Татьяна Леванова
Методические рекомендации для педагогов ДОУ по составлению конспектов непосредственно образовательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Цель консультации : повышение педагогической компетентности педагогов в вопросах оформления педагогической документации.
Задачи: вспомнить правила и требования к оформлению педагогической документации; закрепить полученные знания.
Актуальность: С введением ФГОС меняется подход к организации и проведению непосредственно образовательной деятельности с детьми.
Темочки:
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Происходит отказ от традиционных занятий, построенных в логике учебной модели. Занятие понимается как увлекательное дело с детьми, в процессе которого педагог решает программные задачи. Переосмысливается роль педагога, который становится в большей степени «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником информации.
Позиция педагога дошкольного образования по отношению к детям изменяется и приобретает характер сотрудничества, когда ребенок выступает в ситуации совместной с педагогом деятельности и общения равноправным партнером.
Многие педагоги не обращают внимания на оформление конспектов. В конспекте пишут тему, цель, задачи. И часто задачи проходят через цель.
Давайте вспомним, как это делается.
Как правильно оформить конспект занятия?
Оформление конспекта НОД начинаем с титульного листа.
1. Титульный лист конспекта содержит :
• Полное наименование организации по уставу (вверху, посередине);
• Название мероприятия: конспект или сценарий педагогического мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему:…; или конспект или сценарий непосредственно образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста на тему:(по центру, по середине);
Тема
Проектируя занятия, педагог должен четко представлять его конечный продукт (рисунок, аппликация, поделка из пластилина или другого пластического материала и т. д.). Поэтому в теме НОД должен найти свое отражение этот продукт.
Например;
Не правильно Правильно
«В гости к бабушке» «Лепка. Пирожки»
«Путешествие в стану Математики» «Счет в пределах 10»
«Зима пришла» «Составление рассказа по картине
«Зимние забавы»
Образовательная область
Принадлежность к образовательной области определяется ведущей деятельностью на занятии. Если на занятии доминирует изобразительная деятельность, то указывается «художественно-эстетическое развитие». Математика, ознакомление с окружающим – «познавательное развитие». Развитие речи – «речевое развитие».
Соответственно цель занятия соответствует целям приоритетной образовательной области
Цель и задачи.
Цель - это конечный результат, то к чему мы стремимся. Цель осуществляется через задачи, которые по отношению к цели являются средствами, т. е. как мы будем выполнять эту цель. Рекомендуется цель определять существительным от глагола: создание условий, формирование, воспитание, укрепление и т. д.
Важно помнить о:
• направленность цели на ожидаемый и диагностируемый результат НОД;
• соответствие цели НОД психофизическим возможностям, способностям, потребностям воспитанников данного возраста;
• реальность выполнения поставленной цели в течение НОД;
• представление задач НОД как системы действий педагога по достижению цели;
Цели и задачи должны быть взаимосвязаны.
Задача – то, что требует исполнения, решения.
Задачи по отношению к цели определяются по 5 образовательным областям. Задачи бывают:
- Обучающие задачи (пишется, чему детей будем учить на данном занятии). В задачах не писать глагол «учить»! Грамотнее писать:
«способствовать», «формировать умение», «создавать условия», «развивать» и т. д.
- Развивающие задачи (пишется, что будем закреплять, уточнять, не забывая о развитии психических функций и различных свойств).
- Воспитывающие задачи (какие умственные, эстетические, морально- волевые качества будут формироваться на данном занятии).
Через формулировку задач должно быть видно, как решается цель.
Задачи должны быть четкими и конкретными.
Предварительная работа
Когда задачи будут сформулированы, необходимо указать, какая велась предварительная работа с детьми, весь объем фронтальной и индивидуальной работы с детьми (беседы с детьми, наблюдение, чтение художественной литературы, куда ходили на экскурсию, что выучили и т. д.).
Материалы и оборудование:
Перечисляется, какое оборудование будет использовано на данном НОД ( например: магнитофон, фланелеграф, мольберт, настенная доска, и т. д.).указывается демонстрационный и раздаточный материал, реквизит.
