сложатся эти отношения, зависит дальнейший путь его социального и личностного развития.
Публикация «Консультация для педагогов „Формирование коммуникативных способностей ребенка в ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Уже в старшем дошкольном возрасте у детей формируются достаточно устойчивые избирательные отношения со сверстниками, появляются первые друзья. Они начинают занимать разное положение среди сверстников: одни становятся наиболее предпочитаемые для общения (так называемые «звезды», других детей можно отнести к категории «принятых», но есть и такие дети, но есть и такие дети, с которыми большинство детей не хотят общаться. И именно на таких,так называемы «отвергнутых» детей следует обратить особое внимание педагогу-психологу.
Положение ребенка в группе обычно выясняется с помощью наблюдения, беседы с педагогами и использованием социометрических методик, адаптированных для дошкольного возраста. («Подарок», «Два домика», «День рождение», «Капитан дальнего плавания» и др.). Кроме того можно использовать методику вербальных выборов. Старшие дошкольники (5-7 лет) уже осознанно могут ответить, кого из из сверстников предпочитают для общения и совместной деятельности, и того, кто не вызывает у них симпатии. Дети из этой категории чувствуют себя отчужденными и всячески пытаются защищатся. Одни начинают проявлять агрессию по отношению к другим детям, другие закрываются и стараются избегать любого общения со сверстниками. Часто и воспитатели, не понимают этой проблемы и сводят это к издержкам воспитания и личностным особенностям. Главная задача педагога -психолога – помочь таким детям преодолеть отчужденное отношение к сверстникам, объединить детский коллектив.
На первом этапе основная задача – преодоление отчужденной позиции п отношению к сверстникам, разрушение защитных барьеров. С этой целью следует проводить игры, в которых дети говорят друг другу приятные слова, называть ласковыми именами, Видеть и подчеркивать в другом только хорошее. («Добрые волшебники», «Комплименты», «Подарки», «Царевна-несмеяна»). Главная задача показать трудным детям, что все остальные к ним нормально относятся и готовы сказать и сделать для них что-либо приятное. Все игры должны быть основаны на добровольном участие, пусть даже первое время ребенок не учувствует, шутит, игнорирует. Со временем, даже из-за любопытства он станет участником игры и начнет получать истинное удовольствие от комплиментов и внимание к себе.
Следующее направление работы- научить детей правильно воспринимать сверстников-их движения, действия, слова. Ведь часто за своими барьерами они не замечают этого. Наилучшим способом будет-воспроизведение чужих слов или действий. Можно использовать такие игры как, «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем, «Глухой телефон», «Зеркало», «Волны» и др.
Другая задача - дать непопулярному и обособленному ребенку самому выразить поддержку другим, оказать помощь. Игра помогает ребенку получить удовлетворение от своего доброго поступка и больше сблизится с другими детьми. Дети сами находят выход и принимают решение в игровой ситуации. когда переводят старенькую бабушку через дорогу или доводят до нужного места «слепого» человека, Решают как им перейти мост с противоположных берегов.
На последнем этапе становится возможной организация совместной продуктивной деятельности, где нужно договариваться и согласовывать свои действия с партнером по игре. Совместную деятельность лучше организовывать в парах, где не популярный ребенок имеет возможность быть с популярным и решает одну общую задачу. Данные игровые упражнения объединяют детей. В конце дети обязательно показывают общую работу и рассказывают о ней. («Рукавичка», «Рисуем домик», «Мозаика в парах»).
Как показывает практика, проведенная в системе данная коррекционно-развивающая работа, дает хорошие результаты, способствует формированию у детей с трудностями общения чувства общности и причастности к детскому коллективу и принятию их другими детьми.
Как сказал Сократ: «В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить» Так и мы педагоги должны помочь ребенку развиваться и освещать этот мир добротой и любовью.