Александра Червякова
Консультация для педагогов «Как правильно разучить песню с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
«Как правильно разучить песню с детьми»
Цель: познакомить педагогов с методикой поэтапного разучивания песни, уметь подбирать не только целесообразные методические приемы, но и интересные детям.
Этапы: 1. Разучивание песни;
2. Закрепление текста;
3. Работа над качеством исполнения;
4. Закрепление песни;
5. Концертное исполнение;
Первый этап – разучивание песни.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Песни. Все материалы на тему песен
- Поем, учимся петь. Консультации для родителей
- Темочки
1) Дети двигаются в свободном направлении, подражая движениям, например, зайчика. По сигналу все собираются в круг и закрывают глаза. Педагог поет один куплет новой песни a capella, дети слушают. Игра повторяется, дети подражают движениям медведя, лисы, волка. В последний раз они встают в круг и поют песню.
2) Запоминание песни во время релаксации. Дети ложатся на спину на ковер, закрывают глаза и слушают песню в течение нескольких занятий. Непременное условие – песня должна быть спокойной по характеру. Можно использовать фонограмму (если есть).
3) Если песня исполняется с движениями, педагог поет песню, показывая их. Дети повторяют движения и подпевают.
4) Дети встают в круг. Педагог поет новую песню. Один ребенок ходит внутри круга с «волшебной палочкой» и поет вместе с педагогом. На конец запева передает палочку другому ребенку и встает на его место. Пение продолжает другой ребенок. Игра повторяется.
Второй этап – закрепление текста.
Для лучшего запоминания текста возможно использование следующих приемов:
1) Проговаривание текста в ритме песни негромко или шепотом;
2) Беззвучная активная артикуляция при мысленном пении с опорой на внешнее звучание;
3) Пение «эхом», когда фразу сначала поет педагог, а затем повторяют дети;
4) Игра «Я и вы», основанная на перемежающемся пении, когда несколько тактов поет педагог, а после сигнала (громкого аккорда, жеста рукой, хлопка и т. п.) песню подхватывают дети;
Третий этап – работа над качеством исполнения
Приемы работы над ансамблем:
1) Пение на звук «у» для выравнивания унисона;
2) Пение a capella – оно побуждает исполнителей внимательнее относится к собственной интонации, что способствует установлению чистого хорового строя;
3) Пропевание наиболее сложных фрагментов со словами или вокализацией для уточнения интонации;
4) Моделирование высоты звука рукой, схемой, рисунком в интонационно сложном фрагменте;
5) Метод мысленного пения, активизирующий слуховое внимание, направленное на восприятие и запоминание звукового эталона для подражания;
6) Прием «Уши – назад» на улучшение певческого интонирования. В процессе пения педагог командует : «Уши – назад!» По этой команде дети прикладывают к ушам спереди ладони с плотно сжатыми пальцами. В результате этого они начинают лучше слышать пение товарищей, стоящих сзади.
7) Игра «Хлопки», которая позволяет проверить точность интонирования каждого ребенка. Дети поют начало песни все вместе, по хлопку педагога продолжают пение мысленно. После следующего хлопка педагог показывает на ребенка, который должен продолжить пение.
8) Использование детских музыкальных инструментов для активизации слухового внимания и достижения ритмического ансамбля;
9) Прохлопывание с пением или ритмичным проговариванием текста наиболее сложных в ритмическом отношении фраз;
10)Игра «Узнай по ритму», когда педагог простукивает ритм одной из знакомых детям песен, а они ее называют;
11)Пение с ритмическим аккомпанементом с целью создания единого темпового ансамбля;
12)Вокализация песен на слог «лю» для выравнивания тембрового звучания;
13)Задержка на одном звуке по дирижерскому показу, выполняемому педагогом, для достижения тембрового и интонационного единства;
Четвертый этап – закрепление песни.
Для поддержания интереса помогают следующие игры и задания:
1) Для того, чтобы проверить качество исполнения песни, можно использовать прием пения по подгруппам, по рядам, по уголкам, по показу педагога;
2) Игра «Спрячем мелодию» для старших дошкольников основана на приемах пения про себя и вслух. Когда педагог показывает раскрытую ладонь, дети поют вслух, когда сжимает пальцы в кулак, поют про себя;
3) Игра «Чей ряд лучше знает слова песни?». Дети сидят в три ряда. У воспитателя в руках карточки с цифрами 1, 2, 3. Он показывает определенную цифру, дети соответствующего ряда встают и поют один куплет. Припевы можно петь всем вместе. После исполнения песни педагог оценивает знание текста каждым рядом (только с положительных позиций).
4) Дирижирование детским хором. В роли дирижера может выступать как взрослый, так и ребенок;
5) Игра «Поиграем с песенкой» для пения по цепочке. Дети по очереди передают друг другу какую-нибудь игрушку на каждую музыкальныую фразу. Солирует ребенок, у которого находится игрушка;
6) Игра «Волшебная палочка». У педагога в руках – «волшебная палочка». Кого она коснется, тот будет петь один. Если педагог взмахивает палочкой, то поют все дети;
7) Пение с жестовым сопровождением;
8) Игра «Выступление по телевизору». Ребенок – солист поет в «телевизоре», вырезанном из фанеры или плотного картона;
9) Игра «Фабрика звезд». Дети по очереди поют знакомые песни с микрофоном в сопровождении фортепиано или караоке;
10) Инсценирование песен;
11) Пение от лица разных персонажей для лучшего понимания художественного образа;
12) Метод сравнительного анализа, когда по очереди поют несколько солистов, а все дети выбирают наиболее удачный вариант исполнения;
13) Соревнование «Мальчики и девочки». Кто споет песню звонче, четче, выразительнее, ласковее и т. д. ;
14) Исполнение песни для какого-нибудь персонажа, который одобряет или не одобряет пение детей. Для малышей это может быть зайчик, который поднимает ушки, если ему понравилось пение детей, или опускает их, если что-то ему не понравилось. Или дети поют для тучки, которая или улыбается, или сердится, в зависимости от их исполнения;
Пятый этап – концертное исполнение. Концертное выступление – наиболее значимый для детей момент. Каждая песня требует своего сценического воплощения.
При концертном исполнении предполагается определенное сценическое оформление: костюмы, аксессуары, иногда декорации.
Нереально добиваться точного выполнения учебных заданий от каждого ребенка. Даже если кто-то не справляется, это не повод, чтобы ребенка ругать и тем более наказывать. Главным методом воздействия должна быть похвала. Если что-то не устраивает в пении детей, лучше предложить им повторить песню еще раз или применить другой методический прием.