Татьяна Кубло
Консультация для педагогов «Физкультминутки в образовательной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с Законом "Об образовании" здоровье детей и подростков относится к приоритетным направлениям политики в сфере образования. Стратегической целью образования является создание школьной среды, способствующей физическому, социальному и психологическому оздоровлению детей и подростков, поддержанию уровня имеющегося здоровья, укреплению и формированию здоровья. Сегодня, очевидно, что каждая школа должна стать «школой здоровья», а сохранение и укрепление здоровья обучающихся, должно стать приоритетной функцией образовательного учреждения.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Физическое развитие. Работа инструкторов по физкультуре
- Физкультура. Конспекты занятий по физкультуре
- Физминутки, физкультминутки, динамические паузы
- Темочки
В настоящее время остро стоят проблемы снятия утомления школьников в процессе урока и повышения их й активности. Недостаток двигательной активности в нашей стране характерен для большинства городского населения и, особенно, для лиц, занятых умственной деятельностью. К ним относятся не только работники умственного труда, но также школьники и студенты, основной деятельностью которых является учёба.
Основная задача образовательной организации – так организовать учебный процесс, чтобы каждый ребенок, независимо от своих возможностей, мог успешно развиваться, реализовывать себя в познавательной деятельности. Правильно организованный урок дает детям возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне.
Учитель должен всегда помнить о том, что основой здоровьесберегающей деятельности является организация учебного процесса с использованием здоровьесберегающих методик обучения, адекватных возрастным возможностям и способностям школьников, просветительно-воспитательная работа, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни учащихся. Так же большую роль играют профилактика и динамические наблюдения за состоянием здоровья, физкультурно-оздоровительная работа по рациональной организации двигательной активности учащихся, включающая динамические перемены и активные паузы в режиме дня, а так же спортивно-массовая работа.
Физкультурные минутки – важная составляющая любой организованной образовательной деятельности в учреждении, независимо от возраста детей. В настоящее время существует большое множество физкультминуток. Сейчас их можно найти и в различных книгах,, и в интернете. Но выбор самой эффективной, подходящей для детей зависит от того, каким видом деятельности вы занимаетесь с детьми в данное время.
В случае небольшого утомления учащихся можно использовать упражнения, выполняемые сидя за столом. При более выраженном переутомлении, вызванном большой работой – упражнения из исходного положения стоя. Эти упражнения вовлекают в работу гораздо больше мышечных групп и обеспечат более активное перераспределение мышечного тонуса.
Физкультурные паузы более продолжительные по времени, применяются в качестве активного отдыха, вызывают большие рекреационные сдвиги. Жесткой регламентации по их проведению не существует.
Прибегать к их помощи нужно по мере накопления усталости у детей, визуально определяя, когда учащимся необходим отдых.
Между первым и вторым уроками если целесообразно применение физкультминуток, то на третьем уроке необходима полноценная физкультурная пауза.
Проведение физкультминутки в условиях класса должно быть хорошо продумано. Комплекс упражнений, обычно, включает до 5 упражнений, каждое из которых требует 4-6 повторений.
Упражнения стоя предполагают такой способ расположения детей,, чтобы им не мешала рядом стоящая мебель, и дети не мешали друг другу и могли быстро вернуться на свои места. В комплекс подвижных упражнений включают действия на сгибание и разгибание пальцев ног, рук, туловища, расслабление кистей, движения головой. Необходимы дыхательные упражнения и упражнения для профилактики нарушения осанки.
Анимационная (от лат. апіта - душа; animatus - одушевление) физминутка способна отвлечь ребёнка, переключить его внимание, снять усталость, восстановить силы и даже обучить основам здорового образа жизни. А также для младшего школьника она будет более интересна.
Отдых действительно играет огромную роль, поскольку помогает получить новый заряд энергии. В современной школе уже пришли к пониманию правильной организации не только учебной части урока, но и своевременному и правильному восстановлению сил младшего школьника. 28 Проводить анимационные физкультминутки можно так же, как и обычные, т. е. на двадцатой минуте каждого урока. Если возникает необходимость, то и на 10 минуте. Комбинировать паузы, включая упражнения для глаз, спины, рук. Анимированные физкультминутки, представляют собой комплексы из 2-4 физических упражнений, которые не требуют сложной координации движений. Здоровый и неутомленный ученик активен, расположен к общению, с удовольствием включается в работу, предложенную учителем, способен к более качественному усвоению знаний.
Так же важно правильно организовать работу класса:
- учебные занятия проводить в режиме смены динамических поз;
- наглядный материал желательно располагать по всему классу, а не только на доске; - использование на уроках физкультминуток, упражнений для снятия общего утомления, для кистей рук, для коррекции осанки, улучшения зрения и др.
Профессиональное мастерство современного учителя характеризуется уровнем его профессиональных умений и навыков в процессе составления урока. А в этот урок гармонично вписываются анимационные физкультминутки. При этом мастерство учителя в этом направлении складывается из следующих умений:
- составлять интересные
физкультминутки, соответствующие возрасту учеников;
- привлекать внимание к изображёнию;
- учитывать возрастные, психологические, и другие особенности учеников;
- грамотно использовать свой опыт и новейшие достижения педагогики, психологии и других наук;
- разнообразить физкультминутки, избегая шаблонности при их создании. Физкультминутки делятся на группы, каждая группа содержит определенные упражнения, направленные на снятие усталости. У
Вот несколько примеров физкультминуток для использования на уроках
1. Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни.
И вновь глазами по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь веди горизонтально,
И в центре ты остановись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Глаза открываем мы, наконец.
Зарядка окончилась. Ты молодец!
2. Учитель предлагает обучающимся встать из-за парт и выполнить упражнения.
Раз - подняли руки вверх.
Два - их опустили.
И ещё раз повторили.
Три - на лево наклонились.
А затем - направо.
На четыре мы присели,
Встали, поклонились,
На места тихонько сели.
3. Смена деятельности, обеспечение эмоциональной разгрузки обучающихся.
Мы работали отлично,
Отдохнуть не прочь сейчас,
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс.
Выше руки, выше пятки,
Улыбнитесь веселей!
Мы попрыгаем, как зайки,
Сразу станем всех бодрей!
Потянулись и вдохнули.
Отдохнули? Отдохнули!
Итак, Варианты выполнения комплексов физкультминуток различны : сидя за партой или стоя около нее. Темп выполнения упражнений медленный и средний. Комплексы физкультурных минуток подбираются в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а, следовательно, их результативность.
Таким образом необходимость внедрения физкультминуток в учебный процесс младших школьников вполне обоснована. Физкультминутки (физкультурные минутки) – необходимая составляющая любой непосредственной образовательной деятельности в образовательном учреждении, независимо от возраста детей.