1. Ход занятия
Ход занятия можно оформить в двух вариантах (сценарий или технологическая карта). Но, не зависимо от формы написания хода занятия, структура остается неизменной.
а. Вводная часть (мотивация к деятельности) – 8-10% от общего времени занятия
Предполагает организацию детей, переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты). Педагог должен мотивировать детей на включение в познавательную (или игровую) деятельность при помощи проблемной или игровой ситуации. В конспекте прописывается эта ситуация.
Виды мотивации:
-игровая мотивация (да т лучшие результаты, т. к. детям это нравится: на каждом возрастном этапе игровая мотивация должна меняться и связываться с этапами игровой деятельности);
-внешняя мотивация (если реб нок не хочет учиться, научить его нельзя; внешне деятельность детей во время НОД может быть похожей, но внутренне, психологически, она весьма разная);
-внутренняя мотивация, которая вызвана познавательным интересом реб нка (результаты НОД значительно выше, если она побуждается внутренними мотивами);
-мотивация общения, личной заинтересованности, проблемно-бытовая, сказочная;
-мотивация достижения успеха: 5-7 лет, познавательная информационная (после 6 лет, семантическая (обозначающая) и соревновательная (6-7 лет). Так в дошкольном возрасте непосредственная мотивация обусловливается, прежде всего, потребностью в новых впечатлениях, которая является базовой потребность ребенка, возникающая в младенческом возрасте и являющаяся движущей силой его развития. На следующих этапах развития эта потребность преобразуется в познавательную потребность различных уровней
б. Основная часть – 80%
В основной части педагог :
1. Применяет педагогические методы, которые направлены на обогащение творческого воображения, мышления, памяти и речи. Педагог активизирует мышление детей при помощи поисковых и проблемных вопросов.
Поисковые вопросы: где? куда? откуда? как? когда? какой? Поисковые вопросы развивают наблюдательность и внимание.
Проблемные вопросы: почему? зачем? что было бы, если бы? Эти вопросы требуют определенной мотивации ответов, осмысления причинно-следственных связей, установления смысловых ассоциаций и непосредственно связаны с развитием логического мышления.
Вопросы должны способствовать образованию суждений. Педагог помогает выдвигать предположения, гипотезы, обосновывать их и делать выводы. Благодаря применению этих вопросов повысится речевая активность детей.
2. Использует дидактические игры.
Например, творческая игра по ТРИЗ-технологии «Хорошо-плохо». Ехать в автобусе хорошо, потому что быстро, тепло и т. д. Ехать в автобусе плохо, потому что очень тесно и т. д.
Или дидактическая игра «Собери автобус» (из пазлов, нарисованных частей автобуса).
Можно предложить упражнение на развитие внимания и наблюдательности
— парные картинки с нарисованными автобусами, содержащими различия.
Желательно использовать предметные действия с моделями и схемами, а также приемы сравнения и обобщения. Возможны коллективные и индивидуальные формы работы (в парах, группах).
3. Вовлекает детей в различные виды деятельности. В процессе деятельности дети овладевают новыми знаниями и способами действия.
Например, педагог спрашивает : «Можно ли из мебели (или строительных кубиков) в группе собрать автобус?», «А из чего еще можно сделать автобус?». Дети предлагают свои варианты, конструируют автобус и на нем «едут» к Буратино.
Заключительная часть (рефлексия) – 10-12%
Итог. Итог подвести просто. Для этого используются вопросы к детям, типа:
«Кто к нам сегодня приходил?», «Куда мы отправлялись в путешествие?»
«Чем мы сегодня занимались, во что играли, кому и как помогли?» т. е. вопросы по содержанию занятия.
После подведения итогов, начиная со средней группы, проводится рефлексия.
6. Рефлексия.
Рефлексия – это оценка себя, с объяснением причин удач и неудач. С детьми это необходимо проводить, чтобы они учились адекватно оценивать себя и свою работу, понимали, что деятельность оценивается от цели к результату и принимали для себя критерии успешной учебной деятельности, которая у них только формируется. Для этого нужно либо их выполнять, либо нет! Хочешь положительную оценку выполняешь!