Надежда Кравченко
Консультация для педагогов «Народное искусство Башкортостана как средство патриотического воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Народное искусство Башкортостана,
как средство патриотического воспитания»
Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо
сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием
человека и Отечества, их красоты и величия.
В. А. Сухомлинский.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Изучение культуры Башкортостана актуальна, так как она отвечает требованиям времени - идеям возрождения культур всей нации и народностей Республики.
Публикация «Консультация для педагогов „Народное искусство Башкортостана как средство патриотического воспитания“» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, образно говоря, с молоком матери ребёнка должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта башкирского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народно-прикладное искусство должны найти большое отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран внедряются в жизнь, быт и мировоззрение детей.
Известно, что в жизни любого народа обусловлены духовным обогащением людей, передающимся из поколения в поколение путем сохранения и развития народной культуры.
Рассматривая проблемы нравственного воспитания с учетом современных условий рекомендуется начинать воспитание с национального (язык, песни, обычаи, традиции). Национальное воспитание придает личности самобытность, индивидуальность, наделяет ее своим менталитетом, духовностью.
Патриотизм имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Он выступает как составной элемент его мировоззрения и отношения к родной стране, другим нациям и народам. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности.
Народное искусство – это созданные народом на основе коллективного опыта, национальных традиций фольклор (предания, сказки, эпос, музыки (песни, пьесы, танцы, театр (драма, театр кукол, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
Источниками народного творчества являются родная природа, окружающий быт, а его произведения становятся частью окружающей жизни, повседневного быта. Традиционность в народном искусстве имеет глубокие корни, уходящие в глубину веков. Веками отбирались и обрабатывались характерные черты того или иного вида росписи, вышивки, её колорит, композиционный строй, элементы. Культурное наследие любого этноса (его песни и сказания, обряды и обычаи, одежда и украшения, предметы народно-прикладного, позже и профессионального искусства и другие) уникальна и неповторима. В мире с древнейших времен существовало и существует бесчисленное разнообразие культур, каждая из которых внесла и вносит свой неповторимый вклад в развитие новой культуры. В то же время огромное количество культур ушло в прошлое, потеряно, забыто.
Народ веками стремился в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любовь к природе, свое понимание красоты. Изделия декоративно - прикладного искусства, которые видят дети, раскрывают перед ними богатство культуры народа, помогают им усвоить обычаи. До начала XX века изобразительной искусство Башкортостана существовало в форме народного творчества. Первые художественные выставки организовывались в 1910 годы в Уфе.
В конце 19 в. в традициях художественной культуре башкир происходят заметные изменения, продиктованные переходом к оседлой жизни, перестройкой хозяйственно-экономического уклада этноса под воздействием нарождающихся капиталистических отношений. В новых экономических условиях не все изделия домашних ремёсел выдерживают конкуренцию с фабричными.
С конца 50х гг. в жизни села возобновляются национальные праздники сабантуй, каргатуй и др., что способствует возрождению в деревенской среде некоторых ремёсел : войлоковаляния, пуховязания, и т. д. Народное декоративно-прикладное искусство у башкир формировалось на протяжении многовековой истории в традициях кочевой культуры тюркских народов, в условиях которой вырабатывался привычный и необходимый круг бытовых предметов: утварь, одежда, обувь, убранство коня и снаряжение всадника, предметы религиозно-культового назначения и т. п. Особенности натурального хозяйства, кочевого скотоводства и земледелия определили характер традиций занятий и виды декоративно-прикладное искусство башкир (аппликация, вышивка, вязание, ковроделие, плетение, сукноделие, ткачество, а также приёмы художественной обработки природных материалов, напр., дерева, металла, и особенно продуктов кочевого хозяйства: шерсти, кожи, конского волоса и др., из которых изготовляли различные изделия. Эти предметы нередко являются уникальными образцами того или иного вида декоративно-прикладное искусство даже не имея орнаментального оформления, вещи были выразительны своими формами, фактурой поверхностей, выявляющей природную красоту материала. На них было принято ставить семейно-родовой знак (тамга) – один из самых древних и содержательных источников зарождения и развития башкирского орнамента.
Начала 20 века. Сборную конструкцию юрты, домашнюю утварь, посуду, мебель мастерили из дерева, бересты. Образцами ювелирно тонкой работы являются выполнявшиеся из единого куска дерева цепи (длина до 1,5 м, завершающиеся тотемным знаком башкир в виде кольца с вырезанной в нём фигуркой животного.
Башкиры, опытные мастера по выделке кожи, из неё шили обувь с войлочным или суконным голенищем, изготавливали сосуды для айрана, молока и кумыса (туры). Башкирскими орнаментами декорировали убранства коня, вышивки, оружие и одежды. Мастера декоративно-прикладного искусства занимались резьбой и росписями по дереву, ювелирным делом, вышивкой, ковроделием, украшали одежду изделиями из кораллов, монет. Художественным достоинством отличались предметы воинского и охотничьего снаряжения: кожаные с тиснёным узором изделия дополнялись украшениями – металлическими накладками с серебрением, реже золочением; чеканными, чернёными узорами с доминирующим в них мотивом трилистника. Изделиями из серебра богато оформляли женские костюмы. Одежда и предметы домашнего убранства ткались на ручном станке. Широкое распространение получило узорное ткачество, где выделялись две группы предметов: выполненные в закладной и выборной техниках из шерстяных ниток тонкого прядения (шаршау, скатерти) и предметы безворсового ковроткачества (паласы, половики, коврики для табуретов, скамеек, сундуков).
Разнообразие источников определяет и виды художественного текстиля: батик, вышивка, гобелен, лоскутное шитье, макраме, текстильная миниатюра и текстильная пластика.
В нашем саду приобщение детей к культуре башкирского народа строится на основе бесед, занятий, игровой деятельности, во время которых дети знакомятся с устным народным творчеством (фольклором, играми, традициями и обычаями башкир.
В пословицах восхваляется трудолюбие, храбрость, честность, уважение к старшим и другие положительные свойства человеческого характера, поговорки формирует речь, делает ее выразительнее, а смысл которых они смогут понять и усвоить. Загадки - это своеобразные тексты на сообразительность. Башкирские сказки знакомят детей с историческим прошлым башкирского народа, особенностями его быта, обычаев, с красотой родной природы, разнообразием животного мира.
«Сказка о курае», «Лиса и волк», «Лиса-сирота», обращаем внимание на то, что они воспевают победу добра над злом, мир и дружбу. Рассказываем о жизни и творчестве детских писателей и поэтов. Читаем стихи башкирских поэтов, народный писатель Мустаю Кариму. Рассматривая произведения декоративно - прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их, у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное. А. Лутфуллин искусство 50-60 годов картина «Праздник в ауле». К. С. Девлеткильдеева в 1928 году картина «Девушка-башкирка в голубом».
В наше время межрегиональный фестиваль национальной хореографии им. Файзи Гаскарова стал лучшим для хореографических коллективов Башкортостана, который проводится в целях пропаганды достижений хореографического любительского искусства Башкортостана, усиления интереса творческой молодежи к народной хореографии.
В Башкирском государственном театре оперы и балета осуществляют постановки балетных спектаклей с классическими и национальными танцами (балеты Журавлиная песнь, Аркаим). Башкирский академический театр драмы им. Мажита Гафури. “ЛЯЙСАН" (“Лйсн", ансамбль народного танца при Учалинском горнообогатительном комбинате.
Народное искусство Башкортостана, имеет огромное познавательное и воспитательное значение. Он представляет собой большую художественную ценность, как средство патриотического воспитание.