Оксана Еретина
Консультация для родителей «Как научить ребенка пересказывать текст»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация дл родителей :Как научить ребенка пересказывать текст
Часто вопросом, как научить ребенка пересказывать текст, родители задаются перед поступлением в школу, ведь большая часть школьного обучения построена на пересказывании услышанного или прочитанного. Однако большинство педагогов сходится во мнении, что наиболее подходящее время для обучения пересказу, это возраст от 3 до 6 лет.
Публикация «Консультация для родителей „Как научить ребенка пересказывать текст“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Пересказ, учим пересказу. Консультации
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Темочки
Организуя специальные игры в дошкольном возрасте, вы закладываете хороший фундамент для навыка пересказа, не говоря уже о влиянии подобных занятий на развитие внимания, мышления, воображения и связной речи.
Для того чтобы пересказать, то есть воспроизвести прочитанный или услышанный текст, ребенок должен уметь :
внимательно прослушать текст;
понять его смысл;
запомнить последовательность событий в сюжете произведения;
запомнить авторские или народные обороты речи;
осмысленно рассказать услышанный текст, соблюдая порядок действий и эмоциональную окраску событий.
Чтобы ребенок успешно освоил каждый из этих этапов, необходимо намеренно включать каждый из них в игровую деятельность ребенка и ваше с ним общение.
Произведения для пересказа
Ребенку сложно будет пересказывать длинные тексты со сложными деепричастными оборотами, поэтому тексты лучше выбирать короткие с динамичным сюжетом и понятной последовательностью событий. Герои должны быть знакомы ребенку, а их мотивы и поступки понятными. Будет хорошо, если произведение имеет воспитательный характер, несет некий моральный опыт малышу.
До 6 лет нежелательно использовать описательные произведения. Также не подходят стихи в качестве основы для пересказа. Стихотворения лучше заучивать наизусть.
Подходящими под эти требования будут народные сказки, рассказы Сутеева, Чарушина, Толстого, Ушинского и др.
Виды пересказов
По своему виду пересказ может быть :
Близко передающий смысл текста. Включает обороты речи, характерные для произведения.
Сжатый или краткий пересказ, когда ребенку необходимо вычленить главные события и коротко о них рассказать, опуская другие подробности.
С творческим дополнением — когда ребенку предлагается придумать отличные от изначального начало, конец произведения или вариант развития событий в поворотной точке сюжета.
С частичной перестановкой текста.
Первый вариант является основным в дошкольном возрасте, но при этом не стоит на нем останавливаться, ведь всевозможные творческие дополнения к хорошо знакомым произведениям помогают вернуть к ним интерес и способствуют развитию воображения и творчества у ребенка.
С 5-6 лет необходимо тренироваться в кратком пересказе, так как умение выделять главное является важным навыком в школьном возрасте.
На что стоит обращать внимание, когда ребенок пересказывает текст?
Самое главное требование – это осмысленность. Важно, чтобы ребенок понимал, о чем он говорит, а не повторял знакомый рассказ как заученную скороговорку. К другим требованиям относятся:
последовательность изложения;
отсутствие значительных пропусков, которые искажают сюжет;
использование характерных речевых оборотов;
плавность речи;
соответствие эмоционального сопровождения сюжету произведения.
Конечно же, это некий идеал, к которому следует стремиться. Поэтому когда вы услышите первый сбивчивый и не очень разборчивый пересказ вашего крохи, не отчаивайтесь – это нормально. Регулярные тренировки и интересные рассказы сделают свое дело, и речь малыша станет связной и насыщенной.
Первое, с чем сталкиваются родители, когда хотят научить ребенка пересказывать текст – это бедность детского активного словаря, в котором присутствуют в основном существительные и глаголы. Для того чтобы исправить такое положение вещей, необходимо самим обогатить свою бытовую речь прилагательными, причастными и деепричастными оборотами, сравнениями и фразеологизмами. Кроме того, в статье «Игры со словами» описано много игр, которые помогут насытить речь ребенка новыми словами.
На первых порах, пока у вас не выстроилась собственная схема занятий, вы можете пользоваться следующей:
Вначале необходимо заинтересовать ребенка сюжетом рассказа : загадать загадку про главного героя, показать и обсудить картинку с его участием;
Далее предлагаем ребенку послушать и читаем произведение;
Задаем вопросы по произведению. Вопросы могут быть направлены: на порядок действий в произведении (что за чем, на место действия и как оно описывается, на характеристику главных героев и обсуждение мотивов их поступков, на использование фразеологизмов и авторских оборотов в тексте;
Предупреждаете ребенка, что после прочтения он будет пересказывать, после чего зачитываете произведение;
Ребенок пересказывает. Если у него возникают сложности с сюжетом или последовательностью, помогаем, задавая наводящие вопросы;
Хвалим ребенка и предлагаем творческое занятие по произведению (рисование, аппликация, лепка, поделка и пр).
Пересказ в 5-6 лет
При успешном овладении навыками подробного пересказа в раннем возрасте, в 5-6 лет усложняют задачу для ребенка, используя поэтические описания природы в качестве основного текста.
Более сложным заданием будет краткий пересказ текста, что требует от ребенка умения отделить главное от второстепенного, сохраняя при этом целостность сюжетной линии.
Для этого после первичного прочтения и обсуждения сказки предложите ребенку разбить ее на главы. Объясните, что главы – это части произведения, в которых описывается кусочек сюжета. Главу можно коротко назвать так, что всем сразу будет понятно, о чем она. Начинайте повторно читать сказку, а ребенка просите вас останавливать, когда глава закончится, после чего вместе придумайте название главы, и пусть ребенок схематично зарисует её содержание. Глав должно быть от 4 до 8. У вас получится написанный и схематический планы произведения. Теперь попросите ребенка рассказать текст, опираясь на нарисованную схему и не вдаваясь в подробности.
В этом возрасте используют иные вопросы на этапе обсуждения. Вместо вопросов — где? когда? что? какой? — используют – почему? зачем? для чего? — которые помогают ребенку понять смысл, напрямую не раскрытый в произведении.