Ольга Воробьева
Консультация для педагогов ДОУ «Организация работы по правовому воспитанию дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов ДОУ
«Организация работы
по правовому воспитанию дошкольников"
Детство- это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и нравственность.
Дошкольное детство – наиболее благоприятный период для становления личности.
Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „Организация работы по правовому воспитанию дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Права ребенка. Консультации для родителей
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
Актуальность правового воспитания в наши дни однозначна: общество нуждается в социально зрелых, свободных личностях, обладающих правовыми знаниями.
Воспитать такие личности возможно лишь в условиях соблюдения правовых норм, исключающих нарушение прав и достоинств детей.
Чувство доверия у ребёнка появляется очень рано, в том возрасте, о котором человек еще ничего не помнит. Но именно в раннем и дошкольном возрасте у ребенка возникает доверие к себе, людям, миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности. Поэтому возникает необходимость с дошкольного возраста проводить работу по правовому воспитанию.
Правовое воспитание дошкольников заключается в формировании основ правового сознания. В детях нужно воспитывать уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Полнота самоощущения и толерантность – вот основа правового воспитания дошкольников.
Основные направления деятельности педагога по правовому воспитанию детей в детском саду:
- работа с родителями по правовому воспитанию детей
- работа с детьми по правовому воспитанию
Работа с родителями по правовому воспитанию дошкольников.
Первая необходимая составляющая, обеспечивающая правовую культуру ребёнка – это правовая культура взрослых и их соответствующее поведение. Работу по привитию основ правового сознания необходимо проводить совместно с родителями воспитанников. Современные психолого-педагогические исследования показывают, что родители испытывают серьёзные трудности в обучении и воспитании детей. Их беспокоят непослушание, конфликтность, неуравновешенность, агрессивность, вызывают отчаяние слабое развитие, не любознательность, пассивность, плохие успехи на занятиях в детском саду, но родители не знают, как вести себя в трудных ситуациях. Установлено, что родители при воспитании своих детей используют телесные наказания, угрожают, запугивают и проявляют чрезмерную строгость. При этом большинство родителей не придают значения переживаниям детей, не стремятся установить их причину, считая их беспредметными и немотивированными. Подобная ситуация очень опасна как для здоровья ребёнка, так и для развития его личности. Жестокое обращение с детьми влияет на их дальнейшую жизнь, меняется психика: они иначе воспринимают окружающую действительность, иначе думают, ведут себя. Правовая и педагогическая культура большинства родителей находиться на низком уровне. Даже в обычной, нормальной российской семье, в которой социальная ситуация жизни не является критической, нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства – вполне распространенное явление.
От квалификации педагога и его культуры зависит соблюдение прав детей в дошкольном учреждении, защита от жестокого обращения в семье. Успешность работы по этой проблеме во многом зависит от подготовленности и компетентности педагога. Поэтому необходимо ведение правового просвещения родителей, выявление групп семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребенка, содействовать защите прав и достоинства детей.
Организовывать работу по повышению родительской компетентности в вопросах воспитания и защиты прав ребенка следует через коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные формы сотрудничества с семьей.
Эффективными формами работы с родителями являются:
просветительские:
• информация о международных и российских документах о правах ребенка; информационные стенды «Права ребенка», «Права и обязанности родителей»;
• памятки для родителей «Нужно ли наказывать ребенка»; «Будем взаимно вежливы»; «Если ребенок провинился…»; «Кнут или пряник?» и др.
традиционные:
• родительские собрания «Знаем ли мы права ребёнка», «Защита прав и достоинства ребёнка»;
• консультации «Права и обязанности родителей», «Как воспитать ребёнка без физических наказаний», «Понимаем ли мы своих детей»;
• совместные праздники, досуги, конкурсы.
интерактивные:
• дискуссии;
• анкетирования, тестирования «Я и мой ребенок», «Какой Вы родитель»; •«круглые столы» : «Я и мой ребёнок», «Обсуждаем права детей», «Соблюдение прав ребёнка в семье»;
• тренинги;
• деловые игры;
• индивидуальные и групповые беседы;
• посещения на дому;
• почтовый ящик «Правовая почта».
Работа с детьми по правовому воспитанию.
В младшем дошкольном возрасте (I этап) у детей закладываются нормы поведения в коллективе, умения устанавливать доброжелательные отношения со сверстниками и взрослыми людьми через различные формы организации : игровые ситуации в ходе режимных моментов, игры.
В среднем дошкольном возрасте (II этап) продолжается работа по развитию коммуникативных способностей детей; формированию нравственных норм поведения. И педагог подводит детей к умению оценивать на примере героев сказок те или иные поступки, как положительные, так и отрицательные, а также оценивать свои поступки.
В старшем дошкольном возрасте (III этап) формируется нравственно – правовая культура на основе знаний основных прав, дети знакомятся с понятием «право». Нормативно-целевым ориентиром в образовательной работе с детьми по формированию основ правовой культуры стала картина психологического склада ребёнка на пороге школы. К пяти годам складывается детское общество, основывающееся на совместной игре и продуктивной деятельности. Ребёнок уже может регулировать свое поведение, исходя из бытовых и игровых правил и норм. К 6 – 7 годам дошкольник вполне управляет своим поведением, умеет произвольно подчинять себя поставленной цели (концентрировать внимание, прилагать волевое усилие, владеет образными и речевыми средствами упорядочения опыта, обладает довольно сложным внутренним миром, этическими образцами, определяющими его действия и отношения. То есть к концу дошкольного детства ребёнок становится активным, осознающим себя субъектом собственной деятельности и отношений с взрослыми и сверстниками
Формы и методы правового воспитания детей.
Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам, важно не только давать знания, но и создавать условия их практического применения. То есть эту работу нельзя сводить к простому заучиванию статей документа и отдельных прав человека. Поэтому необходимо организовывать образовательную деятельность с дошкольниками по правовому воспитанию в течение всего пребывания детей в дошкольной организации : в ходе режимных моментов, в различных видах детской деятельности и формах общения. Основной принцип в работе – дать детям возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках. Педагог на свое усмотрение, в соответствии с целями и задачами, комплексно-тематическим планированием и неожиданно возникшей проблемной ситуацией, может планировать и подбирать различные формы и темы в работе с детьми старшего дошкольного возраста по правовому воспитанию используя, подходящую по его мнению и творческому замыслу, методическую литературу. Форма совместной деятельности – подвижная и меняется в зависимости от поставленных задач. Занятия включают нравственные задачи, так как любая образовательная ситуация должна нести в себе момент воспитания.
Формы работы с детьми :
• Организованная деятельность;
• Игры (ролевые, театрализованные и дидактические и др.);
• Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков.
• Беседы;
• Проблемные ситуации.
• Продуктивная деятельность: создание альбомов, символов, изготовление плакатов, эмблем.
Методы работы с детьми :
• Использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, CD – диски, презентации, беседа о прочитанном и просмотренном.
• Решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком, если бы я поймал золотую рыбку, если бы я вдруг превратился в …
• Дидактические игры: «Я имею право», «Чьи права нарушены?», «Назови права героев», «Выбери право».
• Наблюдение. Например, предлагаем детям понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Этот приём способствует развитию эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу.
• Метод драматизации упражняет детей в умении «вчувствоваться» в другого, войти в его положение. Каждому ребёнку присуще «театральный инстинкт» - стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных.
• Метод презентации детьми различных рисунков, иллюстраций, сказок, рассказов. С помощью этого дети сами учатся понимать окружающий мир. Герои из сказок учат детей правильно мыслить и действовать по законам современного общества. Такого рода обучение стимулирует детей поступать как можно лучше.
Примерные темы НОД и бесед на правовую тематику.
Младшая группа.
1. Тема: «Ты и твое имя» Цель. Познакомить детей с правом на имя. Научить применять это право в жизни. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим.
2. Тема: «Моя семья» Цель. Формировать представления о семье. Знать имена своих родителей. Воспитывать уважение к членам семьи.
3. Тема: «Наш дом – детский сад» Цель. Поддерживать интерес к жизни в детском саду. Воспитывать чувство хозяина, уважения к сотрудникам детского сада и доброжелательное отношение к сверстникам.
Средняя группа
1. Тема: «Дружная семья» Цель. Закреплять представления о семье. Развивать осознанное отношение к проявлению любви, уважения и сочувствия к близким людям.
2. Тема: «Дом, в котором ты живешь» Цель. Формировать представления о Родине на основе ознакомления с ближайшим окружением (двор, дом, улица города). Воспитывать добрые чувства. Интерес к месту, где живешь.
3. Тема: «Как поступить правильно» Цель. Формировать представление о положительных и отрицательных поступках поведения. Правильно оценивать себя и других. Видеть хорошее и плохое в персонажах знакомых произведений.
Старшая группа
1. Тема: «О правах играя» Программная задача. Дать детям общее представление об их правах. Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления. Учить рассуждать, делать выводы. Воспитывать чувства самоуважения и уважения к другим людям.
2. Тема: «Право жить и воспитываться в семье». Программная задача. Вызвать у детей интерес к занятиям данного цикла (правовое воспитание). Познакомить с правом ребенка жить и воспитываться в семье. Формировать у детей человеческие взаимоотношения на основе любви и заботы близких ему людей.
3. Тема: «Право на жизнь и здоровье». Программная задача. Познакомить детей с правом на сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка. Формировать у детей представления об условиях обеспечивающих безопасность их жизни.
4. Тема: «Право на жилище и личную неприкосновенность». Программная задача. Познакомить детей с правом на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную жизнь. Формировать способности к социальной безопасности. Учить детей рассуждать и делать выводы.
5. Тема: «Мы в стране сказок». Программная задача. Воспитывать понимания детьми нравственных качеств и поступков героев сказок, определить отношение к ним закрепить знания детей о декларации прав ребенка.
Подготовительная группа.
Тема: «Право на труд и свободный выбор работы». Программная задача. Каждый человек имеет право на труд и свободный выбор работы. Формировать представление, что жизненный уровень зависит от качества труда. Воспитывать уважение к труду взрослых и желания выбрать свою профессию.
Тема: «Право на отдых и досуг». Программная задача. Познакомить детей с правом на отдых. Формировать представление о том, что люди не только работают, но и отдыхают. Дать понятие, что отдыхом может быть и смена деятельности. Учит ценить свободное время и заполнять его интересными занятиями.
Тема: «Право на образование». Программная задача. Познакомить детей с правом на образование. Формировать готовность детей к новому социальному положению ученика, который имеет свои права и обязанности. Воспитывать уважение к правам человека.
Тема: «Право-искусство добра и справедливости». Программная задача. В интересной и занимательной форме закреплять знания о правах человека, отраженных во всемирной декларации прав человека. Развивать способность анализировать поступки сказочных героев. Адаптировать детей к существующим в обществе правилам и нормам жизни